поиск по базам библиотеки  поиск по сайту





Личный кабинет



Электронная библиотека "Псковиана"
Национальная электронная библиотека
Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки
ЛитРес Библиотека
Электронно-библиотечная система Лань
Библиотека Grebennikon
Проект Библиородина
Национальная электронная детская библиотека
Акция "Подари ребенку книгу"
Афиша выставок

Календарь событий

Скоро в библиотеке

Куннас Маури. The Beatles. Рождение легенды.
Куннас Маури. The Beatles. Рождение легенды.
Халлинг Ингмари. ABBA. История легенды
Халлинг Ингмари. ABBA. История легенды
Перез Себастьян. Элиза в сердце лабиринта
Перез Себастьян. Элиза в сердце лабиринта

Тематические сайты

Псковский край
Библиотечный портал Псковской области
Региональный центр чтения
Книжные памятники Псковской области
Главная Новости

«Наедине с книгой»: о новинках современной русской прозы

19 сентября 2019 16:53

книги16 сентября 2019 года на пресс-мероприятии, состоявшемся в городской усадьбе Ф. А. Толстого в Москве, соучредители литературной премии «Ясная Поляна» объявили короткий список номинации «Современная русская проза» 2019 года. В него вошли шесть художественных книг: Артемов Владислав «Император», Березин Владимир «Дорога на Астапово», Николаенко Александра «Небесный почтальон Федя Булкин», Самсонов Сергей «Держаться за Землю», Служитель Григорий «Дни Савелия», Ставецкий Вячеслав «Жизнь А.Г.». Представляем читателям новинки!

В общей сложности в 2019 году на премию было номинировано 133 книги, опубликованных как в виде отдельной книги, так и в литературных журналах. В длинный список номинации «Современная русская проза» 17-го литературного сезона премии вошло 43 произведения. О женских голосах длинного списка мы уже рассказывали в нашей рубрике – см. «Женские голоса премии «Ясная Поляна - 2019».

Сегодня ознакомимся с номинантами короткого списка и подумаем о том, насколько оправдано их попадание в главную номинацию одной из самых престижных литературных премий современности.

 

АРТЕМОВ ВЛАДИСЛАВ «ИМПЕРАТОР»

Артемов ВладиславАртемов Владислав (род. 17 мая 1954) - русский поэт и прозаик, публицист, главный редактор журнала «Москва». В 1982 году окончил Литературный институт им. А. М. Горького. Стихи печатались в журналах «Литературная учёба», «Юность», «Молодая гвардия», «Москва», «Наш современник», «Московский вестник» и других. Автор ряда глубоких по содержанию и увлекательных книг стихотворений и прозы

Роман «Император» продолжает русскую литературную традицию, где находится место и мистической истории, и теме «маленького человека», и сюжетам современной действительности. Именно на ее материале Владиславу Артемову удалось не только показать всю безнадежность и ужас современной жизни, но и то, как «маленький человек» может в ней выстоять.

Сам автор, комментируя содержание своей книги, отмечает: «Это книга о дьявольских искушениях. О том, как самый ничтожный человек способен в одиночку противостоять всей мощи мирового зла и даже отсрочить неизбежный конец истории. Более того, именно от его личного выбора зависит судьба мира. Роман авантюрный, с лихо закрученным сюжетом, плотный, стремительный, без пробелов и пустот. И самое главное, книга говорит о существенном, важном, необходимом. Мировая история и её мистический смысл, а также действие «тайны беззакония» – всё это раскрывается в живых образах и ярких символах. В центре повествования любовь и жизнь обычной семьи…».

книгиАвтор писал роман в течение десяти лет. Начальным импульсом послужило желание написать повесть о том, как самый обычный человек, выпивоха и скандалист Ерофей Бубенцов устраивает очередной громкий скандал, но вместо порицания и привлечения к ответственности неожиданно обретает славу и богатство. Этот замысел повлек за собой другие темы и развитие множества других сюжетных линий. В итоге за десять лет было написано огромное количество литературного материала, который и вошел в контекст цельной книги.

Критика оценила роман положительно, отмечая и его литературные аллюзии (отсылки к «Мастеру и Маргариту» М. Булгакова, «Доктору Фаустусу» Т. Манна, «Звезде Соломона» А. Куприна, «Фауста» И. Гете) и его нравственно-этический смысл, и важность идейной составляющей -  проникновение в душу героя и вскрытие таящихся в ней всех плюсов и минусов.

