Нина Анатольевна Яковлева,

Региональный центр чтения

Я назвала свое сообщение не оригинальности ради, но чтобы сфокусировать нынешнее положение литературы. Читатель и писатель не взаимосвязаны, а те писатели, которые чрезвычайно интересны читателю, ушли в глубокую политику.

Засилье низкопробной литературы, бесконечных малохудожественных сериалов отдаляют человека от культуры, создается вакуум отчаяния. В 1917 году, году большевистского переворота, культура как стала факультетом ненужных вещей, так остается и до сих пор.

Тем не менее, мы видим, как наша культура спасается и выживает благодаря неравнодушию граждан, как таинственная страсть побеждает застой.

Я не ставлю перед собой задачу, чтобы вы записывали названия книг, которые я могу предложить. Моя задача – обрисовать литературную ситуацию, чтобы нам вместе понимать, где мы находимся. А находимся мы в состоянии гуманитарной разобщенности.

Именно это состояние рождает фигурные скобки писательского самовыражения. В прозе борются две тенденции — социальная и эстетическая, или – «реалисты» доказывают правоту перед эстетами.

Есть две литературы: литература идей и литература людей. Литература идей тоже бывает очень интересная, определенное просветительское направление, но литература людей это совершенно завораживающе. Людмила Улицкая часто говорит в своих интервью: «Более  всего интересен человек, то, как он проживает жизнь и разрешает извечные вопросы в тех обстоятельствах, которые ему даны, – каждое время предъявляет человеку свои собственные повороты тех же самых вопросов».

Возникшая атомизация общества  ставит серьёзные вопросы. Улицкая призывает: «Культура – образование, образование – культура». Знание  истории помогает  понимать культурологические закономерности развития общества.

В  Год Кино  мы с упоением говорим о роли кино в библиотеках. Пожалуй, лучшего оксюморона не придумаешь. Экранизация и книга - ножницы в сознании человека, особенно подростка, которому не хочется читать книгу, но проще посмотреть фильм по этому художественному произведению. И получаются вещи непростительные. Говоря о романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго» пересказывают сцены фильма Александра Прошкина, когда Комаровский, которого играет Олег Янковский, приезжает за Ларой на броневике. Но нет этого в романе! У каждого жанра своё предназначение. Вы можете представить, с объявлением ГОДА БИБЛИОТЕК, что в театрах или кинотеатрах станут говорить о каталогизации или библиографических указателях?!

Возникает такой диссонанс в моменты литературных пауз, когда культура литературы начинает буксовать, хватается за спасительную классику или откровенную буффонаду литературную.

Можно ли считать кино союзником библиотеки? Главное – надо ли.

Пожалуй, каждое литературное поколение проживает своеобразную паузу.  Останавливается жизнь современной литературы, наступает ощущение требовательного обращения к классике, к ранее недочитанному.

Искусство инсталляций, перформанса  порой ассоциируется с фигурными скобками чтения. Когда я смотрю перформанс – услышать шуршание купюр под водой – у меня возникает невольное желание услышать это шуршание более привычным способом. Так и в литературе: невнятность изложения, выражения отпугивает и не вызывает никаких размышлений.

Если писателю скучно, он должен замолчать. Чехов раскрыл природу «человеческой тоски и скуки» не оттого, что ему было скучно до мерзости, а оттого, что его тревожил человек, и он узнал свою тайну. У каждого писателя своя тайна.

Последний  оксюморон уходящего года: Нобелевская премия по литературе вручена человеку, никогда не издававшему своих произведений: «За создание новых поэтических выражений в великой американской песенной традиции». Лауреат – Боб Дилан, поэт, рок-музыкант, свои стихи поет, кто его слушал, кто понимал, о чем поет, тот понимает, что да, это весьма любопытно. Но, тем не менее, вопросы остаются…

Самое интересное, что возмущаются награждением Дилана в России, где рок всегда был в большей степени логоцентричным, чем музыкальным.

Я расскажу о разных  книгах, в том числе и о тех, у которых нет громкой истории, известных имен. Но примечательны они своей внятностью изложения, когда не теряется смысл. И я хочу подчеркнуть: когда на безкнижьи можно найти книгу.

Мы можем обратиться не только в спасительную классику, но и в близкие нам периоды.

Должна ли литература «менять мир так, чтобы коверкались души и нарушались вековые процессы».  Об этом говорит Бэла Улановская. ОДИНОКОЕ ПИСЬМО, - сборник статей, рассказов, заметок.

Журналист, выпускница ленинградского филфака. О ней сейчас много говорят в литературных кругах,- и вспоминая её работы, и вспоминая её саму. Её журналистские очерки несут законченную форму, и, главное! прекрасный русский язык.

Мозаичность восприятия реалий, чувств напоминают кино Киры Муратовой. Её мироощущение понятно, лирика её чувств доступна.

 Я написала о ней, и на это сразу откликнулась Марина Палей, будучи в Ленинграде, они много общались, это были 60-е годы. Палей говорила о ее удивительно светлом состоянии, и такая же проза ее.

ПЕРЕКЛИКАТЬСЯ В НАДВИГАЮЩЕМСЯ МРАКЕ, - так Улановская сказала о прозе Людмилы Петрушевской. И ведь удивительно точно. Эксгибиционизм, помноженный на экзистенциализм, но также страстное желание жить и общаться, - это атмосфера Петрушевской.

Зупан  Владимир  «Левитан»

Пребывание человека в тюрьме. Тюрьма врастается в человека, человек ищет пути спасения, а потом просто пути приспособления. Путь отчаяния человека уничтожает, съедает. Выживание в тюрьме вопреки. Помогло творческое отношение к жизни, что сродни веры.

Мария Голованивская  «Пангея»

Здесь не персонифицировано, здесь всё обобщено,  здесь всё как явление. Рассказ о придуманной стране, ключевой стиль: символ-метафора, мистификация. Можно сказать, это научная антиутопия.

Красной нитью проходит символ обезличивания: убить ради денег, не получить земного поминания, уйти в забвение, - жизнь ради достатка. Скверноприбытчество, как тяжкий грех, как  проклятие.

«Лучшее от McSweeneys»  - на фоне безкнижия, или  выморочной композиции, эта книга, позиционирующая как альтернативная проза, хорошее упражнение для образного мышления.

Эндрю Миллер  «Подснежники»

Её автор – британец, в середине двухтысячных корреспондент журнала «Экономист», несколько лет провёл в Москве.

ПОДСНЕЖНИКИ – психологический детектив, с размышлениями о незнакомой ему стране. Преступление, которое находится в центре сюжета,– отвратительно и при этом достаточно обыкновенно для современной России: мошенничество с недвижимостью.

Интересный факт: британец, накачанный агитками об «империи зла», лучше находит взаимопонимание с людьми, которые в коммунистической империи росли и жили, чем с теми, кто воспитан капитализмом и западной поп-культурой. Первые ему симпатичны, вызывают дружелюбное уважение, вторые обычно малоинтересны, чужды и всё время заставляют держаться настороже.

Людмила Улицкая «Лестница Якова»

Умение  писателя в обычном, малом увидеть масштаб времени поразительно. Знаменитое выражение – лестница Якова – помимо своего выраженного библейского смысла, как постоянного духовного восхождения и смысла покаяния, читается и как художественная притча о вечном интеллектуальном движении человека.

Сейчас популярны короткие авторские эссе. Они имеют свободное обращение, легко доступны в социальных сетях, наиболее интересны  у Бориса Акунина, Татьяны Толстой, Марины Палей. Палей – мастер короткой прозы, она и стихотворением даст своеобразное эссе.

Развивается жанр биографического литературоведения. Алексей Варламов, пишущий в популярной форме о Булгакове, Пришвине, Алексее Толстом, или Дмитрий Быков о Пастернаке, Окуджаве, Маяковском, но уже приближающемуся к научному исследованию; Мариэтта Чудакова о Булгакове, или Людмила Сараскина об Александре Солженицыне пишут в классическом исследовательском ракурсе, в т.н. старой школе, как писали о Федоре Достоевском Юрий Селезнев, Леонид Гроссман. Сейчас в «НОВОМ МИРЕ» Майя Кучерская опубликовала главы из книги «Николай Лесков».

В  ноябре в издательстве Corpus вышло подробное исследование журналиста и писателя Роберта Роупера об американском периоде Владимира Набокова: как обосновался в США, написал первые романы по-английски, в том числе скандальную «Лолиту», и профессионально занимался энтомологией. Роберт Роупер «НАБОКОВ В АМЕРИКЕ».

Например, особенность перевода Набокова в том, что этот писатель не был привязан ни к какой местности. Он знал языки, но они были рафинированы. Его герои говорили языком не атрибутируемым.  Он, например, не знал слово "бардачок", не знал слова "джинсы".

Чтение – это тот факт, который может быть благодарным бумерангом. Есть такая притча.

 

ПРО РЕДЬКИ

Главным лекарством от всех недугов он считал редьку и поэтому каждое утро съедал по две печеные редьки и тем обеспечил себе долголетие. Однажды, выбрав момент, когда в доме чиновника не было ни души, на усадьбу напали супостаты и окружили её со всех сторон. Но тут из дома вышли два воина и, беззаветно сражаясь, прогнали всех прочь. Хозяин, очень этому удивившись, спросил: - О люди! Обычно вас не было здесь видно, но вы изволили так сражаться за меня! Кто вы такие?

- Мы редьки, в которые вы верили многие годы и вкушали каждое утро, - ответили они и исчезли.

Вот и для нас – литература, чтение – обязательно станут подобными редьками.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель, редакция При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество