Информационные потребности муниципальных служащих и руководителей культуры: по результатам маркетингового исследования

Сипцова Л.А., главный библиотекарь
отдела координации деятельности
библиотек области Псковской ОУНБ

В 2006 г. отделом координации деятельности библиотек Псковской областной научной библиотеки проведено маркетинговое исследование “Информационные потребности муниципальных служащих и руководителей культуры”.

Его цель - изучение уровня сложившихся отношений между муниципальными библиотеками и руководителями органов местного самоуправления в целях дальнейшего полноценного удовлетворения информационных запросов данной группы пользователей и внедрения в практику работы библиотек современных, основанных на передовых технологиях, форм предоставления сервисных услуг.

Основные задачи исследования - установить, какого рода информация интересует руководителей, муниципальных служащих, депутатов городских и волостных собраний; выявить, для каких целей нужна требуемая информация, т.е. мотивы обращения в библиотеку; определить наиболее оптимальные формы предоставления информации.

В исследовании приняли участие 124 человека, обработано 124 анкеты. На вопросы отвечали представители органов местного самоуправления, муниципальные служащие: главы районов, их заместители, руководители различных отделов администраций, экономисты, юристы и др.

Данная группа респондентов характеризуется высоким образовательным уровнем: 81,5 % имеют высшее образование; 13,7 % - среднее специальное; 4,8 % - незаконченное высшее. По стажу работы на руководящей должности аудитория распределилась следующим образом: новичков, которые работают до 5 лет – 41 человек (33 %); до 10 лет – 19 (15,3 %); свыше 10 лет – 62 (50 %).

В силу профессиональных и должностных обязанностей респонденты постоянно повышают свой образовательный уровень: 13,7 % учатся в высших и средних специальных учебных заведениях; 65 % - систематически проходят переподготовку на курсах повышения квалификации и стажировках. 72,6 % опрошенных указали самообразование как один источников повышения профессионального уровня.

Современная концепция деятельности муниципальной библиотеки, формулируемая как “информационный центр местного сообщества”, предполагает новый качественный уровень работы библиотеки с ориентацией на жителей конкретной территории с ее особенностями, местной спецификой. Одно из ведущих направлений работы муниципальной библиотеки - это информационное обеспечение деятельности органов местного самоуправления. В отношении данной группы пользователей библиотеки преимущественно исполняют информационную функцию: содействуют в их профессиональной управленческой и образовательной деятельности, т.к. многие из них учатся муниципальному управлению.

В этих целях библиотеки осуществляют индивидуальное и коллективное информирование отдельных сотрудников и групп властных структур; регулярно проводят для органов управления часы, дни информации с целью знакомства с новыми публикациями по теме. Библиотеки оказывают им информационную помощь, составляя библиографические списки, аналитические справки, пресс-дайджесты, делая тематические подборки литературы.

Анализ анкет показал, что почти половина опрошенных регулярно пользуются библиотеками: 46,7 % респондентов дали ответ «да, регулярно пользуюсь»; 53,2 % - «да, пользуюсь, но изредка». Только 3,2 % не посещают библиотеку, но ответили, что услугами библиотеки пользуются члены семьи.

Вывод о полезности, востребованности библиотек подтверждают ответы на вопрос 6 анкеты: «Есть ли в библиотеке полезная для Вас информация?». 77,4 % ответили: «да, я не раз искал(а) и находила»; а 12,9 % - «думаю, что да, хотя сама не искал(а)». Отрицательно ответили на этот вопрос 3,2 % опрошенных.

Основным фактором, формирующим библиотечно-информационные потребности читателей, является их профессиональная деятельность.

Для этой категории пользователей важнейшими источниками получения информации являются:

  • «вышестоящие организации» (66,1 %);
  • «средства массовой информации» (48,4%);
  • «начальство и коллеги по работе» (42,7 %);
  • «различные публикации по интересующей тематике» (41,1 %);
  • электронные базы данных, Интернет (63,6 %);
  • «сотрудники библиотеки» (25,8 %);
  • «сами создают информацию в процессе деятельности» (18,5 %).

В силу своей профессиональной занятости в этой группе пользователей преобладающим спросом пользуются конкретные правовые документы: «тексты законов, решений, постановлений» - 42,7 %; «комментарии к законам» - 50,8 %, а также информационно-аналитические материалы: списки опубликованных статей или других материалов по теме (36,3 %); подборки текстов по теме (29,0 %); обзоры материалов по теме (26,6 %).

Преобладают деловые моменты обращений - работа, повышение квалификации

(56,5 %); выполнение учебных заданий (40,3 %). Широко представлены общественные и личные интересы:

  • 46,8 % хотели бы «найти что-нибудь интересное, связанное с личными склонностями, интересами»;
  • 17,7 % - «информацию о событиях в мире»;
  • 12,1 % - «информацию, помогающую решать социально-бытовые проблемы»;
  • 10,5 % - в связи с общественной деятельностью

Темы, которыми интересуется данная группа пользователей, достаточно разнообразны: «Концепции административной реформы в РФ. 2006-2008 гг.», «Полномочия органов местного самоуправления городского поселения», «Жилищное законодательство», «Бухгалтерский учет и налоги в бюджетных организациях», «ЖКХ – приватизация, способы управления», «Социальное развитие села до 2010 г.», «Аграрный комплекс села», «Реорганизация учреждений образования и культуры в свете ФЗ № 131»; а также вопросы истории, психологии, религии, краеведения, семейных отношений и т.д.

Вопрос 7 “Каким образом Вы хотели бы получать информацию?” отражает спрос пользователей на предоставляемые библиотеками услуги. Схема предпочтений желаемых путей получения информации такова:

  • предпочитают сами приходить в библиотеку 45,1 %;
  • получать от библиотекаря, консультанта непосредственные ответы на интересующие вопросы - 40,3 %;
  • заказывать материалы по телефону, электронной почте, а затем получать их в библиотеке - 22,6 %;
  • получать материалы по электронной почте, через Интернет - 9,6 % .

Ответы на вопросы анкеты, связанные с использованием новых компьютерных технологий в информационном обслуживании: «Пользуетесь ли Вы компьютером, Интернетом?», «Из каких источников Вы обычно получаете нужную для Вашей работы информацию?» и др. позволили выявить, как изменился уровень технического оснащения рабочего места муниципального служащего.

Почти 60 % респондентов отметили, что регулярно пользуются компьютером на работе, а еще 24 % - «иногда на работе». Треть опрошенных имеет компьютер дома, в т.ч. 21 % - подключены к Интернет. 67 % пользователей готовы получать необходимую им информацию по сети сами. Достаточно высокий процент анкетируемых готовы при этом обращаться в библиотеки, чтобы иметь доступ в Интернет (16,1 %) и электронные базы данных (35,4 %), т.к. 34,6 % ответили, что у них нет возможности пользоваться Интернетом и 10,5 5 % - компьютером. Потребители не отвергают и другие библиотечные формы, в случае необходимости они продолжают осуществлять самостоятельный поиск информации по традиционным каталогам.

Хотя библиотека не рассматривается сегодня как единственный и главный источник необходимой информации, но ассортимент услуг, которые оказываются пользователям, постоянно расширяется. Об этом говорят ответы, полученные на вопрос: «За какими услугами Вы готовы обращаться в библиотеку?»:

  • ксерокопирование – 14,5 %;
  • компьютеры – 9,6%;
  • доступ к информационным ресурсам – поиск в электронных БД (35,4 %); выход в Интернет (16,1 %);
  • консультации юриста – 20,1 %;
  • консультации психолога – 8,1 %;
  • обучение на компьютере – 8,9 %;
  • сервисные услуги – брошюровка (6,5 %); полиграфические работы (4,8 %); компьютерный набор (13,7 %).

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

Библиотеки и сформированные центры деловой, социальной и правовой информации являются сегодня важнейшим ресурсом развития муниципального образования.

Своевременное и качественное оповещение муниципальных служащих и руководителей культуры о вновь появившихся документах, в т.ч. по вопросам местного самоуправления, достигается за счет:

  • формирования полноценной информационной базы в муниципальной библиотеке;
  • оперативности информационного обслуживания;
  • использования современных технологий;
  • аналитической обработки информации.

В целом пользователи позитивно настроены в отношении качества предоставляемых библиотеками услуг.

Большинство специалистов органов местного самоуправления отдают предпочтение электронными источниками информации и аналитическим материалам, но техническое оснащение электронных баз данных на их рабочем месте выше, чем в библиотечных системах.

Перед библиотеками стоит задача создания банка данных опережающей информации, т.е. формирование проблемно-тематических электронных досье по темам, на которые еще не получены запросы. Цель – создание оперативной информационной базы для муниципальных служащих и руководителей культуры для дальнейшего совершенствования управленческой деятельности и развития территории.

 

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель, редакция При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество