2019 год, объявленный в России годом Театра, невольно обратил наши взоры на судьбы тех, кто красотой своего таланта обогатил культуру нашего древнего края. Это артисты Псковского и Великолукского драматических театров, в разные годы блиставшие на их сценах. Информационный проект нашей библиотеки «Знаменитые люди культуры России на карте Псковской области» в галерее новых публикаций рассказывает о самых лучших ролях и спектаклях этих артистов, а также о том, какую роль в судьбе каждого сыграла Псковская земля.

театр2019 год, объявленный в России годом Театра, невольно обратил наши взоры на судьбы тех, кто красотой своего таланта обогатил культуру нашего древнего края. Это артисты Псковского и Великолукского драматических театров, в разные годы блиставшие на их сценах. Информационный проект нашей библиотеки «Знаменитые люди культуры России на карте Псковской области» в галерее новых публикаций рассказывает о самых лучших ролях и спектаклях этих артистов, а также о том, какую роль в судьбе каждого сыграла Псковская земля.

Прежде всего, зададимся вопросом, кто такой актер театра? Очевидно, что это тот человек, без которого он не может существовать. Еще известный советский режиссер, актер  Александр Таиров (1885-1950) говорил о том, что  «...В истории театра были длительные периоды, когда он существовал без пьес, когда он обходился без всяких декораций, но не было ни одного момента, когда бы театр был без актера». Актер – это сердце, атмосфера, дыхание театра.

Сцены псковских театров за всю свою историю приняли в объятия не один десяток талантливых артистов, но только об одном из них мы расскажем сегодня. Они не только вошли в театральную историю Псковщины, но и навсегда остались в сердцах псковских зрителей. Их имена хорошо знакомы каждому из нас, но сегодня мы говорим о них с точки зрения краеведческого направления, что открывает совершенно новые горизонты наших знаний о них и псковской культуре в целом.

ЛюбимовОткрывает галерею публикаций имя Григория Павловича Любимова (1882 – 17 июля 1934) - Заслуженного артиста РСФСР, создателя четырехструнной домры, дирижера. О его судьбе известно немного. Настоящее его имя  – Модест Николаевич Караулов, родился в 1882 году. О месте рождения в разных источниках фигурируют две версии: первая - в родовом имении Карауловых (ныне – деревня Успенское Великолукского района), вторая – в Петербурге.

Псков сыграл роль творческого импульса в жизни артиста: в 1889 г. семья посещала наш город, и здесь Модест впервые побывал на концерте балалаечников под управлением В. В. Андреева. Это, во многом, способствовало его увлечению игрой на народных струнных инструментах – будучи гимназистом, он организовал балалаечный ансамбль из своих сверстников. Народные инструменты и народная песня стали его судьбой, он учился в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества по классу контрабаса у С. А. Кусевицкого и теории музыки у Г. Э. Конюса (с 1902 по 1904 гг.).

В мире этот человек стал известен именно как Любимов Григорий, и связано это с его революционной деятельностью, за которую он был сослан в 1906 г. в  Тобольск вместе с отцом, народовольцем Николем Карауловым. Бежать оттуда артисту удалось с чужим паспортом, и, соответственно, и именем.

Основался будущий артист у дальнего родственника по материнской линии Сергея Федоровича Бурова, с ним же в 1908 году сконструировал 4-струнную домру с квинтовым строем, а затем различные её оркестровые разновидности.

оркестр Любимова

В 1913 году он организовал квартет домр, затем ансамбль народной песни (квартет домр с солистами), в 1919 первый профессиональный государственный оркестр старинных народных инструментов. Всей своей жизненной деятельностью он пропагандировал игру на 4-струнных домрах.

По значимости его труды велики, ведь до него виртуозные возможности домры не были очевидны, оригинального репертуара не существовало, использование инструмента было ограничено применением в оркестре. Любимов же в этом искусстве сотворил настоящее открытие, чем и обозначил себе место в истории мирового искусства.

БагряцовАртист с мировым именем и Король псковской сцены -  так говорят об одном из самых талантливых актеров псковского театра - Багрецове Александре Ивановиче (14 января 1906 – 16 сентября 1984).

Судьба этого актера, настоящее имя которого – Вильгельм-Александр Янович Багатайс – связана с Псковом 1960-х гг. Он приехал сюда в 1961 году и проработал на сцене театра до 1969 г. Восемь лет – срок небольшой, но за это время он покорил сердца псковичей и снискал себе славу мастера перевоплощений и сценического обаяния. 

Дебют актера на сцене Псковского областного драматического театра им. А. С. Пушкина состоялся в 1961 г. Это была его потрясающая, необыкновенно выдержанная и прочувствованная роль Арбенина из произведения М. Лермонтова «Маскарад». Он играл мастерски, наделил своего героя колоритом и неоднозначным характером, благодаря чему передал во всей глубине своего содержания идею всего произведения великого русского классика. 

Следом за Арбениным были еще две роли на псковской сцене - черкес Ибрагим-оглы из романа В. Я. Шишкова и Фридрих Энгельс из повести «Дочь России» П. Е. Чередниченко. И, если первая роль вырисовывает образ гордого, смелого, сильного человека из произведения классического, то вторая - вещь социально-политического характера, однако в обоих случаях мастерство актера было на высоте. 

Багряцов

Кроме этих ролей в творческом багаже Александра Багрецова были и другие: император Николай Павлович («Отец Сергий» Л. Н. Толстого), король Дагобер («Королевский брадобрей» А. В. Луначарского). И всегда, в каждой работе, игру актера отличала внешняя сдержанность при большой внутренней силе исполнения, а также глубокое прочтение образа того героя, которого предстояло представить на сцене. Он играл разных героев в самых разных жанрах - комедиях, современных драмах и сказках – и в результате был признан зрителями не только Пскова, но и других городов России - Калуги, Уфы, Йошкар-Олы, Каменец-Подольска, Смоленска, Хабаровска и Саранска.

Он был красивым человеком с приятным голосом, естественным и простым, оставил воспоминания о сотнях замечательно сыгранных ролей: не только о вышеперечисленных, но и Иване Грозном, Городничем, Отелло, Макаре Нагульнове  и т.д. А, когда ему предложили сыграть Хлудова в булгаковском «Беге», - отказался, считая, что это не его роль. За что и был уволен из театра. Трудно тогда пришлось труппе без талантливейшего Александра Багрецова, многие еще не раз вспоминали его, неизменно повторяя: «А Багрецов бы сделал не так!...». Он многое умел делать так, как никто более, потому и был признан среди коллег истинным Королем сцены.



Следующие имена – это талантливые актеры, которые творили на сцене Псковского театра в середине XX века. В первую очередь это Алексей Иванович Алексеев и Валентина Яковлевна Дворянчикова, которые играли здесь сразу в послевоенные годы.

 

Алексеев А.Алексеев Алексей Иванович (1903 – 1980)

Судьба актера Алексеева Алексея Ивановича, родившегося в 1903 году в Петербурге, неразрывно связана с послевоенным Псковом – городом разрушенным, но продолжающим жить своей историей и культурой. 

С 1946 по 1949 гг. Алексею Алексееву довелось играть на сцене Псковского академического тетра драмы им. А. С. Пушкина, затем - в 1950 году он был арестован и отправлен в Каргополлаг Архангельской области. Причиной опалы на артиста послужила его актерская деятельность в оккупации: известно, что в период Великой Отечественной войны в городе Пятигорске Алексеев играл в труппе театра Ленсовета под руководством С. Э. Радлова. Город заняли немецко-фашистские войска, и артисты не смогли уйти. Оккупанты вывезли «радловскую труппу» в Берлин. 

Вернуться в Псков актеру было суждено лишь в 1957 году, когда его освободили со снятием судимости. Так, рубеж жизни актера (на тот момент ему было 54 года) стал рубежом его судьбы. Он вернулся на сцену псковского театра и сыграл свои блестящие роли в русской классике: «Обрыв» А. Гончарова, «Русский вопрос» К. Симонова, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «На дне» М. Горького, «Бешеные деньги» и «Василиса Мелентьева» Н. Островского, «Левша» Н. Лескова, «Разгром» А. Фадеева, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, «Визит старой дамы» А. Дюрренматта, «Борис Годунов» А. Пушкина, «Царь Фёдор Иоаннович» А. Толстого и других

«Играл он много и хорошо, всех спектаклей и не перечислишь, но о последней работе сказать надо. В последний раз на сцену Алексей Иванович вышел в «Псковитянке» в образе ветхого старика «разума стародавнего», пришедшего образумить псковичей».  Эта роль стала в определенном смысле символической, ведь вся жизнь этого талантливого человека была связана с поиском разумной истины в самом непростом и интересном ремесле – на сцене.

Дворянчикова В.П.Дворянчикова Валентина Яковлевна (3 марта 1916 – 19 ноября 2006)

Заслуженная артистка РСФСР Валентина Яковлевна Дворянчикова сыграла на псковской сцене около трехсот ролей, в масштабе времени – она играла здесь около тридцати лет своей жизни, чем заслужила уважение, восхищение и любовь зрителя.

Бытует мнение, что талант человеку дается единожды и на всю жизнь. Так сложилось и у Валентины Яковлевны: не имея профессионального актерского образования, эта женщина стала голосом и героем псковской сцены. Хотя начала театральную деятельность отнюдь не в Пскове,  а в театре города Энгельса Саратовской области. С 1946 году играла в драматическом театре Йошкар-Олы.  А затем был Псков, куда она приехала в 1949 г. и работала в труппе Псковского академического театра драмы им. А. С. Пушкина  до 1976 г.

За это время ею созданы незабываемые яркие женские образы самого различного содержания: Абигайль («Стакан воды» Э. Скриба), Мирандолина («Трактирщица» К. Гольдони), Джемма («Овод» по Э. Л. Войнич), Лариса («Бесприданница» А. Н. Островского), Манефа («На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского), Акулина Ивановна («Мещане» М. Горького), Квашня («На дне» М. Горького), Пани Дульская («Мораль пани Дульской» Г. Запольской), Трефена («Над светлой водой» В. И. Белова), «С любимыми не расставайтесь» А. Володина, «Женитьба Белугина» А. Н. Островского и многие другие.

Каждая роль – пример достойного труда, сценического чутья и врожденного таланта. Валентина Дворянчикова наделила своих героинь личностным содержанием, искренностью и достоверностью. Она осталась не только в истории псковского театра, но и в памяти многих поколений псковичей, как сильная, красивая и бесконечно талантливая актриса.

труппа театра

Следующая «тройка» имен в определенном смысле легендарная. В 1956 г. эти актеры стали героями одной из самых ярких постановок за всю историю псковской сцены – по роману «Идиот» Ф. М. Достоевского: Любовь Петровна Деримарко, Юрий Валентинович Пресняков и Виктор Дмитриевич Лукин.

Деримарко ЛюбовьДеримарко Любовь Петровна (2 сентября 1913 – 10 ноября 1997)

Заслуженная артистка РСФСР Любовь Петровна Деримарко приехала в Псков чуть позже Валентины Дворянчиковой, в 1951 г., вместе с супругом Юрием Валентиновичем Пресняковым. На тот момент она – вполне сложившаяся актриса: выдержанный стиль, талант и сценическое обаяние были присущи ей всегда, а с годами еще и преумножились. Провинциальный Псков показался ей тихим и уютным, а псковская сцена стала родной на двадцать лет, она проработала здесь до 1974 г., тогда же вовсе ушла со сцены.

На сцене Псковского театра актриса сыграла много ролей, наиболее яркие: Азарова («Давным-давно» А. Гладкова), Дездемона («Отелло» В. Шекспира), Настасья Филипповна («Идиот» Ф. М. Достоевского), Элиза Дулитл («Пигмалион» Б. Шоу), Кручинина («Без вины виноватые» А. Н. Островского), Настя («На дне» М. Горького), Татьяна («Трудное счастье» И. Чернышева).

О ней говорили так: актриса большого лирико-драматического дарования и высокой сценической культуры.  Ей рукоплескали и ее любили. Сама же Любовь Деримарко ушла со сцены, навсегда сохранив в душе тот прекрасный и достойный театр, которому она служила всю свою жизнь.

Деримарко Любовь

Пресняков ЮрийПресняков Юрий Валентинович  (6 мая 1921 – 18 октября 1979)

«Псковская» история Заслуженного артиста Юрия Валентиновича Преснякова сложилась удивительным, и по-своему трагическим, образом: он играл на сцене псковского театра два периода своей жизни – в 1961 г. и затем – с 1970 по 1979 гг., исполнив при этом самые разные по содержанию и требованию мастерства роли. Здесь же встретил свой исход – 18 октября 1979 г. он умер от инфаркта на сцене театра во время репетиции «Псковитянки».

Его семья – невероятная, отец - известный балетмейстер Валентин Пресняков, выступал на сцене  Мариинского  театра, мать - Вера Рузанова – была хореографом, жена – известная артистка Любовь Деримарко. Всех объединяла любовь к сцене и талант.

По происхождению Юрий Пресняков – пскович, он родился на станции Изоча Невельского района Великолукской области. В 1941 году окончил Воронежское театральное училище. Работал в Воронежском театре, во фронтовой бригаде театра Миниатюр (1941 - 1942 годы), Молотовском (город Северодвинск, 1946 год) и Курском театрах.

 В 1951 г. актер приехал с Любовью Деримарко в Псков, где исполнил свои, ставшие в последствие знаменитыми, роли: Фердинанда из мещанской драмы «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, Платонова из пьесы «Без названия» (известной также, как «Безотцовщина» или «Платонов») А. П. Чехова, Ромео из трагедии «Ромео и Джульетта» В. Шекспира, Пушкина из трагедии «Пушкин» А. Глобы и князя Мышкина из романа «Идиот» Ф. М. Достоевского, которая, по воспоминаниям современников одной из лучших, поскольку представляла новую трактовку классического литературного образа.

Пресняков Ю. Пресняков Ю.

В 1961 г. актер работал на сцене Владивостокского краевого театра, в 1962 - 1970 годах - Вильнюсского русского драматического театра в Литве. В Псков возвращается лишь в 1970 г. и остается – волею судьбы – здесь до конца. В течение девяти лет «второго» псковского периода было исполнено немало ролей, среди которых:  Левинсон из романа «Разгром» А. Фадеева, Мамаев из комедии «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского, Репников из комедии «Прощание в июне» А. Вампилова.

Его актерская игра гармонировала времени, в которое ему довелось творить, а талант великолепного изображения любви и страсти, как на сцене, так и в жизни, приковывал к нему взоры зрителей. И здесь артисту не было равных.

Лукин ВикторЛукин Виктор Дмитриевич (10 ноября 1910 – 26 октября 1970)

В жизни Заслуженного артиста РСФСР Виктора Дмитриевича Лукина было много ролей и много городов, в том числе и Псков, которому он посвятил около двадцати лет. 

Он родился 10 ноября 1910 г. в Петербурге, в 1937 г. окончил театральную студию при БДТ им. М. Горького. Получив образование, работал в Мурманске, затем – в Выборге, где в 1940 г. начал работу Ленинградский областной театр. 

После наступила война, с ней пришла блокада, во время которой актер выступал в действующих частях Красной армии и в госпиталях, а в марте 1942 г. был эвакуирован с семьей в г. Кизел, где он играл на сцене Кизеловского театра. После войны Виктор Лукин попал в Смоленск, там работал в областном драматическом театре на протяжении года (1947-1948), затем – год в Брянске (1949). 

В Псков он приехал в 1950 г. и остался здесь до конца. Двадцать лет службы на сцене Псковского театра и более ста самых разных ролей – такова история «псковского» периода в жизни актера. Он играл глубокие социально-психологические роли: матроса Годуна в пьесе Б. Лавренева «Разлом», Лаврецкого в «Дворянском гнезде» И. С. Тургенева, Паратова в «Бесприданница» А. Островского, Алексея в «Оптимистической трагедии» В. Вишневского, Кузнецова в «Сильные духом» Д. Медведева, А. Гребнева, Парфена Рогожина в пьесе по роману Ф. М. Достоевского «Идиот», в пьесах А. П. Чехова и др. 

Своей блестящей игрой и нескрываемым талантом он воссоздал на сцене совершенно разные роли – легкие и веселые, трогательные и глубоко человечные, высоконравственные и неоднозначные, чем заслужил себе славу, а Пскову даровал великолепную страницу в книге его театрального искусства.

Достоевский Ф. ИдиотСпектакль по роману Ф. М. Достоевского «Идиот»

Совершенно очевидно, что эти талантливые люди встречались друг с другом не только в стенах театра, но и на его сцене. Такой, наиболее яркой, встречей стала постановка романа «Идиот» Ф.М. Достоевского, где Любовь Деримарко сыграла Настасью Филипповну, Юрий Пресняков - князя Мышкина, а Виктор Лукин - Парфена Рогожина.

В летописи псковских постановок этот спектакль датируется 1956 годом, режиссер – В. С. Вениаминов, художник - Г. Н. Попов.

При постановке спектакля В. С. Вениаминов воспользовался старой, еще дореволюционной инсценировкой В. Крылова и С. Сутугина, где темы любви и ревности доминировали над всем, где мелодраматизм и «достоевщина», «надрыв» составляли основной тон. Однако Вениаминов решил внести в постановку «свою»  ноту, которая преодолевала драматургию, и приблизиться к нравственно-художественной концепции Ф. М. Достоевского.

Главные роли были распределены, как говорится, «точно в цель», что принесло спектаклю  небывалый успех. Средоточием всех социальных и нравственных проблем стала трагическая роль Настасьи Филипповны, с которой великолепно справилась Любовь Деримарко.

Сразу после спектакля в театральной среде появились отрицательные отзывы на игру актрисы,  некоторые  упрекали режиссера в том, что силы, гнетущие Настасью Филипповну, в спектакле были обрисованы слишком банально и бегло. Но так было задумано не случайно, режиссерский «просчет», по существу, не был просчетом: так был сформирован, пока еще очень робкий, но определенно новый взгляд на проблематику «Идиота», главным средоточием которой являлся образ князя Мышкина. 

Все мы знаем, что роман «Идиот», написанный в 1868 году, - это одно из самых любимых, задушевных творений Ф.М. Достоевского. В авторских черновиках он назывался «Князь Христос». Здесь показана страшная трагедия доброго человека, испытывающего любовь и жалость к людям, но бессильного им помочь и потому погибающего в жестоком бездуховном мире. Это судьба князя Льва Николаевича Мышкина.

Юрий Пресняков, которому довелось  играть князя, сумел воплотить в своем персонаже и его детскую наивность, и искренний порыв всем помочь, и отчаяние от бессилия изменить что-то в несправедливостях жизни. Это был естественный человек среди неестественного, вывернутого мира -  по тем временам потрясающе прогрессивная трактовка этого образа.

Сложный образ Парфена Рогожина воссоздал на сцене Виктор Лукин. Для него эта роль стала ярким опытом всей творческой жизни. Известно, что артист очень любил этот роман, много раз его перечитывал. Поэтому образ Рогожина оказался ему близок, хоть и дался очень трудно – это был сложнейший характер, одержимый страстью, требующий накала и невероятной силы исполнения.  

Актеры сыграли свои роли превосходно, еще долго зрители вспоминали эту постановку, а на роман великого русского писателя взглянули совершенно новым, глубоко философским взглядом.

Более того, постановка «Идиота» в Пскове стала первым шагом на пути к новому театральному прочтению романа писателя. Год спустя, в 1957 г., два крупнейших театра страны – Большой драматический имени М. Горького в Ленинграде и Театр имени Евг. Вахтангова в Москве – вновь обратились к «Идиоту». Но это уже совсем другая история.


 

Завершают мозаику новых публикаций сайта «Знаменитые люди» имена актеров, которые немало лет отдали служению Великолукскому драматическому театру.

Десятова АнастасияДесятова Анастасия Максимовна (25 декабря 1912  - 18 ноября 1988)

Судьба Анастасии Максимовны Десятовой изначально не бала связана с театром, она родилась 25 декабря 1912 г. в городе Иваново в рабочей семье. На Ивановском меланжевом комбинате она начала свою трудовую деятельность в 1929 г., и в это же время окончила фабрично-заводское училище и театральную студию.

Театральную карьеру начала в 1931 г. – на сцене Иваново-Вознесенского театра Пролеткульта (с 1934 – Ивановского областного драматического театра), где отработала шесть лет. Затем с 1937 г. по 1948 г. играла  в Пензенском областном драматическом театре, а в 1948 г. переехала в Великие Луки – по направлению, для укрепления артистической труппы областного драматического театра. Здесь и осталась, проработав на сцене города на Ловати сорок один год. Более 200 ролей, многочисленные награды, в том числе и правительственные, почетные грамоты и дипломы Министерства культуры СССР говорят нам о том, что жизнь этой Заслуженной артистки РСФСР была наполнена добросовестным трудом во имя процветания русской культуры.

Цветкова ЕвдокияЦветкова Евдокия Ивановна (6 февраля 1919 – 5 мая 1996)

Имя Заслуженной артистки РСФСР Евдокии Ивановны Цветковой     не нуждается в представлении, ведь около сорока лет ее жизни было посвящено Великолукскому театру. Она прошла нелегкий путь человека и блестящий путь актера, была признанной в труде и творчестве: награждена орденом Отечественной войны 2-й степени, боевыми и трудовыми медалями, знаком «Отличный работник Министерства культуры СССР».

На Великолукской сцене она играла разные роли: Марию Львовну в пьесе «Беспокойная старость» Л. Рахманова, в пьесах А.М. Горького Рашель - «Васса Железнова», Софью - в «Зыко­вых», Татьяну и Елену Николаевну – в «Мещанах», Пано­ву в «Любовь Яровая» К. Тренева, Марию Ильиничну – в «Третьей патетической» Н. Погодина и др.

Играла блестяще, проникновенно, с увлечением, стараясь передать индивидуальность, конкретность жизненного поведения, а главное, недостающий драматизм во взаимоотношениях с окружающим их миром, которые были присущи ее героиням. Она трудилась на сцене Великолукского драматического театра до выхода на пенсию, а последние годы своей жизни провела в Петербургском Доме ветеранов сцены.

Свистунов БорисСвистунов Борис Александрович (7 июня 1914 – 18 августа 1975)

Деятельность Заслуженного артиста РСФСР Бориса Александровича Свистунова была связана с Великими Луками, где он жил с 1958 по 1974 г. и работал главным режиссером Великолукского драматического театра

В 2019 году исполняется 105 лет со дня рождения Бориса Александровича. Известно, что он родился 7 июня 1914 г. в Нижнем Новгороде. После смерти отца переехал в посёлок Тумботино, где ещё подростком начал работать на местном заводе хирургических инструментов. Активно участвовал в художественной самодеятельности и был направлен на учёбу в Московское центральное театральное училище, которое окончил с отличием в 1938 году. В городе Уссурийске работал режиссёром и актёром в областном драматическом театре. В 1941 году был призван в Красную Армию, работал художественным руководителем военного ансамбля Военно-воздушных сил Дальневосточного флота. После демобилизации в 1945 году работал в театре города Рыбинска режиссёром и актёром, затем переехал в город Ульяновск, где исполнял обязанности главного режиссёра областного драматического театра, одновременно учился заочно в Ленинградском государственном институте театрального мастерства и киноискусства. Работал главным режиссёром Калининградского областного драматического театра, главным режиссёром театра города Павловска-на-Оке. Затем были Великие Луки.

В великолукской прессе о Борисе Александровиче можно встретить немало публикаций, воссоздающих во времени его образ, как человека, для которого смыслом жизни и работы заключался в служении людям и, конечно, культуре: он награждён орденом Отечественной войны, многими трудовыми и боевыми медалями, грамотами Министерства культуры РСФСР и СССР.

Театр

Великие Луки, театр 1960-е гг.

Впрочем, для каждого из героев данной публикации, Театр явился смыслом жизни, ее дыханием, ее духовным наполнением. Все артисты прожили достойную жизнь, заслужили уважение и любовь своего зрителя, оставив в истории псковского театроведения прекрасную страницу о множестве потрясающих сценических постановок.

Безусловно, это не все актеры и режиссеры, о которых нужно и важно говорить, воссоздавая их судьбы, роли, лучшие образы и спектакли. Впереди – еще немало имен, поэтому мы не ставим точку, а говорим …

Продолжение следует

________

Обо всех артистах на сайте информационного проекта «Знаменитые люди культуры России на карте Псковской области» в рубрике «Театр» можно найти подробную информацию, а также списки дополнительной литературы для более близкого знакомства с ними.

Кроме того, напоминаем Вам, что на краеведческом портале «Псковиана» опубликована «Псковская театральная коллекция», где представлены издания о театральной жизни Пскова разных лет. С обзором Коллекции можно ознакомиться здесь.

Желаем Вам новых открытий в истории псковской культуры. Обогащайтесь, читайте, и пусть двери удивительного, потрясающего мира, которым является Театр, для Вас всегда будут открыты!

В написании материалов использованы следующие издания:

  1. Псковская энциклопедия. Главный редактор - А. И. Лобачёв. Псков, Псковское региональное общественное учреждение - издательство "Псковская энциклопедия", 2007. С.
  2. Псковские сезоны: Провинциальный театр в ХХ веке. (Сборник статей и очерков) / [рук. проекта В.Ф. Павлов ; сост. Л. А. Никитина ; под ред. Г. И. Иванова]. - Псков: Стерх, 1999. - 345, [3] с. - Библиогр.: с. 343-344.
  3. Цирпонс Инга Александровна. Актеры, роли, зрители: Хроника зарождения и становления сцен. искусств, любит. и проф. антреприз, врем. трупп, постоян. театра в губерн. Пскове / Цирпонс Инга Александровна / сост. актрисой И. Цирпонс, ил. видами города со старых открыток из коллекции псков. краеведа Н. Левина; [сост. Н. В. Семенова]. - Псков: Стерх, 1997. - 129 с., [8] л. ил. - Посвящ. 200-летию А. С. Пушкина. - На обл. также: Из театральной жизни губернского Пскова. - Библиогр. в примеч.: с. 125-126 . -ISBN 5-89529-001-9

Источник фотографий: Псков, Пушкина, 13: Театр в провинции: вчера, сегодня, завтра. [Т. 1] / [сост. Л.А. Никитина]. - Псков: Стерх, 2007. - 529 с. - 100-летию открытия в Пскове Народного дома им. А.С. Пушкина посвящается. -ISBN 5-89529-077-9

Голубева Антонина, пресс-служба ПОУНБ

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель, редакция При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество