поиск по базам библиотеки  поиск по сайту





Личный кабинет



Электронная библиотека "Псковиана"
Национальная электронная библиотека
Проект Библиородина
Национальная электронная детская библиотека
Афиша выставок

Календарь событий

Скоро в библиотеке

Материалы по диалектологии крымскотатарского языка.
Материалы по диалектологии крымскотатарского языка.
Зелинский Ф.Ф. История античных религий
Зелинский Ф.Ф. История античных религий
Бесков А.А. Язычество восточных славян перед лицом современности
Бесков А.А. Язычество восточных славян перед лицом современности

Тематические сайты

Псковский край
Библиотечный портал Псковской области
Региональный центр чтения
Книжные памятники Псковской области
Главная Старые категории 500 лет вхождения Псковской земли в Московское централизованное государство

Историческая справка по вхождению Псковской земли в Московское централизованное государство


Псков впервые упоминается в «Повести временных лет» в 903 г. В составе Киевской Руси псковские земли с XII века в период раздробленности были частью Новгородской республики. После разгрома Руси ордой, которая не затронула Псков и Новгород, и успешного сопротивления псковичей в 1240—1242 гг. рыцарям-крестоносцам, когда князь Александр Невский в 1242 г. освободил Псков и разгромил немецких рыцарей Ливонского ордена в Ледовом побоище, с 1348 г. Псков стал независимым от Новгорода княжеством — Псковской республикой — одним из крупнейших русских культурных и ремесленных центров того времени. Во многом Псковское княжество сохранило новгородский вечевой строй, в котором князья приглашались боярским советом на службу.



В ходе последующего объединения русских земель вокруг Москвы древняя Псковская земля вошла в состав единого Русского государства одной из последних — в 1510 г., хотя чувство национальной общности существовало всегда: из Московской летописи мы знаем, что в 1380 г. в Куликовской битве в войске Дмитрия Донского был и отряд псковичей во главе с князем Андреем Ольгердовичем. В 1399 г. Андрей Ольгердович отказался от княжения во Пскове за себя и за своего сына Ивана. Тогда псковское вече обратилось к сыну Дмитрия Донского, Великому князю московскому Василию I, с просьбой прислать в Псков князя из Москвы. Василий Дмитриевич выполнил эту просьбу, и с тех пор, в течение более чем ста лет, псковское вече выбирало князей из Москвы.



Сближение Пскова с Москвой было вызвано и чувством национальной общности, и политическими обстоятельствами того времени. Московские князья вели борьбу с новгородским боярством, стараясь подчинить республиканский Новгород своей власти. В этой борьбе они почти всегда имели Псков своим союзником. Псковичам же была нужна помощь Москвы в борьбе с Ливонским орденом и с Литвой. В 1406 и 1426 гг., когда литовский князь Витовт вторгался в псковские земли и пытался их захватить, но поддержка Москвы позволила Пскову справиться с вражескими нашествиями. С 1468 г. псковичи пускают в оборот печать, носившую надпись «Печать псковская вотчины великого князя Ивана Васильевича». Также стала употребляться формула: «вотчина Великого князя, псковичи, добровольные люди». Псковичи не возражали против того, чтобы называться вотчиной Великих князей, но подчеркивали, что они «добровольные люди», то есть подчиняются по своей воле. И тогда союз с Москвой еще не нарушал самостоятельности Псковской феодальной республики. Из Москвы псковичам прислали тех князей, которых они просили. Князья эти приносили присягу на верность Пскову: их полномочия оставались столь же ограниченными, как и раньше. Псковские бояре не раз изгоняли присланных из Москвы князей, если те не были им угодны.



Существовать без поддержки Москвы Псков не мог. К новому Великому князю Иоанну III были отправлены послами псковские посадники. Иоанн III, напомним, взяв в супруги Софью Палеолог, утвердил преемственность Москвы от сокрушенного турками Второго Рима, объединил большую часть русских земель под властью Москвы и стал называть себя «Государем всея Руси». Московские наместники забирали себе все большую власть и в Псковской республике. В 1467 г. они получили право посылать своих управителей во все псковские пригороды. В 1483 г. князь Ярослав Оболенский, сговорившись с псковскими посадниками и боярами, даже изменил псковские законы о смердах. Это было нарушением законодательных прав веча и вызвало восстание, продолжавшееся три года, но окончившееся ничем.



К началу ХVI в. Псков фактически утратил свою независимость, но пока сохранял старые, вечевые порядки. Между тем большинство русских земель к тому времени уже было объединено Москвой в единое Русское государство. Новый великий князь Василий III решил, что пришло время покончить с остатками республиканской самостоятельности Пскова.



В 1509 г. в Псков был послан наместник — князь Иван Михайлович Репня-Оболенский, который отказался считаться с вече. Он сам устанавливал и собирал налоги с населения, судил псковичей без участия представителей веча. Узнав, что Великий князь в Новгороде, псковские бояре отправили туда своих послов с жалобами на нового наместника. Псковских послов Василий III не принял, но приказал им передать, что разберет их жалобы позднее, 6 января в Новгороде. Однако и между самими боярами согласия тоже не было, они жаловались друг на друга — было очевидно, что внутри псковской республики существуют острые «демократические» противоречия.



6 января 1510 г. по приглашению Великого князя Василия III, в Новгород съехались почти все посадники и многие бояре из Пскова. Бояре Василия III объявили собравшимся в Кремле посадникам великокняжескую волю: «Вечу не быть, вечевой колокол снять, посадникам не быть, а быть в Пскове двум наместникам великого князя, а в пригородах по наместнику». Это означало полное упразднение Псковской республики и присоединение ее к Москве на равных основаниях с остальными русскими землями.



12 января в Псков прибыл великокняжеский посол Третьяк Далматов. Это был старый, опытный дьяк, давно выполнявший поручения Великих князей. По случаю его прибытия было в последний раз созвано вече, и Третьяк объявил собравшимся волю Василия III, но если вече не согласится с требованием Великого князя, он придет сюда с войском и ответственность за кровопролитие будет на псковичах. Псковичи по просили разрешения подумать и дать ответ на следующий день. Далматов разрешил. Большинство понимало бесполезность и ненужность сопротивления ради каких-то личных привилегий и почестей. Существование Пскова без Москвы и московской помощи было немыслимым, а внешние угрозы были рядом. Вся предшествующая история Псковской земли предопределяла тот ответ, который на следующий день псковичи дали московскому послу.



Рано утром 13 января 1510 г. в последний раз зазвонил псковский вечевой колокол. На площадь перед Троицким собором сошлись все псковичи. От имени веча посадник передал Третьяку Далматову их ответ: они принимали все требования Великого князя Василия III и подчинялись его воле. Был снят вечевой колокол — символ псковской республики. Колокол был отвезен на подворье Снетогорского монастыря, а потом отправлен в Москву.



24 января в Псков приехал сам Великий князь Василий III. У Великих ворот его встретили духовенство и бояре, а на торговой площади у Святых ворот ждали все псковичи. Великий князь пошел в Троицкий собор, где отслужил благодарственный молебен.
Тем не менее поначалу Василий III сохранил некоторые остатки псковской самостоятельности: продолжали действовать многие из старых судебных законов Пскова; псковичам было разрешено избрание двадцати четырех старост из числа купцов и богатых ремесленников. Эти старосты составили так называемую земскую всенародную избу. Они получили право участвовать в решении судебных дел и в сборе налогов с населения.



Псковская земля славна в русской истории не только своим значением во времена Рюрика (отсюда, с берегов реки Великой, происходила св. Великая княгиня Ольга), но и в осознании себя Московской Руси «Третьим Римом, а четвертому не бывать».