Литературный календарь библиотечной акции «Единый день писателя/поэта юбиляра» открывает следующую памятную страницу: 23 июня 2019 года исполняется 130 лет со дня рождения Анны Андреевны Ахматовой (23 июня 1889 – 5 марта 1966) - одного из талантливых поэтов Серебряного века, литературоведа, литературного критика и переводчика. К юбилейной дате представляем обзор творчества поэта и виртуальную выставку «Судьба Анны Ахматовой в зеркале литературоведения, живописи и поэзии».

Ахматова А.А.Литературный календарь библиотечной акции «Единый день писателя/поэта юбиляра» открывает следующую памятную страницу: 23 июня 2019 года исполняется 130 лет со дня рождения Анны Андреевны Ахматовой (23 июня 1889 – 5 марта 1966) - одного из талантливых поэтов Серебряного века, литературоведа, литературного критика и переводчика. К юбилейной дате представляем обзор творчества поэта и виртуальную выставку «Судьба Анны Ахматовой в зеркале литературоведения, живописи и поэзии».

Она была признана классиком поэтического ремесла еще в 1920 – е годы, но подверглась замалчиванию, цензуре и травле в 40-е., тогда же ее исключили из Союза писателей. Тогда же на долгие годы ее имя и стихи  были вычеркнуты из советской литературы. Но время шло, менялась социально-политическая и литературная обстановка в стране, и сегодня имя Анны Андреевны вновь в галерее лучших классиков отечественной словесности.

Она прожила почти семьдесят семь лет, которые были наполнены чередой встреч со многими талантливыми людьми. Она стала, по словам Осипа Мандельштама, «одним из символов величия России», а, по словам Марины Цветаевой – «Анной всея Руси». Она была не просто талантливым поэтом, но «одним из символов величия России», и «в своем героическом поединке с тоталитарным режимом испила до дна и «горчайшую чашу» позора, знала минуты слабостей человеческих» (Михаил Кралин). Истинная женщина и истинный поэт, которого отличали непреклонная гордость и глубинное смирение, величавая скорбь и невероятная женственность, духовное мужество и восхищение красотой и тайной мироздания.

Псевдоним, ставший именем великого поэта, - достался юной Анне Горенко «в наследство» от прабабушки, татарской княжны: «Мне от бабушки-татарки // Были редкостью подарки». Более того, в одной из записных книжек она написала: «Вся моя биография – в моих стихах». Действительно, человеку, не посвященному в тайны поэтического гения Анны Андреевны, уже с первой ноты знакомства с нею, станет ясно - все события ее жизни, ее чаяния и мечты отразились в ее стихах, поэмах, эссе и литературоведческих работах.

Ахматова АннаАхматова вошла в литературу внезапно и с триумфом - в 1912 г. вместе с первым сборником стихов «Вечер», который стал заметным явлением в русской поэзии. Спустя два года вышел второй сборник - «Чётки» (1914) (читать полный текст). Тогда же поэт Осип Мандельштам, потрясенный силой ахматовского слога,   предсказал: «Её поэзия близится к тому, чтобы стать одним из символов величия России». Так и случилось – все значимые события XX века стали вехами судьбы Анны Ахматовой. Она была выразительна, сильна и немногословна – этим и пленяла сердца. Георгий Адамович вспоминал: «Нет, красавицей она не была. Но она была больше, чем красавица, лучше, чем красавица. Никогда не приходилось мне видеть женщину, лицо и весь облик которой повсюду, среди любых красавиц, выделялся бы своей выразительностью, неподдельной одухотворенностью, чем-то, сразу приковывающим внимание…». Читатели восприняли ее стихи как любовный дневник, а критики писали о «новой Сафо».

«Ахматова была проста и естественна в жизни, но всегда - царственно возвышенна и обособленна. Люди вставали, когда она входила в комнату (в зал!). Разговор стихал, если она начинала говорить. Волнение и трепет охватывали присутствующих. Ее слова были сродни приговорам. Их спешили запомнить, записать, увековечить на скрижалях истории. Внимание приковывал каждый шаг, каждый взгляд. Ее движения, мимика, жесты вызывали сравнение с императрицей»

(Строки из книги «Ахматова без глянца», П. Фокин).

После сборника «Четки» в 1917 г. вышла «Белая стая», затем – в 1921 г. – «Подорожник», в 1923 г. - «Anno Domini», после которого ее новые стихи  стали появляться в печати все реже и реже, поскольку неофициальным решением партийных органов был наложен запрет на все ее публикации. Хотя этот запрет нигде и никогда не был официально оглашен, в последующие пятнадцать лет в Советском Союзе не было напечатано ни одного ее стихотворения.

«Я была в великой славе, испытала величайшее бесславиеи убедилась, что, в сущности, это одно и то же», - писала позже Анна Андреевна о своей творческой судьбе. Лишь на склоне лет она получила признание, заслуженно возводящее ее в степень классика национальной литературы. В 1964 г. она была награждена международной литературной поэтической премией «Этна-Таормина» (Etna Taormina) (Италия, г. Таормино) за 50-летие поэтической деятельности и в связи с изданием в Италии сборника ее избранных произведений. В 1965 г. ей был вручен диплом почетного доктора Оксфордского университета.

Ахматова А.А.

Анна Ахматова с мужем Николаем Гумилёвым и сыном

Трагически складывалась не только творческая судьба Ахматовой, но и личная:  репрессиям были подвергнуты трое близких ей людей - первый муж, Николай Гумилёв, был расстрелян в 1921 году; третий муж, Николай Пунин, был трижды арестован и погиб в лагере в 1953 году; единственный сын, Лев Гумилёв, провёл в заключении более 10 лет. Затем была война, ленинградская блокада, выступления в госпиталях, эвакуация в Ташкент.  В 1944 году она вернулась в Ленинград, а спустя два года, 4 сентября 1946 г.  она вместе с Михаилом Зощенко была исключена из Союза писателей СССР. Она стала изгоем в родной стране, а тираж уже напечатанного в 1946 г. сборника ее стихов был уничтожен.

Ахматова А.

Анна Ахматова и Николай Пунин

Лишь в 1962 году опала с нее была снята, тогда же  вышла ее «Поэма без героя», которую она писала на протяжении 22 лет. А в 1964 году увидел свет ее поэтический сборник «Бег времени». 

Ахматова Анна Ахматова Анна

 на суперобложке издания портрет Анны Ахматовой работы Амедео Модильяни

Однако, несмотря на гонения со стороны власти, русский читатель никогда не забывал Ахматову, да и она ни на минуту не оставляла поэтического ремесла, в чем на склоне лет признавалась в своей автобиографии: «Я не переставала писать стихи. Для меня в них - связь моя со временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».

Ее жизнь оборвалась внезапно – не выдержало сердце. Осенью 1965 года она перенесла четвертый инфаркт, а 5 марта 1966 года скончалась в подмосковном кардиологическом санатории. Ее похоронили под Ленинградом в поселке Комарово на Карельском перешейке, на кладбище среди соснового леса. И летом, и зимой на ее могиле лежат живые цветы. Розы. Ландыши. Цикламены. Шумит в вершинах сосен тревожный ветер, и в  этом  тихом  шелесте листвы продолжает с нами свой благодатный разговор эта великая, поистине легендарная, женщина…

могила А. Ахматовой могила А. Ахматовой

(Кованый крест на могиле Анны Андреевны Ахматовой работы псковского архитектора Всеволода Петровича Смирнова.
Изготовлен по заказу Льва Николаевича Гумилева. Надгробие - скульптор А. М. Игнатьев)

 

Из-под каких развалин говорю,
Из-под какого я кричу обвала,
Как в негашеной извести горю
Под сводами зловонного подвала.

Я притворюсь беззвучною зимой
И вечные навек захлопну двери,
И всё-таки узнают голос мой,
И всё-таки ему опять поверят
.

(Анна Ахматова)

Не один десяток лет прошел со дня ухода Ахматовой, а мы только начинаем познавать ее судьбу – как поэта, воспевшего тончайшие «движения женской души», и как человека, обладавшего несметным мужеством, силой и крепостью духа, человека, сполна разделившего беды и потрясения, которым подверглась Россия. Именно она стала смыслом и счастьем Анны Андреевны.

Обратившись к ее посмертной литературной судьбе, замечаешь, насколько разрозненны факты, темы и события ее творчества и биографии в разных источниках. Нет полного ее жизнеописания, да и стихи требуют глубокой текстологической работы.

Более того, в литературоведческих работах ее образ постоянно двоится. По словам упомянутого выше Павла Фокина, она: «то «царскосельская насмешница», то «прокаженная», то «веселая грешница», то скорбная плакальщица. Беспомощная и могущественная. «Надменная» и «простая». То нищая, в убогом рубище и с сумой, то сыпящая деньгами и подарками. Ленинградка и москвичка. Жена без мужа. Мать без сына. Русский поэт с татарским именем…». Но едино и  и вечно: она - истинно русский поэт – человек своей земли и своего народа. Ее двойственность – это двойственность  самой России – светло-прекрасной и сумеречно-трагичной.

