11 ноября 2021 года исполняется 200 лет со дня рождения великого русского писателя, одного из самых читаемых классиков в мировой литературе, мыслителя, философа и публициста Фёдора Михайловича Достоевского. В России это событие отмечается на государственном уровне.

Президентом Российской Федерации В. В. Путиным подписан Указ «О праздновании 200-летия со дня рождения Ф. М. Достоевского», организованы праздничные мероприятия в его честь.

достоеввский

Президентская библиотека присоединяется к празднованию столь значимой даты в истории русской литературы. В этом году в учреждении проводится цикл лекций, посвящённый 200-летию со дня рождения великого писателя. Библиотека хранит в своей коллекции «Ф. М. Достоевский (1821–1881). Мир Достоевского»  оцифрованные экземпляры редких изданий: «Дневник писателя за 1877 г.» (1878), «Воспоминания А. Г. Достоевской» (1925), письма его жены, исследования творчества писателя, а также авторефераты современных диссертаций и видеоматериалы.

11 ноября 1821 года в Москве в семье лекаря Мариинской больницы для бедных Московского воспитательного дома родился Фёдор Михайлович Достоевский. В «Воспоминаниях А. Г. Достоевской» – жены писателя, Анны Григорьевны, – читаем: «Фёдор Михайлович охотно вспоминал о своём счастливом, безмятежном детстве и с горячим чувством говорил о матери». В семье было принято заниматься с детьми, проводить совместные вечера за чтением книг. Однако же благообразие семейного быта нарушалось порой мрачной суровостью отца, которое сглаживала жена и мать семейства Мария Фёдоровна. Дети же отца страшились и неукоснительно его слушались. «Своевольный, вспыльчивый и мелочно-придирчивый глава семьи, он не мог не активизировать в своём гениальном сыне и замкнутость, и преимущественно кроткую жизненную установку…» – пишет М. В. Волоцкой в книге «Хроника рода Достоевского: 1506–1933» (1933).

Строгий и довольно однообразный уклад жизни семьи Достоевских обеспечил погружение детей, особенно старших, Михаила и Фёдора, в мир мечтаний, который перед ними открывала литература. С малых лет Фёдор Михайлович невероятно много читал, это была не простая детская любознательность, а буквально страсть к литературе. Обучение будущего писателя было не только домашним, но и при привилегированном пансионе, в котором преподавали лучшие профессора Москвы. После, по велению отца, он поступает в Инженерное училище в Петербурге. Завершив обучение и некоторое время даже исправно отработав при департаменте, Достоевский принимает решение со службой покончить и профессионально заняться тем, что близко его сердцу и душе – стать литератором.

Именно в Петербурге начинается творческий путь Достоевского – путь поиска границ человечности. Едва ли можно придумать город, более подходящий для этого, чем Петербург той поры, полный человеческих страданий и лишений с одной стороны, но изобилия и роскоши с другой. С тех пор образ Достоевского неразрывно связан с Петербургом, городом, часто становившимся не просто мрачной декорацией к произведениям писателя, но и действующим героем.

достоевский 1

Выбрав литературное поприще, не приносящее стабильный доход, писатель всю жизнь нуждался в средствах к существованию. Гонорары писателя были весьма небольшими. В книге «Воспоминания А. Г. Достоевской» сказано: «…К тому же, будучи отягощён долгами, Фёдор Михайлович должен был сам предлагать свой труд в журналы и, конечно, получал за свои произведения значительно менее, чем получали писатели обеспеченные, вроде Тургенева или Гончарова…» Важную роль в столь бедственном положении сыграли и простое неумение Фёдора Михайловича распоряжаться деньгами, и губительная страсть к азартным играм. В издании М. В. Волоцкого «Хроника рода Достоевского: 1506–1933» (1933) читаем: «В одном из писем к брату Михаилу он так говорит о себе: „Что касается денег, то увы! Их нет. Чорт знает куда они исчезли“». Написанный фактически за месяц из-за условий издателя в 1866 году столь автобиографичный роман «Игрок» – это не только попытка осмысления природы пристрастия и разложения души под действием азарта, но и возможность выбраться из финансового бедствия для самого автора.

достоевский 2

Жизнь сулила Достоевскому множество тяжёлых испытаний. Однако литературный путь его начался с несомненного головокружительного успеха. Н. А. Некрасов, прочитав рукопись романа «Бедные люди», принесённую Д. В. Григоровичем для «Петербургского сборника», расчувствовался до слёз и отправился к знаменитому уже тогда русскому критику В. Г. Белинскому со словами: «Белинский! Новый Гоголь народился!» – пишет А. Ф. Кони в книге «Некрасов. Достоевский: по личным воспоминаниям» (1921). Первое произведение «Бедные люди» было встречено современниками очень тепло, а сам писатель был восторженно назван Белинским создателем первого социального романа.  

достоевский 3

В своём «Дневнике писателя за 1877 год» Достоевский говорит: «Какой восторг, какой успех, а главное – чувство было дорого, помню ясно». Вхождение в круг Белинского и дружба с ним самим будут способствовать не только славе Достоевского, но и косвенно явятся одной из причин его ареста. Именно публичное чтение запрещённого тогда атеистического письма Белинского к Гоголю послужит причиной его задержания по «делу Петрашевцев», на тайных собраниях которых Достоевский был в числе участников, увлёкшись социалистическими теориями. Много позже в романе «Бесы» Достоевский обратится к революционной теме, воскресив в сознании свои воспоминания и прежние идеи, потрясённый явлением нечаевщины и громким убийством студента Ивана Иванова, фактически воплотив сюжет на страницах романа.

За арестом Достоевского в числе прочих членов революционного кружка последует вынесение вердикта – смертная казнь, расстрел. В последний момент, перед самым исполнением приговора, в последнюю минуту, решение изменят, заменив публичную казнь ссылкой и каторжными работами. Сложно описать всю жестокость такого «помилования», стоившего одному из приговорённых рассудка. Воспоминания об этом страшном моменте в его судьбе останутся с Фёдором Михайловичем на всю жизнь и получат отражение на страницах романа «Идиот».

Каторга в Сибири и вовсе перевернула мировоззрение писателя. Фёдор Михайлович вспоминал об этом тяжелейшем испытании как о спасении. «Перерождению» писателя способствовало обращение к вере, к Христу. Прочитанное ещё в раннем детстве, выученное едва ли не наизусть Евангелие сопровождало Достоевского на этом пути изменений прежних убеждений и духовного перерождения. С переданным ему жёнами декабристов маленьким Евангелием он не расставался всю оставшуюся жизнь до последнего дня. Религиозная тема отныне будет пронизывать всё дальнейшее творчество Достоевского, фактически определив религиозно-философское направление в русской литературе.

По возвращении в Петербург из ссылки Достоевский сразу начинает активно вести литературную деятельность. Выпускает журналы, пишет роман «Униженные и оскоблённые». Выходят в свет «Записки из Мёртвого дома», в основу которых легли впечатления от пережитого на каторге. Впервые в «Записках из подполья» появляется идея невозможности познания человека и возможности лишения его страданий при помощи разума. Осознавая всю сложность человеческой природы, Достоевский видит возможность попытки познания её религиозным путем. Этот путь и представляет собой великое Пятикнижие: «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы».

Достоевский обнаруживает себя исключительным психологом, равных которому, пожалуй, нет и в мировой литературе. Великий Фридрих Ницше, несомненно, знакомый с творчеством русского литератора и проявляющий к нему неподдельный интерес, видел в его романах ценный психологический материал и называл Достоевского единственным психологом, у которого ему было чему поучиться. Идейную и философскую связь двух мыслителей искал философ Л. И. Шестов в своем произведении «Достоевский и Ницше: (философия трагедии)» (1903).

достоевский 5

Фёдор Михайлович по праву признан одним из величайших новаторов в области художественной формы. Став продолжателем традиции литературного реализма, он буквально вышел за его границы, создав совершенно новый тип художественного мышления. «Широк человек, слишком даже широк, я бы сузил…» – писал Ф. М. Достоевский в романе «Братья Карамазовы», именно такое видение человеческой природы привело писателя к множественности идей и сознаний героев. Глубочайшая аналитика души человека в романах писателя поражает, это рассмотрение её в различных состояниях и переходах. «Он вскрывает перед нами тайники человеческой совести, пожалуй, развязывает и вскрывает в пределах своих сил тот мистический узел, который есть средоточие иррациональной природы человека», – писал русский религиозный философ Василий Розанов в книге «Легенда о Великом Инквизиторе Ф. М. Достоевского» (1894). Достоевский, в стремлении разгадать тайну человека, ставит героев на самую грань, в положение преступников, убийц. Розанов отмечал: «Преступив личность человека, мы постигаем её значение». Впервые в романе «Преступление и наказание» писатель раскрывает идею абсолютного значения личности и ставит особо остро религиозный вопрос.

достоевский 4

Синтезом всего творчества и венцом религиозно-философской мысли Достоевского станет его последний роман «Братья Карамазовы» – воплощение его биографического и духовного пути. А. К. Закржевский в книге «Карамазовщина: психологические параллели: Достоевский. Валерий Брюсов. В. В. Розанов. М. Арцыбашев» (1912) назовёт этот роман одним из миров души Фёдора Михайловича: «…Тот, что измерил глубины плоти и страсти и дал потрясающую картину карамазовского сладострастия с провалами в такие недра, где горенье плотское становится огнём духу, с горизонтами безумия, с источниками жестокости и исступления».

Ф. М. Достоевский умер 9 февраля 1881 года от обострения хронической болезни, которой страдал последние годы. Несмотря на частую критику произведений Достоевского, гений его был признан ещё при жизни. Об этом свидетельствует невероятный отклик современников на весть о его кончине. Жена писателя вспоминала: «Я не стану перечислять имена тех лиц, которые бывали на панихидах у гроба моего мужа. Тут были все выдающиеся представители нашей литературы, сочувствовавшие Фёдору Михайловичу и ценившие его талант; были и лица, прямо ему враждебные, и которые, узнав о его кончине, поняли, какую утрату понесла русская литература…»

Поистине всемирная, непреходящая слава настигла величайшего писателя после его смерти. Творческое наследие Достоевского в контексте не только русской литературы, но и европейской мысли невозможно переоценить. Гениальные, не имеющие себе равных произведения Достоевского, несомненно, никогда не утратят своей актуальности и остроты. Неподдельный интерес к его творчеству, как показывает нам история, не только не угасает, но и становится всё ярче. Мы по-прежнему продолжаем заявлять, что «Достоевский бессмертен!», как писал Булгаков в «Мастере и Маргарите», и по сей день продолжаем узнавать Достоевского, вновь и вновь перечитывая его произведения.

По материалам Президентской библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель, редакция При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество