Отдел абонемента  Псковской  областной универсальной научной библиотеки знакомит своих читателей с современной мужской прозой.

В центре внимания произведения известных российских  писателей Андрея Рубанова, Василия Авченко, профессора МГИМО и создателя игры «Умники и умницы» Юрия Вяземского,  Алексея Иванова,  Александра  Дергунова, Николая Кононова, Александра Етоева, Дмитрия Лиханова, обладателя престижной литературной премии Эдуарда  Веркина, Андрея Эмдина. В 2019 году все представленные книги поступили поступили в отдел абонемента.  

Сегодня особенно остро стоит вопрос: существует ли пресловутая мужская проза? Нужна ли она современной литературе? О мужчинах-писателях говорить сложней, чем об авторах-женщинах, ведь их мир совершенно иной. Ни одна женщина не сможет передать его так, как воспринимает его мужчина. Мужскую прозу отличают тонкие психологические нюансы и особая теплота взгляда.  Жесткий реализм нередко соединяется с тонким лиризмом и, может быть, даже сентиментальностью. Наиболее часто авторами-мужчинами используются жанры романа, рассказа, повести и эссе.

Отдел абонемента знакомит своих читателей с современной мужской прозой. В 2019 году в библиотеку поступили следующие книги:

Рубанов А. В. Штормовое предупреждение: роман больших расстояний: [16+] / Рубанов Андрей Викторович, Авченко Василий Олегович. - Москва: Молодая гвардия, 2018. - 210 с.

Есть такая байка, будто бы однажды Ильфа спросили: «А как вы пишете вдвоем?»«Один бегает по редакциям, — якобы ответил Ильф, — а другой сторожит рукописи».

Перед читателем - творческий эксперимент, первый совместный роман известных писателей, финалистов и лауреатов крупных литературных премий Андрея Рубанова и Василия Авченко. «Штормовое предупреждение» носит подзаголовок «Роман больших расстояний».

Идея написания книги с подзаголовком «Роман больших расстояний» родилась во время первого фестиваля тихоокеанской литературы «ЛиТР» во Владивостоке, на втором её уже презентовали. Сам фестиваль затеян, чтобы популяризировать российский Дальний Восток, тот же город с купюры в две тысячи рублей – Владивосток. Сделать его литературным световым центром, показать, что «свет – везде». Чтобы наметить вектор на российские регионы, оживить их, взбодрить.

 «Штормовое предупреждение» – простая и понятная история, где любовная линия связывает два измерения, две планеты – российский Запад и Восток. Санкт-Петербург и Владивосток разделяют 6538 километров по прямой.

Завязкой является случайная встреча героя с 19-летней Варей – «пришелицей с отдалённого Запада», из города «на другом конце глобуса» – Петербурга. 26-летний Виктор там никогда не был и едва ли когда побывает. Здесь, во Владивостоке, он чувствует себя хозяином, хоть и не доучился и не стал историком, хоть и всего лишь продаёт автомобильные покрышки и снимает комнату вместе с другом и заявляет о своём единственном таланте – «умении выживать». Ему важна своя суверенность, независимость, даже от родителей, отсюда и его способность принимать решения вкупе с авантюризмом, деловитость и умение брать ответственность на себя. Всё в его руках, и этим всем он готов по-хозяйски распорядиться. В своём мире Варя таких людей не видела, вот поэтому она и говорит о странности Виктора, что он «как бы подключённый к другому измерению».

Виктор сросся, принял мир. Он – человек этого места, будто слитый с ним воедино. Здесь он свой и нужен, здесь он знает, как «устроен мир». Именно поэтому ощущает себя счастливым и везунчиком, что живёт здесь, и это ощущение счастья проходит через всю книгу до её финальной точки.

 

Вяземский Ю. П. Бесов нос: [роман-сага в трех частях: 16+]: Юрий Вяземский. Ч. 1: Волки Одина. - Москва: Эксмо, 2019. - 413 с.

Юрий Павлович Вяземский – писатель, философ, профессор МГИМО и создатель культовой телевизионной олимпиады «Умники и умницы». Роман «Бесов Нос: Волки Одина» необычен, как и все книги автора. Здесь тонко сплетены современность и скандинавский эпос.

Однажды в начале лета на рыболовную базу, расположенную на Ладоге, приехали трое мужчин. Попали они сюда, казалось, случайно, но вероятно, по определенному умыслу Провидения. Один - профессор истории, средних лет; второй - телеведущий, звезда эфиров, за тридцать; третий - пожилой, очень образованный человек, непонятной профессии. Мужчины не только ловят рыбу, а еще и активно беседуют, обсуждая то, что происходит в их жизни, в их стране. И еще они переживают различные и малопонятные события. То одному снится странный сон — волчица с волчонком; то на дороге постоянно встречаются умершие животные… Кроме того, они ходят смотреть на петроглифы — поднимаются в гору и изучают рисунок на скале, оставленный там древними скандинавами...

«С одной стороны 9 век, саги и викинги. С другой – три наших современника между собой беседуют. И саги написаны замечательно, как у древнего Снорри. А некий Профессор так лихо, прямо по косточкам разобрал и расчихвостил любимую нашу страну! Казалось бы, какая тут связь и что может быть общего?! Но пятое измерение, господа. Закон крови причудливый. Короче, читайте, непременно, всеобязательно! Читайте и удивляйтесь!», - пишет  Богданов Г.

 

Иванов А.В. Пищеблок: роман: [16+] / Алексей Иванов. - Москва: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2018. - 413 с.

На этот раз Алексей Иванов приготовил читателю роман, сюжет которого разворачивается в пионерском лагере, где становится явью одна из популярных детских страшилок…

Жаркое лето 1980 года. Столицу сотрясает Олимпиада, а в небольшом пионерском лагере на берегу Волги всё тихо и спокойно. Пионеры маршируют на линейках, играют в футбол и по ночам рассказывают страшные истории; молодые вожатые влюбляются друг в друга; речной трамвайчик привозит бидоны с молоком, и у пищеблока вертятся деревенские собаки. Но жизнь пионерлагеря, на первый взгляд безмятежная, имеет свою тайную и тёмную сторону. Среди пионеров прячутся вампиры. Их воля и определяет то, что происходит у всех на виду.

Алексей Иванов в красках и со знанием дела рисует пионерский быт и атмосферу олимпийского года, мастерски выводит подростковый сленг, традиции и мифологию пионерлагерей, развивая в этих колоритных декорациях динамичный фантастический сюжет.

«Пищеблок» - простая и весёлая история о сложных и серьёзных вещах. Есть дети как дети - с играми, ссорами, фантазиями и бестолковостью. Есть пионерство, уже никому не нужное и формальное. А есть вампиры, которым надо жить среди людей, но по своим вампирским правилам. Как вампирская мистика внедряется в мёртвые советские ритуалы и переделывает живое и естественное детское поведение? Как любовь и дружба противостоят выморочным законам идеологии и вампиризма? Словом, чей горн трубит для горниста и под чей барабан шагает барабанщик?

Но при всем своем игровом характере роман «Пищеблок» является образцом традиционного реализма, а не романом ужасов и не постмодернистским фарсом.

 

Дергунов А. И. Элемент 68: [роман: 16+] / Дергунов Александр Игоревич. - Москва: Эксмо, 2019. - 668 с.

Рубеж ХХ–XXI веков действительно оставил в жизни людей заметный, глубокий след. Об этом свидетельствует хотя бы то, что писатели разных поколений и направлений раз за разом обращаются к этому пласту существования за материалом. Произошло это и в работе Александра Дергунова над его новым романом «Элемент 68».

«Элемент 68» — первый роман российско-канадского писателя, прежде публиковавшего только рассказы. Эрбий - 68 элемент таблицы Менделеева - движущая сила самого страшного оружия: атомного. Отец Алексея Бальшакова разрабатывал такое оружие, но потом погиб при странных обстоятельствах, и в наследство сыну досталась полная странных сближений судьба.

Сохранить открытие отца для человечества или выбрать путь тихой частной жизни с любимой женщиной и семьей - вот проблема, которую сразу не решить. Потому что одно тесно связано с другим, и когда на кон поставлены большие деньги, мораль отступает.

Тему тоталитаризма, как правило, ассоциируют с темой трагической судьбы человека в тоталитарном государстве.  Лучшие произведения русских писателей, таких как Е. Замятин, А. Ахматова, А. Рыбаков, Ю. Домбровский, В. Гроссман, А. Солженицын, М. Дудинцев, В. Шаламов, Д. Гранин, А. Приставкин и др., были посвящены разоблачению преступлений, совершенных в эпоху сталинизма, ставшего апологетом всей тоталитарной системы. Эту тему раскрываюти писатели XXI века.

 

Кононов Н. В. Восстание: документальный роман / Кононов Николай Викторович. - Москва: Новое издательство, 2019. - 307 с.

Война, плен, власовское движение, концлагерь, Холокост, послевоенная Бельгия, репатриация, ГУЛАГ, легендарное Норильское Восстание - все это вместилось в жизнь одного конкретного человека, в которой общий опыт русской и европейской истории столкнулся с органической непереносимостью принуждения и несвободы.

Это история Сергея Соловьева, одного из основателей, казалось бы, невозможной в сталинском СССР Демократической партии России. Герой Кононова более тридцати лет провел в неволе — немецком плену, советских лагерях. В 1953 году он стал одним из руководителей Норильского восстания. Устав Демократической партии России из сегодняшнего дня выглядит наивным, противоречивым и соблазнительным: «Новая Россия невозможна без гарантий всеобщего прощения. Каждый должен простить все обиды, пережитые им за весь период существования советской власти».

Журналист и писатель Николай В. Кононов нашел документы Соловьева в архивах Мемориала. Там было немного: сонник и отдельные почти случайные документы. Остальной материал найден в ходе писательского расследования. Документальный роман Николая В. Кононова «Восстание» выводит на сцену нового героя советской эпохи и исследует, как устроено само человеческое стремление к свободе - в подневольной стране, в XX веке.

 

 

Етоев А. В. Я буду всегда с тобой: циркумполярный роман: [16+] / Етоев Александр Васильевич. - Санкт-Петербург: Азбука, 2018. - 380 с.

Александра Етоева прежде всего считают литературоведом, публицистом, критиком, а тут роман, да еще с погружением в солженицынско-шаламовскую «лагерную тему». Действие происходит в 1944 году, где-то на Северном Урале, недалеко от Салехарда. Сталинский лауреат Степан Рза, скульптор с еще дореволюционной славой, вынужден спешно покинуть столицу и временно обосноваться где-то за Полярным кругом. А тут свои законы и другая жизнь. Его призывает к себе местный царь и бог, начальник лагеря Тимофей Васильевич Дымобыков, бывший красный кавалерист и заказывает ему изваять свою статую в мраморе.

Это такое предложение, от которого нельзя отказаться, и старый скульптор попадает в клубок местных страстей. Лагерный замполит сочиняет очередной заговор, расконвоированные интеллитенты интригуют друг против друга, местные ненцы создают необходимый фон.

Главный герой романа, знаменитый скульптор Степан Рза  - фигура не вымышленная. В имени своего героя автор изменил пару букв — псевдоним Степана Дмитриевича звучал как Эрьзя. Но все остальное — мировая слава, народные мотивы, сближения и расхождения с советской властью, житье в Аргентине, проекты скальных монументов — все было.

