поиск по базам библиотеки  поиск по сайту





Личный кабинет



Электронная библиотека "Псковиана"
Национальная электронная библиотека
Проект Библиородина
Национальная электронная детская библиотека

Календарь событий

Скоро в библиотеке

Коммерческое судопроизводство на Псковской земле
Коммерческое судопроизводство на Псковской земле
Финист Ясный Сокол и прочие местные чудеса
Финист Ясный Сокол и прочие местные чудеса
Иванов В.Н. Шахницы: история деревни
Иванов В.Н. Шахницы: история деревни

Тематические сайты

Псковский край
Библиотечный портал Псковской области
Региональный центр чтения
Книжные памятники Псковской области
Главная Старые категории История Псковской книжной культуры

Общие сведения

История псковской книжной культуры насчитывает не одно столетие и является яркой страницей, дополняющей и отражающей в новом свете многие стороны жизни древнего и современного Пскова. Среди выдающихся памятников письменности Древней Руси псковские рукописи XI—XV вв. занимают заметное и достойное место. Можно назвать такие рукописные книги, как Псковский устав XI в. с рисунками бытового характера, Паремейник 1271 г., писец которого был близок князю Довмонту, с этой книгой связано зарождение тератологического (звериного) стиля псковской книжности. Апостол 1307 г. с припиской из «Слова о полку Игореве», Сборник X. V. в. со «Словом о погибели русской земли», лицевая Палея 1477 г. с иллюстрациями в тексте, Евангелие 1409 г., переписанное псковичом Лукой и являющееся, по мнению специалистов, одним из шедевров книгописания. В XIII—XV вв. Псков был одним из выдающихся центров книжного дела. В оформлении псковских рукописных книг были свои отличительные особенности: зеленый фон тератологических заставок и инициалов, преимущественное изображение человеческого лица в инициалах в фас. Широкое использование желтого цвета, менее условное изображение человеческих лиц и птиц в орнаменте. Псковские писцы оставляли на полях рукописей замечательные остроумные, в духе народного творчества пространные записи и приписки. К началу XVI в. с присоединением Пскова к Московскому государству Псков уже не мог претендовать на одно из первых мест в художественной культуре Руси. Псковское письменное наследие влилось в единое русло русской национальной культуры. Волею царей и иерархов большая часть рукописных книг XIII—XV вв. была вывезена из Пскова в Москву в XVI—XVII вв., где пополнила книжные собрания того времени: Патриаршей и Синодальной типографий, и ныне украшает книжные фонды Государственной Третьяковской галереи, Государственного исторического музея, Российской национальной библиотеки, Российского государственного архива древних актов и других книгохранилищ и архивов. В XVI в. в Москве возникло книгопечатание, и вскоре появился запрет на использование в богослужебных целях рукописных книг, но так как печатных книг все равно не хватало, и они долгое время были дороже рукописных, в Пскове, как и в других областях русского государства, продолжали писать книги богослужебного, светского содержания. От XVI—XVIII вв. сохранилось огромное количество рукописей, в том числе и псковских. Ценнейшим собранием рукописных и редких книг обладает Псковский музей-заповедник. Более 500 рукописных книг XIV — нач. XX вв. представляют местную рукописную традицию в музейном собрании. Среди рукописей XVI в. следует отметить Служебник Спасо-Мирожского монастыря, книгу «Рай», Прологи (книги для ежедневного чтения), сборники богословского и литературного содержания, сборники певческие. Псковская литература XVI в. дала миру такие памятники, как Псковская летопись, «Повесть о прихожении Стефана Батория на град Псков», «Повесть о прихожении свейского короля Густава Адольфа ко граду Пскову», «Повесть о начале основания Псково-Печерского монастыря», «Повесть о псковском взятии», жития псковских святых Всеволода-Гавриила, Довмонта-Тимофея, Саввы Крыпецкого, Евфросина, Никандра Псковского, Послания старца Филофея, сказания о явлениях чудотворных икон. Эти рукописи отличаются как нетрадиционностью и своеобразием состава, так и своими палеографическими и художественными особенностями. С наибольшей полнотой псковская письменность представлена рукописными книгами XVII—XVIII вв. Рукописи этого времени типичны для Пскова как с точки зрения их художественного оформления (миниатюры, орнамент), так и литературных пристрастий псковских писцов, заказчиков, владельцев. К этому времени относится ценная коллекция Синодиков (книг для церковного поминания) псковских церквей и монастырей, содержащих сведения о житиях святых псковской земли, отголоски исторических событий, литературные произведения в виде небольших повестей, притч, слов и поучений. Монастыри играли важную роль в культуре Пскова, особенно в области книжной культуры и литературного творчества. В ранней истории Пскова важными культурными центрами были сначала Мирожский монастырь, а затем Снетогорский. В XVI в. ведущая роль принадлежала Спасо-Елеазарову, а затем Псково-Печерскому монастырям. Здесь не только переписывались книги, но велось летописание, создавались оригинальные литературные сочинения. В художественном плане особую ценность имеют лицевые (иллюстрированные) рукописи. В коллекции Псковского музея 87 рукописных книг имеют художественное оформление в виде миниатюр или орнамента (заставки, концовки, рамки, инициалы), дающие возможность проследить основные этапы развития книжного оформления, смену художественных стилей, местные особенности. Самобытную книжную культуру псковской земли можно с полным правом поставить в один ряд с памятниками псковской архитектуры, иконописи, лучшими образцами прикладного искусства.

Осипова Н. П. История Псковской книжной культуры / Н. П. Осипова; подгот. Т. В. Медникова //Псковские хроники: История края в документах и исследованиях. Вып. 4. / [сост.: Е. П. Иванов, М. М. Медников]. — Псков: Изд. Дом «Стерх», 2004. — С. 68 — 72. — Извлеч.