«Роман Владислава Артёмова откровенно перекликается с прозой Михаила Булгакова, временами сильно напоминая эпизоды из его романа «Мастер и Маргарита», а также ряда других его повестей и рассказов Но главным в его повествовании является всё-таки не подобная Булгакову стилистика, а тот русский дух, который невозможно не ощутить в душах персонажей артёмовского «Императора» (Николай Переяслов «Есть вечная жизнь!.. О романе Владислава Артёмова «Император»).

С романом можно ознакомиться на сайте журнала «Москва»: 1 часть, 2 часть, 3 часть.


БЕРЕЗИН ВЛАДИМИР «ДОРОГА НА АСТАПОВО»

Владимир БерезинВладимир Березин (род. В 1966 г.) – прозаик, литературовед, журналист, автор реалистической («Путь и шествие», «Свидетель») и фантастической прозы («Последний мамонт»), биографии Виктора Шкловского в «ЖЗЛ» и книги об истории автомобильной промышленности СССР («Поляков»). Окончил МГУ. Постоянный автор журнала «Новый мир».

В романе «Дорога на Астапово» четыре героя - Писатель, Архитектор, Краевед и Директор музея, чьи прототипы легко разгадать, отправляются в путешествие, повторяющее последний путь великого русского писателя Льва Толстого из Ясной Поляны до железнодорожной станции Астапово, где великий старец скончался. Поздней осенью четверо путешественников садятся во внедорожник и отправляются в эту странную, на первый взгляд, мемориально-краеведческую экспедицию. По пути герои рассуждают о русской культуре и истории, дивятся заброшенным дворцам и храмам, веселятся и печалятся.

Жанр книги можно определить, как путевой роман или роман-путешествие – древний жанр со своими особенностями. Как говорит сам автор, «В России к путешествиям отношение особое: для русского человека это несколько опасное, чуть не героическое мероприятие. Не всякий высунет из дома нос по своей воле. Оттого путешествовать по страницам куда привычнее, чем путешествовать с книгой под мышкой».

Владимир БерезинКнига вызвала живой отклик в читающей среде, Павел Басинский отмечает ее стилистические особенности: «Проза местами изысканная, местами «бурлескная», но неизменно - живая. Читать ее - все равно что путешествовать с приятным собеседником».

И общение это обязательно будет плодотворным, ведь в междустрочье мы находим массу интересных аллюзий, сюжетов, мыслей, центральной из которых становится идея о том, что «рассуждение о литературе всегда вызывается путешествием», а, учитывая, что русская литература на протяжении нескольких веков замещала русскую философию, общественную мысль и историю, то путешествие это становится интереснейшим вдвойне.

«В ряду современных произведений, не изобилующих высокопарным слогом, данная книга заслуженно стоит особняком, где переплетается не плохой русский язык, экскурсы в историю, самобытная трактовка событий и личностей, а главное - Лев Николаевич Толстой - раскрывается с иной, не богоподобной стороны, а как обычный человек, вброшенный на вершину литературы, но сам не помышлявший об этом» (Из отзывов читателей).

Нарушая привычные законы жанра, Владимир Берёзин дорожные впечатления тесно переплетает с описаниями снов, научные факты из жизни Льва Толстого дополняет художественным вымыслом: «Автор то и дело уходит в «контекст», в смежные боковые сюжеты, не без труда возвращаясь в «толстовскую колею». Но потом понимаешь: это и есть роман, вполне адекватный ХХI веку: нарочито «неправильный», сумбурный, карнавальный. Это книга и о Толстом, и о русских дорогах, и о русской жизни, и о сложном переплетении мифов и реальности в отечественном культурном сознании», - характеризует издание литературный критик, журналист Андрей Мирошкин.

Роман опубликован в журнале «Новый мир» (2010 г., №11).


НИКОЛАЕНКО АЛЕКСАНДРА «НЕБЕСНЫЙ ПОЧТАЛЬОН ФЕДЯ БУЛКИН»

Александра НиколаенкоАлександра Николаенко (род. 1976 г.) – художница, писательница. Окончила Строгановский университет, стала одним из самых молодых членов Московского союза художников, иллюстрировала детские и взрослые книги. Ее работы находятся в частных коллекциях в России, Франции и Великобритании. В 2017 году стала лауреатом премии «Русский Букер» за дебютный роман «Убить Бобрыкина».

Александра НиколаенкоАннотация к данной книге рассказывает о мальчике Феде Булкине, который живет с бабушкой, а родители его в командировке – строят Град Небесный. «Мама с папой мои геологи. Без геологов в строительстве никуда. Осваивает советский народ новые территории, и какие!».  Главная Федина мечта – добраться туда, к ним. Для этого он учит таблицу умножения, пишет письма Деду Морозу и Ленину, спорит с Богом и, конечно, взрослеет, не забывая откладывать деньги в кошку-копилку на билет до Града. Повидаться.

Роман «Небесный почтальон Федя Булкин» - особая книга в канве современной литературы, книга про нескончаемое лето с пахучей земляникой и бесконечную зиму в ожидании Нового года, про родителей, которых уже нет, и про бабушку, которая всегда рядом, хоть и «уже не новая», про такие смелые и честные детские мысли о справедливости и смерти. И про то, что все всегда будут вместе, как в Фединой записке «Богу о нас».

Здесь нет насмешки над мировоззрением ребёнка, негатива к близким - только любовь, вера и надежда на воссоединение – духовное, вечное, доброе: «Если вы ищете книгу, которая станет в ряд с вашими фаворитами, то она перед вами! Настоящая русская литература, многострадальная и верная своим читателям, ведь полюбив первую страницу книги, до самого конца не сможете с ней расстаться» (Из отзывов читателей).

Книга есть на абонементе нашей библиотеки! В электронном виде она доступна в   библиотеке «e-libra».


САМСОНОВ СЕРГЕЙ «ДЕРЖАТЬСЯ ЗА ЗЕМЛЮ»

Самсонов СергейСамсонов Сергей (род. в 1980 г.) прозаик, автор романов «Ноги» (2007), «Аномалия Камлаева» (2008), «Кислородный предел» (2009), «Проводник электричества» (2011), «Железная кость» (2015), «Соколиный рубеж» (2017).

«Держаться за Землю» - литература о войне. Донбасский шахтерский город, жители которого потомственно занимаются угледобычей, оказывается на линии противоборства двух враждующих сторон. Несколько совершенно разных людей: два брата-шахтера, чиновник Министерства энергетики и угольной промышленности, пробившийся в верхи из горных инженеров, «идейный» боец украинского добровольческого батальона, полковник ВСУ и бывший российский офицер - вольно или невольно становятся защитниками и разрушителями города. Роман очень реалистичен, его политическая часть буквально по дням синхронизирована с «хроникой текущих событий» с весны 2014 года, упоминаются под реальными именами и политические деятели Майдана и «донбасской весны». И роман очень специфичен, идейно-сконцентрирован.

Самсонов СергейКомментируя название романа, Сергей Самсонов говорит о том, что «он имеет не столько патетико-героический, сколько скорее «ботанический» смысл. Речь идёт о шахтёрском городе и его жителях, которые потомственно живут под землёй, под той самой землёй, которая начинена костями и железом Великой Отечественной, и деваться им из неё некуда, и переделать их невозможно примерно так же, как ковыль, растущий в степи, или ягель в тундре».

Павел Басинский в своем отзыве на книгу задается вопросом нравственно-этического характера: «Гражданская война на Украине уже породила сильную литературу. Сперва прозвучала поэзия. Вышло несколько поэтических антологий. Одна была составлена Захаром Прилепиным и появилась в 2017: «Я - израненная земля». Еще один сборник поэтов, так или иначе связанных с войной в Донбассе, «Мы», был составлен Кареном Джангировым. И вот вопрос. Если все это рождает сильную литературу - это хорошо? Это хорошая литература?

Я задумался об этом, прочитав мощный, потрясающий, без преувеличения, роман Сергея Самсонова «Держаться за землю». Будьте любезны: новый Шолохов явился! На материале донецко-луганской войны писатель, которому нет и сорока, написал невероятно мощный роман! Читаешь, изумляешься - откуда, каким ветром это надуло в нашу насквозь искусственную литературную жизнь.

Сергей Самсонов написал потрясающе сильный роман. Пересказать его невозможно - нужно читать. Это - эпос. Это книга, которая бывает раз в сто лет. Но у меня опять возникает вопрос: это хорошо? Это то, чему нужно радоваться?».

Вопрос остается открытым, ответ – за каждым из нас. Потому как литература создается для читателя, и именно она воспитывает человека. Но какой ценой – это совсем другая история.

Роман опубликован в журнале «Дружба народов» (2018, №8).


СЛУЖИТЕЛЬ  ГРИГОРИЙ «ДНИ САВЕЛИЯ»

Григорий СлужительГригорий Служитель (род. в 1983 г.) - актер Студии театрального искусства, окончивший режиссерский факультет ГИТИСа (мастерская Сергея Женовача), солист группы O’Casey, автор этой первой и пока единственной книги.

Открывая книгу, будьте готовы к тому, что это – грустно, но с любовью, метко, но касаемо каждого из нас и потому - очень глубоко, философично и жизненно. Главный герой – кот Савелий – очаровательный, необычный в своей обыкновенности и очень умный. Он живет на Таганке, старомодно, философски размышляет, пытаясь передать окружающим свою «кошачью» мудрость, состоящую в том, что наш мир полон любви и нежности, воссоединяющих сердца - и людей, и животных.

Эту добрую историю и ее автора «открыл» современный писатель Евгений Водолазкин, он же написал и предисловие к ней, где сказал: «Коты в литературе - тема не новая. Не буду перечислять всех, кто писал об этих священных животных, - от Кота Мурра Эрнста Теодора Гофмана и до Мури Ильи Бояшова. И вот теперь Савелий. Мы-то понимаем, что за котами всякий раз просвечивают человеки. Герои Служителя - кто бы они ни были, коты или люди - настоящие. Одинокие и страдающие, смеющиеся и любящие. Любовь в этом романе заслуживает особых слов. Она - так уж сложилось - платоническая. Самая высокая из всех любовей».

Григорий СлужительОтмечая насыщенный художественный стиль и язык автора, Евгений Водолазкин обращает внимание читателей и на идейное предназначение этой книги, носителями которого являются ее герои: «Их имена не овеяны славой, таких не берут в космонавты. За них не пьют стоя, и не их песням рукоплещет Ла Скала. Это – герои блистательного романа Григория Служителя «Дни Савелия». Неброские, способные показаться серыми, они не рядятся в тоги и не встают на котурны. Несмотря на их малый рост, миссия их высока: они делают нас человечнее. Литературная котовиана продолжается Будем плакать и смеяться. И радоваться тому, что в нашей литературе появился такой Савелий. Ну, и такой Григорий, конечно». 

В критике мнения на книгу разошлись на диаметрально противоположные: с одной стороны, положительные, с точки зрения истории доброй, душевной, с другой – отрицательные, как литературной попытки в очередной раз воссоздать человеческие чувства, слабости, характеры под маской кота, тем самым завоевав внимание и симпатию читателя.

Некий баланс в данном споре восстанавливает литературовед Сергей Оробий в рецензии «Кот раздора», где говорит о том, что «Критики упускают сам конструктивный принцип романа. Проза Служителя - это «проза актёра», а она столь же своеобразна, как, скажем, «проза поэта». Надпись на обложке гласит: роман этот - «о котах и людях: и те, и другие играют чью-то жизнь». Ключевое слово - «играют», понимаете? Играет сам автор, перевоплощаясь то в главного героя, то в его хозяев. Возможно, по системе Станиславского: так и хочется крикнуть «Верю!». Подлинны в романе, прежде всего, чувства, главное из которых - любовь к хрупкому миру».

Невероятная, изысканная, новаторская история с глубочайшими экскурсами в нашу культуру: о любви, верности, терпении и всепрощении. Говоря словами самого автора, это «признание в любви родному городу и дань памяти дорогим для меня кошачьим существам». О котах и людях: как те и другие играют чью-то жизнь. 

Не ждите от этой книги веселой непринужденности, она врывается вихрем печали в душу, оставляя привкус горького, грустного счастья и вневременного размышления. Но этот катарсис оправдан и нужен каждому – он возрождает в человеке человека.

Книга есть в Центральной библиотеке в г. Пскова. В электронном виде она доступна в   электронной библиотеке «e-libra».


СТАВЕЦКИЙ ВЯЧЕСЛАВ «ЖИЗНЬ А. Г.»

Вячеслав СтавецкийВячеслав Ставецкий (род. в 1986) -  прозаик, археолог, альпинист, финалист премии «Дебют» (2015) и премии им. В. П. Астафьева (2018), неоднократно публиковался в журнале «Знамя». Уже в течение нескольких лет писатель работает над большой книгой «Необъявленные хроники Запада», состоящей из целого ряда произведений, объединенных общностью замысла, в него же входит и роман «Жизнь А. Г.».

Вячеслав СтавецкийЯвляясь русским романом в жанре альтернативной истории, эта книга стоит в стороне и от русской прозы, и от фантастики. Сюжет рассказывает о мытарствах испанского генерала Аугусто Авельянеда - несчастнейшего из диктаторов. Трагическая осечка подводит Авельянеду, и мятежники-республиканцы выносят ему чудовищный приговор - они сажают диктатора в клетку и возят по стране, предъявляя толпам разгневанных рабов. Вселенская справедливость торжествует, кровь бесчисленных жертв оплачена позором убийцы, но постепенно небывалый антропологический эксперимент перерастает в схватку между бывшим вождем и его народом.

В критике роман вызвал неоднозначную реакцию: кто-то отмечает ее альтернативно-историческое содержание и неоднозначность образа главного героя, кто-то сетует, что в романе много стилизации: «Надо отдать Вячеславу Ставецкому должное: он очень остроумно и умело, как реставратор недостающий завиток в средневековый узор, внедряет своего диктатора в исторические реалии, создавая альтернативно-фантастическую, но убедительную версию Второй мировой войны. … игра автора в историю, - это больше, чем просто игра: он размышляет о природе любой авторитарной власти, о том, как зыбка грань между народной любовью и ненавистью, между грандиозными планами и безумными прожектами. А еще вводит замечательное словечко «осверхчеловечивать». Да и читается книга легко и быстро… Но все-таки хочется надеяться, что в следующем романе Вячеслав Ставецкий … откажется от стилизации» (Михаил Визель).

В целом роман вызывает недоумение, смешанное с уважением – читать нужно, но со знанием дела. Книга доступна в электронной библиотеке «e-libra».

*****

Завершая сегодняшний разговор, возвращаешься к мысли о том, насколько эти книги оправдывают идеалы главной номинации премии «Ясная Поляна» «Современная русская проза» - идеалы человеколюбия и веры в человека.

книги

Каждая книга – уникальна, но есть то, что объединяет их – феномен времени, все они обращены в настоящее время – сегодня, здесь и сейчас. Валентин Курбатов, критик и литературовед, комментируя выбор жюри, отмечает: «Для меня одна из главных тенденций в современной литературе – рассказ с оглядкой на время. Мы все стали единичны, мы стали интересны сами себе и рассматриваем себя всё более подробно, будто ощупываем. И при этом мы еще не привыкли к такому самостоятельному существованию, мы по-прежнему единое целое с обществом. Сегодня тема произведений почти половины списка – поиски утраченного времени. Старые вглядываются в советское время, нынешние – в то, что происходит сейчас, в то, что ускользает от нас. Мы живем будто в прочерк, между датами. Это чувствуется и в прозе. Поэтому самое важное, что есть сейчас как в российской, так и в мировой литературе, – это начать что-то новое, невиданное прежде».

книгиКаждому из нас иногда нужно выходить за рамки обыденной, суетной жизни и поразмыслить о ценностях нематериального характера – добре, совести, справедливости. К этому нас и призывает «Ясная Поляна» голосами номинантов этого короткого списка. Прислушаемся же и останемся с этим чтением наедине в тишине сентябрьского листопада.

Следите за новостями нашей рубрики! И подписывайтесь на instagram нашей библиотеки, где мы представляем обзоры и других новинок современной литературы.

Голубева Антонина, главный специалист Регионального центра чтения

Ваш комментарий

Даю свое согласие на обработку введенной персональной информации в соответствии с Федеральным Законом №152-ФЗ от 27.07.2006 "О персональных данных"
Подтверждение