Это, поразительная идея – написать про сталинский лагерь не что-то гневное, с заламыванием рук, а почти плутовской роман, да с сатирическим уклоном, да с психологией. Больше всего это похоже на сказку, где главный герой, как в заколдованном лесу, оказывается в обществе редкостных уродов. Но он художник, и способен обрести красоту даже здесь.

В начале сентября вышла эта книга, которую критики и любители отечественной словесности однозначно расценивают как событие долгожданное и ожидаемое.

 

Лиханов Д. А. Bianca: жизнь белой суки: посвящается Тайге: [роман: 18+] / Лиханов Дмитрий Альбертович. - Москва: Эксмо, 2018. - 283 с.

Роман Дмитрия Лиханова по своей пронзительности и теплоте можно поставить в один ряд с такими лучшими образцами классической русской литературы, как «Записки охотника» и «Белый Бим Чёрное ухо».

В русской и мировой литературе много произведений, в которых собака - центральный образ. Дмитрий Лиханов, сын известного писателя Альберта Лиханова, внес в литературную псовую галерею образ белоснежной суки Бьянки. А вместе с ней поставил тот комплекс проблем, которые так и не решились обществом со времен «Каштанки» и «Белого Бима...»: отчего люди глухи к красоте? отчего не умеют любить так преданно и нежно, как собаки? почему человеческая жестокость оказывается страшнее зверя?

В основе романа – жизнь совершенно реальной охотничьей лайки по имени Тайга, которую щенком привезли из Москвы в глухую архангельскую деревню. Да там и бросили. Мытарства, страдания, счастье и смерть, которые испытала на себе эта породистая сука, сродни человеческим. И тесно переплетаются с ними.

Роман о русском Севере вошел в длинный список престижной литературной премии «Национальный бестселлер».

 

Веркин Э. Н. Пепел Анны: [роман: для старшего школьного возраста: 16+] / Эдуард Веркин. - Москва: Эксмо, 2019. – 316 с.

Эдуард Веркин — один из ярких современных российских авторов, лауреат престижных литературных премий, настоящий наследник традиций Чехова, Платонова, Лема, братьев Стругацких, Дика, Брэдбери. В 2012 году роман Веркина «Друг-апрель» был включен в список выдающихся книг мира «Белые вороны», составляемый Мюнхенской международной детской библиотекой.

В своих книгах Веркин с необыкновенным вниманием к мелочам показывает становление личности, переживание героями первой любви, упрямую борьбу с обстоятельствами и «непреложными законами», абсурдность и хрупкость жизни. Он говорит с читателем на своем, уникальном, узнаваемом языке.

Сюжет «Пепла...» на первый взгляд выглядит расслабленным, необязательным, курортным. Герой-подросток Игорь путешествует с матерью на Кубу. Сама поездка совершенно типична — отпуск ребенка с родителями в те места, где мать и отец провели молодость. Все вместе они посещают достопримечательности, заходят в рестораны, навещают друзей.

Главный герой думал и знал, что его родители живут по четко составленному плану. Они достаточно консервативны. На все вопросы знают ответы. Их острый ум и интеллект - это не плод великого ума, а годы работы над собой. И в этом Игорь не ошибался. Они по расчету сводят его с девушкой Анной, помогают развивать с ней отношения. Очень грубо и настойчиво лезут в его личную жизнь. Но у них не получается, любовь не может появиться по чьей-то прихоти. Если Игорю девушка понравилась, то он не вызывает у неё особого интереса. Анна с помощью Игоря сжигает свои стихи и старые книги из своего дома. Пепел они развеивают над морем. Освобождаясь от прошлого — став свободными.

«Пепел Анны» — книга для мятущихся душ, для всех кого терзают вопросы, кто думает о выборе и знает, что прежде чем родится новый мир, должен осесть пепел старого. Роман не обманет ожидания как поклонников писателя, так и читателей, открывающих для себя мир произведений Эдуарда Веркина впервые.

 

 

Еще одна книга автора, поступившая на абонемент в этом году:

Веркин Э. Н. Остров Сахалин: роман: [18+] / Эдуард Веркин. - Москва: Э, 2018. - 477 с.

Известный в основном своими произведениями для подростков, Веркин как будто бы неожиданно написал взрослый роман, который стал для автора триумфом. Текст был моментально замечен. Одни критики его усиленно хвалили, другие — безбожно ругали. Третьи напоминали, что Веркин широко известен в узких кругах и как писатель-фантаст.

 «Остров Сахалин» — «неформатный» постапокалиптический роман, действие которого разворачивается на Сахалине. «Мир «Острова» сгорел в пламени ядерной войны, начатой Северной Кореей. Осталась лишь Япония. Между опустевшим миром и Японией лежит Сахалин — буферный остров на границе цивилизаций, живущий по странным законам не то средневекового кастового общества, не то чеховского каторжного устройства, не то вообще какой-то третьей книги. Шаткое равновесие Сахалина может нарушить любой толчок. Естественно, что такой толчок происходит, причем отнюдь не фигурально: землетрясение вмиг меняет на острове расстановку сил. Героиня-рассказчица, голубоглазая японка Сирень с четвертью русской крови, и ее проводник, этнический русский Артем, идут через весь остров, наблюдая картины постапокалипсиса и спасая вычеркнутых из прежнего мироустройства детей.

Читая роман, понимаешь, что огромную роль при создании произведения сыграл «Остров Сахалин» А. П. Чехова. При этом, жизнь каторжников и идея о том, что человечность превыше всего, отсылает читателя к произведениям Шаламова, к «Одному дню Ивана Денисовича» Солженицына, к «Запискам из мёртвого дома» Достоевского.

Книга не оставит равнодушными ни знатоков классической литературы, ни любителей Станислава Лема и братьев Стругацких. В ней есть приключения, экшн, непредсказуемые повороты сюжета, но есть и сложные футурологические конструкции, и философские рассуждения, и, разумеется, грустная, как и все настоящее, история подлинной любви.

 

Эмдин А. Когда ты проснешься: [16+] / Андрей Эмдин. - Москва: Эксмо, 2019. - 414 с.

Андрей Эмдин – новое имя для современной российской литературы. В прошлом году он буквально взорвал «литературный интернет» своим дебютный романом «Отпуск». Теперь эта захватывающая романтическая история выходит в крупнейшем издательстве страны, и об Андрее Эмдине можно говорить, как об одном из самых перспективных авторов современной литературы на русском языке.

«Когда ты проснешься» – романтическая история о любви в виртуальной реальности, совмещающая увлекательность и актуальность. Главный герой романа Александр Смирнов попадает на загадочный остров, где можно прожить совершенную жизнь.

В этом месте всегда светит солнце, а его жители никогда не прекращают улыбаться. Все на острове сделано так, чтобы человек получал максимальное количество наслаждений и все время пребывал в состоянии абсолютного комфорта и удовольствия. Сложно представить более идеальное место для любви и счастья. Здесь же Александр встречает удивительную девушку мечты, с которой он хочет связать всю свою жизнь. Однако в какой-то момент герой понимает, что все вокруг слишком прекрасно и в этом есть какой-то подвох.

В этом захватывающем романе Андрей Эмдин поднимает важнейшие философские проблемы нашего времени, заставляя задуматься над тем, что такое современная любовь, как быть свободным в сегодняшнем мире и что ждет нас в будущем? На все эти вопросы молодой писатель дает удивительно мудрые и точные ответы, поражающие своей глубиной и жизненностью. Книга, в прошлом году покорившая интернет, теперь выходит на еще более широкую аудиторию.

Все представленные издания можно получить в отделе абонемента Псковской областной универсальной научной библиотеки (ул.Вокзальная,48, тел. 72-84-03).

Галактионова Светлана Алексеевна, заведующая отделом абонемента

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель, редакция При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество