поиск по базам библиотеки  поиск по сайту





Личный кабинет



Электронная библиотека "Псковиана"
Национальная электронная библиотека
Проект Библиородина
Национальная электронная детская библиотека

Календарь событий

Скоро в библиотеке

Коммерческое судопроизводство на Псковской земле
Коммерческое судопроизводство на Псковской земле
Финист Ясный Сокол и прочие местные чудеса
Финист Ясный Сокол и прочие местные чудеса
Иванов В.Н. Шахницы: история деревни
Иванов В.Н. Шахницы: история деревни

Тематические сайты

Псковский край
Библиотечный портал Псковской области
Региональный центр чтения
Книжные памятники Псковской области
Главная События Виртуальные выставки

Как хорошо уметь читать… писать… думать… рассуждать… - к Международному дню грамотности

04 сентября 2017 18:28

Чем человек просвещённее, тем он полезнее своему обществу.

А.С. Грибоедов

Язык – это инструмент, необходимо знать его, хорошо им владеть.

М. Горький

Философы придумали много как серьезных, научных, так и шуточных, остроумных определений человека.

"Человек - двуногое животное, но без перьев", - утверждал Сократ.

"Человек - общественное, политическое животное", - возражал Аристотель.

Человека называли существом созидательным, деятельным, свободным, священным, играющим, поэтическим.

Самым распространенным определением стало: homo sapiens - человек разумный.

Но это разумное существо в течение тысячелетий невозможно представить еще без одного свойства. Разумный человек, как правило, - человек читающий и пишущий.

Процессы чтения и письма возводятся в ранг важнейшей человеческой потребности, наряду с разумом, деятельностью, общением. А поэтому научить ребенка (человека) не только грамотно владеть речью (культура речи), верно излагать мысли на бумаге, но и читать …читать просто для себя (например, русскую классику, которая является основой школьного курса литературы и которую иногда считают скучной, неинтересной, устарелой (ведь кто-то может спросить: зачем, к чему я должен (должна) читать то, что написано двести лет назад и рекомендовано какими-то дядями и тетями?) – задача не из простых.

Отбор произведен не нами, он произведен историей. Пушкина и Гоголя читают почти двести лет, и будут читать еще через двести, когда никто не вспомнит современных модных авторов. Неужели нам неинтересно понять почему?

Предложенные вниманию читателей книги из фонда научной   библиотеки помогут убедить их в том, что настоящая литература учит двум самым простым и одновременно самым сложным вещам: видеть мир и понимать человека.

…Грамотность российских школьников и студентов катастрофически падает, твердят в один голос все преподаватели - от учителей начальной школы до университетских профессоров. Пока составители программ и учебников решают, как бы еще модернизировать учебный процесс, а родители озабочены главным образом изучением иностранного языка, большинство выпускников не могут написать несколько страниц русского текста без ошибок. А ведь это одно из самых необходимых, но и самых трудных для освоения умений. Учителя русского языка сокрушенно вздыхают: сколько ни бьешься – и карточки, и тренинги, и компьютерные «обучалки», - количество ошибок сокращается очень медленно.
Так можно ли научить писать грамотно? Преподаватель словесности Сергей Штильман убежден, что можно. Но в режиме индивидуального подхода. Дело за малым: нужно лишь знать, как это делается. Нужно при этом иметь в виду и то, чего делать не надо. И все. Как с обработкой мрамора, из которого нужно высечь скульптуру: убрать лишнее, оставить необходимое. И желательно при этом не перепутать одно с другим. Принцип, кстати, универсальный для преподавания любого предмета. В своей книге «Как научить писать грамотно» С. Штильман предлагает свои методики эффективной помощи школьникам.

Штильман, С. Л. Как научить писать грамотно : индивидуальная коррекция грамотности : кн. для учеников, родителей и учителей / Сергей Леонидович Штильман. - Москва : Скрипторий, 2002. - 272 с. - Лит.: с. 268.

Мир, в котором мы живем, по мнению автора, - это мир алгоритмов и лабиринтов. Чтобы выйти из лабиринта живым и невридимым, нужна путеводная нить – алгоритм., то есть «система операций, применяемых по строго определенным правилам, которая после последовательного их выполнения приводит к решению поставленной задачи. Причем неважно, какой это алгоритм – выполнение алгебраической, химической, физической или логической задачи. Есть свой алгоритм и в таком важном деле, как постановка  грамотности. Знать его необходимо, иначе можно бесконечно долго блуждать по коридорам колоссального лабиринта под названием Орфография, Грамматика и Синтаксис.

Если вы готовы принять из рук Сергея Штильмана нить, которая выведет вас из тьмы на свет, держите ее крепе и не выпускайте.

Эта книга - своеобразная «выжимка» из репетиторских занятий за15 лет, попытка рассказать всем «о подводных камнях и рифах», которые ожидают на этом нелегком пути.

Как построить систему занятий по коррекции грамотности, как «ставить» те или иные орфографические и прочие умения и навыки, какие упражнении и в какой последовательности выполнять. Ответы на эти и другие вопросы Вы найдете в этом издании. Кроме того, книга наполнена  разнообразными по форме, содержанию и уровню сложности текстовыми и словарными диктантами, рабочими карточками, тестами, всевозможными памятками.

В Школе филолога, нейрофизиолога, руководителя и автора Натальи Романовой, чью книгу «Идеальная грамотность» : русский язык без правил и словарей

Романова, Н.   Идеальная грамотность : русский язык без правил и словарей : [12+] / Наталья Романова. - Москва [и др.] : Питер, 2015. - 201, [1] с. : ил., табл. ; 21 см. - (Школа Натальи Романовой).

мы представляем сейчас, вас научат ИДЕАЛЬНО писать, используя альтернативную программу практической грамотности "Без правил", которая действует с 1992 года. Если вы, читатель, родитель школьника, то Наталья Романова предлагает  обсудить ряд позиций, и здесь раскрывается основная концепция программы: научиться писать без ошибок модно лишь тогда, если:

1. Вам известна природа этих ошибок. 2. Вам знакома система подростковых ошибок.

Эта книга - не увлекательный блокбастер, но и не учебник. Даже не учебное пособие. В ней предлагается принципиально иной, альтернативный подход к грамматике, который настоятельно рекомендует отказ от школьных стереотипов. Программа "БП"  - постоянные тренинги на внимание и контроль на счет и увеличение объема оперативной памяти в момент письма! Именно это и гарантирует результат обучения.

Разделы книги познакомят вас со стратегическими действиями в борьбе с ГЛАВНЫМИ и ВТОРОСТЕПЕНЫЫМИ ОШИБКАМИ, среди которых - "О" и "Ё" после шипящих, "Н " и "нн" во всех словах, дефисное написание, окончания существительных , "не" с причастием. А часть третья посвящена ПАУЗНОЙ РЕЧЕВОЙ ПУНКТУАЦИИ и включает в себя сложные случаи  - деепричастные и причастные, союзные и вводные обороты. Иными словами все, что так не любят школьники. Ох, уж эти запятые….

Итак, курс предельно прост и эффективен, решает все проблемы с грамотностью, стоящие перед школьниками и абитуриентами, включая успешную сдачу ЕГЭ. Он позволяет всего за 10 занятий научиться уверенно писать без ошибок!

В любом случае, работу над формированием навыков правописания следует начинать с текстов, в которых конкретные слова имею свои контексты, объединены формально  и содержательно, считает Александр Мурашов, автор учебного пособия, выдержавшего 5 переизданий «Абсолютная грамотность».

 

Мурашов, А. А.  Абсолютная грамотность : пособие по орфографии для совместной работы преподавателя и студента / Александр Александрович Мурашов ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - 5-е изд., стер. - Москва : Изд-во Московского психолого-социального института ; Воронеж : МОДЭК, 2008. - 142, [1] с. : ил. - (Библиотека студента). - Библиогр.: с. 142.

 Эти контексты позволяют объяснить  правописание и в дальнейшем избежать ошибок. Анализируя тексты, вы составляете модели, которые, сохраняясь в памяти , позволят в аналдогичной ситуации обращаться не к правилу, а к уже освоенному фрагменту, по аналогии с которым конструируется новый орфографический факт.

Любопытнее рассуждения автора по поводу …ошибок.  Вот ситуация конкретная – допущена она, родимая. Что делать? По мнению А. Мурашова,  - не карать и не купировать , аи изучать ПРИЧИНЫ. Этот аспект исследования речевого развития личности, его специфики и потенциалов  рассмотрен в главе "От правила – к модели языка".  В. М. Бехтерев говорил о развитии речи как важнейшем индикаторе развития психики; в дано случае ошибка выступает как психическое явление, сигнализирующее об этапе становления речевой личности человека.

Студенту важно понять, почему он ошибся, что повлияло на написание, какие законы вступили в противоречие.

Мы видим, что в основе методики обучения грамоте "по Марашову" лежит психологический аспект.

Особое место в книге занимают концепции изучения русского языка и предлагаемая автором методика "врожденной грамотности", основанная на творческом содружестве преподавателя и студента. Рассматриваются история языка и современные нормы правописания, историческая и современная структура слова, принципы сохранения морфемы, правописание гласных и согласных в корнях и приставках, непроизносимые согласные корня, правописание мягкого знака с после шипящих в различных частях речи.

Автор утверждает , что усвоение одних лишь правил может оказаться залогом безграмотности, усвоение же орфографического навыка ведет к автоматизации правила, когда работающим фактором оказывается не формулировка, а формируемая модель в единстве конкретных образов и аналоговых структур. Кроме того, наиболее успешное запоминание правила  происходит тогда, когда текст, содержащий множество соответствующих примеров, подвергается зрительному "сканированию", "фотографированию", чтобы остаться в образно-смысловой памяти целиком и при необходимости выдавать нужную информацию.

Учебное пособие рекомендовано издательским советом Российской академии образования и ориентировано на преподавателей и изучающих русский язык студентов неязыковых вузов.

Все мы понимаем, что овладеть грамотной письменной и устной речью сложно. И здесь не обойтись без «помощников». Без каких, как вы думаете? Правильно: без справочников!

Издания подобного типа очень удобны и практичны. Справочники обычно имеют систематизированную структуру, разделы в них упорядочены по определённому принципу. Поэтому пользователь с легкостью найдет ответ на любой вопрос интересующей его темы.

Ими пользуются все: и школьники, и абитуриенты, и студены, и преподаватели, и специалисты разных отраслей.

Особой популярностью  в «жаркие» дни выпускных экзаменов пользуются справочники для поступающих в вузы, где собрана практическая  информация по всем без исключения школьным предметам. А тем, кто поступает в филологические вузы, рекомендуем универсальный  СПРАВОЧНИК по орфографии и пунктуации со словарями и тестами Марины Елисеевой и Евгении Ковалевской, выдержавший 4 переиздания.

Елисеева, М. Б.   Универсальный справочник по орфографии и пунктуации : со словарями и тестами / Марина Борисовна Елисеева, Евгения Григорьевна Ковалевская. - Санкт-Петербург : Паритет, 2011. - 413, [1] с. - Библиогр.: с. 410.

«Языковой паспорт» говорящего (термин И. А. Стернина) - это та информация, которую мы получаем о говорящем, когда слышим его речь; это наше общее представление о говорящем по его речи (возраст, пол, культура и др.). Языковой паспорт человек не может скрыть, и поэтому о нем необходимо тщательно заботиться.

Приведенные ниже цитаты из «Записок об Анне Ахматовой» Л. К. Чуковской демонстрируют две главные особенности отношения говорящих к нормам литературного языка: запоминание чужих ошибок (проходит много лет, а мы помним, как будто это было вчера) и эмоциональность, проявляемую в их оценке.

«Я мельком осведомилась, помнит ли она [Ахматова] такой эпизод из Люшиного детства: я впервые привела Люшу в школу. Синий выглаженный бант, новые книжки, новый портфель - и цветы для учительницы. Внизу, в холле, в торжественной тишине, мамы и дети. И вдруг…

Анна Андреевна меня перебила, не дала договорить:

- И вдруг в этой торжественной тишине директор, долговязый парень, командует: «Матеря, давайте направо…»

«Вы знаете, я считаю неприличным делать замечания людям, если они неверно говорят. Неприличным и пошлым. Ничего не поправляю. Все переношу. Но вот «во сколько» вместо «в котором часу» или вместо «когда», - тут она задохнулась от гнева и дальше произнесла по складам,- я вы- нес-ти не мо-гу. И «мы живем в Кратово» вместо в «Кратове» - тоже не могу».

У Ахматовой необычным кажется терпимое, даже нейтральное отношение к грубой ошибке и строгая оценка того, что сегодня вообще не представляется большинству говорящих ошибкой. Но и это достаточно типично: кто-то, говорящий «матеря» вместо «матери», вызовет у нас улыбку, потому что это явно человек другого круга. А «вклЮчит» вместо «включИт» или «звОнит» вместо «звонИт» более показательны и огорчительны в речи человека образованного.

Построение предлагаемого вниманию читателей справочника по орфографии и пунктуации русского языка несколько отличается от построения большинства традиционных справочников. Традиционные справочники не имеют единого принципа изложения орфографических правил. Так, в пособии Д. Э. Розенталя (самом известном справочнике, и заслуженно известном) эти различные принципы изложения отражены в заголовках, например: «Правописание гласных в корне», «Употребление прописных букв», «Разделительные ъ иь», «Правописание приставок», «Гласные после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях», «Правописание имён существительных», «Правописание имён прилагательных» и т. п. Таким образом, в разных разделах оказывается, например, изложение правил правописания гласных после шипящих в корнях, суффиксах и окончаниях слов, т. е. уже при поиске нужного правила надо точно знать, в какой именно морфеме встретилась «трудная» буква.

В данном издании некоторые из этих неудобств «пользователя» исчезают. Так, например, все случаи употребления мягкого знака объединены в один раздел (ь для обозначения мягкости;  ь на конце слов, относящихся к разным частям речи; разделительный ь), тогда как обычно все это надо искать на совершенно разных страницах пособий.

Что качается общего принципа построения разделов, то он таков:

1. Правило, подкрепленное примерами. Форма изложения правил не единообразна: она зависит от удобства и целесообразности изложения конкретных правил.

2. Различать - список трудных слов на это правило, данных парами, противопоставленных друг другу, отличающихся только одной буквой.

3. Запомнить - наиболее трудные случаи и исключения из данного правила.

В разделе «Пунктуация» в центре внимания составителей пособия - правильная постановка всех возможных знаков препинания в предложениях, и поэтому в один параграф сведены различные с синтаксической точки зрения случаи, например, объединены в один параграф все случаи постановки тире (между подлежащим и сказуемым, перед обобщающими словами, при выделении приложений, вставных конструкций, между частями сложного бессоюзного предложения и др.).

Разумеется, для того чтобы суметь самостоятельно найти и применить на практике правила, приведенные в справочнике, читателю необходимы определенные сведения из области теории современного русского языка, как и при использовании любого другого пособия.

Важной частью нашего издания является словарь по культуре устной и письменной речи (сост. М. Б. Елисеева), состоящий из трех частей.

Завершает издание раздел «Тесты» (сост. М.Б. Елисеева). Вводные тесты дадут вам возможность проверить свой уровень грамотности, обучающие - помогут овладеть нормами письменной и устной речи, а итоговые - выяснить, приобрели ли вы новые знания в результате работы с нашим справочником. Ко всем тестам имеются ответы, но советуем заглядывать в них только после того, как вы выполните задания самостоятельно.

Книга предназначается в первую очередь для школьников, овладевающих нормами письменной и устной речи, и для учителей русского языка, помогающим ученикам в этом нелегком труде; преподавателям вузов различных профилей, студентам, корректорам и редакторам, а также всем, интересующимся вопросами культуры устной и письменной речи.

Пособие незаменимо при подготовке к сдаче Единого государственного экзамена по русскому языку.

Итак, "подковавшись" орфографически и пунктуационно при помощи вышепредставленных изданий читатель может смело браться за перо и писать вирши, если господь не обделил природным даром, или даже "замахнуться"  на нечто более объемное - повесть или роман …сотворив последнее, предложит  ближнему своему прочесть и вот тут-то….

Портрет эпохи, память человечества, учебник жизни, источник знаний, зеркало на большой дороге, пейзаж на столе, собеседник, дитя разума, кусок дымящейся совести (Пастернак), тело мысли, машина времени... – это все о ней, о КНИГЕ

Всматриваясь в определения книги, можно заметить, что они разделяются на три группы, даются с трех разных точек зрения.

Точка зрения автора, создателя книги. Книга - тело его мысли, дитя разума, портрет души, кусок дымящейся совести.

Точка зрения текста, книги самой по себе. С этой точки зрения, она - пейзаж на столе, зеркало, запечатленное время или память человечества.

Наконец, точка зрения читателя. Для него книга - собеседник, машина времени, учебник жизни или источник знаний.

Таким образом, всмотревшись не в конкретное содержание книги, но в ее функцию, мы увидим не текст, но - процесс. В человеческой культуре книга включена в процесс эстетического общения (коммуникации), представляет средний элемент коммуникативной цепочки: автор (писатель) - книга (произведение) - реципиент (читатель).

Книга обязательно предполагает читателя, рассчитывает на него.

Критик Ю. И. Айхенвальд (и не он один) предложил целую программу читательской деятельности, где роль читателя оказывается не менее важной, чем роль автора, творца. "Читать - это значит писать. Отраженно, ослаблено, в иной потенции, но мы пишем "Евгения Онегина", когда "Евгения Онегина" читаем. Если читатель сам в душе не художник, он в своем авторе ничего не поймет.К счастью, потенциально мы все поэты. И только потому возможна литература" ("Силуэты русских писателей").

Однако такой - идеальный - читатель, собеседник, соавтор художника, в реальности существует не всегда. Таким читателем нельзя родиться. Им можно только стать.

Так считает автор книги "Чтение с увлечением : мастерские жизнетворчества" Елена Галицких, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой русской и зарубежной литературы Вятского государственного университета, заслуженный учитель России, автор более 300 публикаций, монографий и учебных пособий.

Галицких, Е. О. Чтение с увлечением : мастерские жизнетворчества / Елена Олеговна Галицких. - Москва : Библиомир, 2016. - 271 с. : ил., фот., портр. ; 21. - Библиогр. в конце ст.

Каждый человек на протяжении сей своей жизни творит ее, ищет, сомневается, что-то обретает и теряет… Книга Елены Галицких  щедро дарит нам еще один источник познания жизни – встречу с книгой, а через художественный текст – с самим собой. Мастерские универсальны : стать их участником будет радостно и школьнику, и студенту, и вполне взрослому человеку. Каждый из них может выбрать то художественное произведение, на которое отзовется душа. И каждый, направляемый рукой Мастера изящно и бережно, вдохновенно и с открытой душой, будет заражён энергией Смысла, и в конце концов станет сотворцом его, пережив этот Смысл как собственный духовный опыт, как личное открытие и откровение.

Мастер-классы по изучению/анализу текстов, разработанные и предложенные Е. Галицких, практические наработки, читательские семинары, познавательные игры, литературные салоны, публичные уроки чтения – все это новые  формы организации читательской деятельности в современных условиях. Автор говорит: "Мастерская как педагогическая технология создает условия для игры с текстом в особом пространстве жизнетворчества, которое раскрывается и выстраивается каждым участником читательской деятельности. Мастер использует "дорогу" как метафору жизни, познания, развития, открытия нового. Человек, взрослый или подросток, ощущает  себя субъектом познания" и общения, если ему и предоставить свободу выбора маршрута, спутника, текста, жанра, впечатления образа. В этой мастерской есть риск, настроение, интрига, загадка, бескорыстие – все то удивительное, что свойственно игре как способу познания жизни. Поскольку путешествие предполагает движение, то содержание мастерской  раскрою с помощью  "остановок" – точек развития. У каждого в начале "пути" есть свой маршрутный лист , в котором пять необходимых текстов в разных форматах: 1. Карта памяти, 2. Карта знакомства, ³. Заповеди путешественника, Уроки путешественника, Путевой очерк , Находка в пути".

Все тексты художественных произведений используются как ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ И СОХРАНЯЮТ АВТОРСТВО ПИСАТЕЛЕЙ, ИХ СОЗДАВШИХ.

Издание обращено в педагогам, работникам библиотек, студентам гуманитарных специальностей.

Итак, путешествие по страницам книг продолжается, и следующая наша аудитория – родители - поможет своим детям открывать  для себя окружающий мир с помощью  эссе современного английского писателя Эйдана Чамберса "Расскажи. Читаем, думаем, обсуждаем".

Чамберс, Э.    Расскажи. Читаем, думаем, обсуждаем : [16+] / Эйдан Чамберс ; пер. с англ. Екатерины Олейниковой и Евгения Карпова. - Москва : Самокат, 2016. - 315, [1] с. ; 20 см. - (Самокат для родителей). - Библиогр. в конце кн.

Эта книга о том, как дети учатся читать и как получают от этого удовольствие. А еще о том, что чтение невозможно без тех, кто начинает читать и тех, кто им помогает: учителей, библиотекарей, родителей и родных. Издание включает в себя две работы  - "Пространство Чтения" и "Расскажи". Дети, чтение, диалог" с теоретическими и практическими советами дл взрослых, которые хотят помочь детям стать читателями, познать радость открытия нового с книгой в руках.

Предлагаем фрагмент книги:

"- Вы знаете, на самом деле читать даже очень толстые книги совсем не страшно.

Высокий худощавый седой мужчина оглядел зал, который после первого изумления уже дружно смеялся. Это нам знаменитый писатель взялся объяснять, что читать не страшно? Нам, библиотекарям?! Но седовласый джентльмен неспроста именно так начал лекцию библиотекарям, съехавшимся на конференцию со всего мира. Он знал, что делает…

Таким впервые предстал передо мной Эйдан Чамберс, чье имя до начала лекции с придыханием произносили коллеги из Европы и Америки. Мне оно тогда ничего не говорило, хотя на книжной выставке, развернутой здесь же, в зале, где проходила крупная Всемирная библиотечная конференция, его книги были представлены на множестве разных языков. Здесь были и его романы для подростков, и его книги для родителей, библиотекарей и педагогов.

Я с удивлением рассматривала докладчика. Никак нельзя было сказать, что ему в тот момент уже исполнилось 75 лет. Чамберс был строен, подтянут, легко двигался, прекрасно - четко, просто, доверительно и с тонким юмором - говорил с аудиторией. Он рассказывал о том, как, по его мнению, будет развиваться чтение в связи с широким распространением новых устройств - электронных ридеров, получивших в России название «читалки». Шел 2009 год, и споры вокруг их использования были в самом разгаре не только в нашей стране, где ридеры едва-едва появились, но и в Европе, где они уже получали широкое распространение. Он рассказывал о том, как они с женой осваивали новое устройство и какие перспективы он как педагог и писатель видит в этом явлении.

И это все тоже не случайно. Чамберс и в самом деле не только знаменитый писатель, но и педагог, завоевавший себе мировое имя романами для подростков и огромной работой по продвижению чтения, разработкой методик привлечения к чтению нечитающих детей".

Один из московских учителей русского языка и литературы так оценивает метод Чамберса: "… позволяет не терять живой связи с текстом и в то же время дает детям возможность услышать себя и других, вовлекаясь в естественный диалог о книге".

Стоит добавить ко всему изложенному выше, что книги "Пространство чтения" и "Расскажи" впервые вышли в 1991 и 1993 годах. Впоследствии они были несколько переработаны и помещены под одну обложку. Только в Англии книга выдержала 15 переизданий. Она выходила также в 12 других странах, включая США, Австралию и Канаду. На русском языке книга выходит впервые.

Итак, наше «путешествие» в «Страну грамотности и культуры речи» приблизилось к своему завершению.

Очень хочется верить, что наступит время, когда мы сможем гордиться тем, что в совершенстве владеем родным языком, который является непременной составляющей национального самосознания личности.

Молчат гробницы, мумии и кости,-
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный - речь.

И. Бунин