В галерее многочисленных попыток всестороннего анализа и воссоздания творческой и личной судьбы Анны Ахматовой есть немало достойных ее памяти книг.

Светлана КоваленкоПрежде всего, это труды доктора филологических наук, исследователя творчества и судьбы Ахматовой, Светланы Коваленко: «Петербургские сны Анны Ахматовой» (2004) и два объемных тома «Анна Ахматова: pro et contra. Антология» (2001, 2005), где она собрала практически все отклики современников Анны Ахматовой на ее творчество, снабдив их основательным предисловием и подробными комментариями. В 2009 году вышла в свет ее книга «Анна Ахматова» в серии «Жизнь замечательных людей» - попытка  полного жизнеописания поэта. Это был последний труд Светланы – во время написания книги она ушла из жизни, так и не окончив и не структурировав ее.  Книга вобрала в себя ранее малодоступные или же рассеянные по отдельным и специальным изданиям материалы, чем особенно интересна для нас, современных читателей. Здесь на первый план вынесены важнейшие для понимания поэта темы: родословная Ахматовой и ее поэтическая мифология; Ахматова и ее лирические адресаты; культура любви в ее интерпретации; судьба ахматовского наследия и др.

Особенно интересна тема: Ахматова и адресаты её поэзии. Среди них – поэт и муж Николай Гумилев, парижский художник Амадео Модильяни, критик и автор лучшей статьи об Ахматовой Николай Недоброво, художник-мозаичист Борис Анреп, Гость из Будущего в «Поэме без героя», преподаватель философии Оксфордского университета Исайя Берлин.

Интересна также книга Аллы Максимовны Марченко «Ахматова: жизнь», которая представляет собой биографический роман ахматовской жизни, сотканный исследователем  из произведений великого поэта.

Наиболее полным сводом фактических сведений о жизни и творчестве Анны Ахматовой является книга Вадима Черных «Летопись жизни и творчества Анны Ахматовой». Первое издание выходило частями в 1996-2003 годах. Пятая часть, охватывающая последнее десятилетие жизни Анны Ахматовой (1957-1966), была опубликована во втором (исправленном и дополненном) издании, вышедшем в 2008 году.

Впрочем, книг и публикаций, посвященных творческому гению Ахматовой, в литературоведении существует немало, и о них более подробно нам расскажет виртуальная выставка под названием «Судьба Анны Ахматовой в зеркале литературоведения, живописи и поэзии». Здесь представлен обзор изданий, посвященных жизни и творчества поэта, а также ее голос – стихи, воспоминания, цитаты. Атмосферным аккордом становится образ поэта в живописи. И в совокупности это, пожалуй, самый верный путь к сокровищнице ее поэтического дара.

Столько просьб у любимой всегда!

У разлюбленной просьб не бывает.

Как я рада, что нынче вода

Под бесцветным ледком замирает.

И я стану – Христос помоги –

На покров этот, светлый и ломкий,

А ты письма мои береги,

Чтобы нас рассудили потомки,

Чтоб отчетливей и ясней

Ты был виден им, мудрый и смелый.

В биографии славной твоей

Разве можно оставить пробелы?

Слишком сладко земное питье,

Слишком плотны любовные сети.

Пусть когда-нибудь имя мое

Прочитают в учебнике дети,

И печальную повесть узнав,

Пусть они улыбнутся лукаво…

Мне любви и покоя не дав,

Подари меня горькою славой.

 

(Анна Ахматова)

Горькая слава Анны Андреевны Ахматовой разносится по миру и сегодня. Наследница Пушкина, героиня Достоевского, Анна Ахматова - поэт и гражданин – «стала воплощением судьбы России XX века: горькой, грозной, смутной, скорбной, в кровавых язвах бед и терзаний, униженной, оскорбленной и - вдохновенной, окрыленной, пророческой, прославленной и воспетой, торжествующей. Ее душа стенала и ликовала вместе с душой России. Скорбела и веселилась. Замирала и воскресала» (П. Фокин). И воскресает в сердцах миллионов читателей и по сей день!

Голубева А., пресс-служба библиотеки

Мы используем cookies

Во время посещения данного сайта могут создаваться файлы cookie, представляющие собой фрагменты данных, которые временно хранятся на вашем компьютере или мобильном устройстве и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель, редакция При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна.
Контакты Адрес
Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Государственный Интернет-Сайт правовой информации Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Россия начинается здесь! Псковская область Российское военно-историческое общество Псковский областной центр народного творчества Год памяти и славы 2020