поиск по базам библиотеки  поиск по сайту





Личный кабинет



Электронная библиотека "Псковиана"
Национальная электронная библиотека
Проект Библиородина
Национальная электронная детская библиотека

Календарь событий

Скоро в библиотеке

Коммерческое судопроизводство на Псковской земле
Коммерческое судопроизводство на Псковской земле
Финист Ясный Сокол и прочие местные чудеса
Финист Ясный Сокол и прочие местные чудеса
Иванов В.Н. Шахницы: история деревни
Иванов В.Н. Шахницы: история деревни

Тематические сайты

Псковский край
Библиотечный портал Псковской области
Региональный центр чтения
Книжные памятники Псковской области
Главная Старые категории Кудрявцева О.А. Атласы Блау

Кудрявцева О.А. Атласы Блау

О.А. Кудрявцева, старший научный сотрудник отдела рукописных и редких книг Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника

_______________________________________________________________________________________

Атласы Блау из библиотеки Гедеона Криновского, епископа Псковского и Нарвского

Кудрявцева, О. А. Атласы Блау из библиотеки Гедеона Криновского, епископа Псковского и Нарвского // Псков: научно-практический, историко-краеведческий журнал. № 27. / Псковский государственный педагогический университет им. С. М. Кирова; Государственное архивное управление Псковской области. — Псков: ПГПУ, 2007. — 231 с. — С. 95−104.

История псковской епархии XVIII столетия связана с именами образованнейших людей своего времени: ученых, писателей, блестящих проповедников, таких как Феофан Прокопович, Стефан Калиновский, Симеон Тодорский, Гедеон Криновский, Иннокентий Нечаев. Это были поборники просвещения, интересующиеся гуманитарными науками, знатоки древних языков, любители классической литературы. Каждый из них проявлял интерес к собиранию книг, являлся книголюбом, имел личную библиотеку.

Одним из незаурядных церковных писателей XVIII столетия был Гедеон Криновский, епископ Псковский и Нарвский (1726−1763), возглавлявший Псковскую епархию с 1761 по 1763 гг.1

Сын пономаря, Криновский получил первоначальное образование в Казанской духовной семинарии, продолжил его в Московской духовной академии. В 1753 г. в Москве его проповедь услышала Елизавета Петровна, и Гедеон стал придворным проповедником. Благосклонность императрицы сказалась в быстром росте духовной карьеры Криновского. Сначала он становится архимандритом ставропигиального Саввина — Сторожевского монастыря, затем настоятелем Александра — Невского монастыря и, наконец, настоятелем Свято-Троицкой лавры. Проповеди, которые читал Криновский, отличались доступностью, образностью, простотой языка и привлекали внимание современников. Гедеон был близок к императорскому двору, вел жизнь не столько инока, сколько светского человека: любил носить бархатные рясы, меховые шубы, башмаки с бриллиантовыми пряжками. Современники о нем говорили: «Гедеон нажил миллион». Незадолго до смерти Елизаветы Петровны, 7 октября 1761 г., он был хиротонисан в епископа Псковского и Нарвского. Периодически посещая Псков, он основное время проводил то в Петербурге, то в Москве. В 1763 г. на пути из Москвы в Псков он неожиданно заболел и скончался 22 июля в Пантелеймоновом монастыре недалеко от Пскова. Был похоронен в Ольгинской церкви псковского Троицкого собора.

После смерти Гедеона осталась библиотека,2 которую он собирал на протяжении последних десяти лет. Она насчитывала около 450 книг. В XVIII столетии в русской церковной школе были сильны влияния западной культуры и западного богословия. Поэтому книжное собрание псковского архиерея состояло, в основном, из изданий на латинском и греческом языках. В 1764 г. по указу Екатерины I. I. книги из Петербурга были отправлены в Псков в распоряжение псковских архиереев и оказались в библиотеке Псковской духовной семинарии. В1920 г. в составе семинарской библиотеки они попали в Псковский музей. Сегодня в Псковском древлехранилище хранится пять рукописей и 105 книг,3 принадлежавшие Гедеону Криновскому. О той важной роли, которую играли книги в его жизни, можно судить по «Курсу поэтики"4 на латинском языке, который он читал в Казанской семинарии в 1749 г. В этот сборник входит «Элегия» Стефана Яворского, главы русской церкви при Петре I. В. этом поэтическом произведении, обращенном к библиотеке, говорится, что книги скрашивают жизнь, они являются раем, любовью, светом, красотой и богатством. Большинство книг в библиотеке Гедеона — религиозного содержания: это творения отцов церкви, западноевропейских церковных писателей XVI-XVIII столетий. Составление проповедей требовало от Криновского хорошего знания не только богословской, но и светской литературы. Поэтому в библиотеке есть книги по истории, физике, географии, естественным наукам.

Особую ценность представляют атласы Блау5, оказавшиеся в библиотеке Гедеона Криновского в 1759 г. Они были изданы в Амстердаме в 1662 г. Первые атласы, систематические собрания карт, стали издаваться в Западной Европе уже в конце XVI в. и явились результатом накопления знаний об окружающем мире, а также великих географических открытий конца XV — первой половины XVII столетий. Появление первых атласов связано с именами выдающихся западноевропейских картографов Абрахама Ортелия (1527 — 1598) и Меркатора (1512- 1594). С начала XVII столетия центр картографического дела переместился из Антверпена в Амстердам, столицу Голландии. Эта наиболее экономически развитая страна обладала мощным морским флотом, позволяющим голландцам путешествовать и торговать со странами ближнего и дальнего Востока. Для этого необходимы были карты.

В 1606 г. в Амстердаме основал свое издательство Иоганн Вильгельм Янсоон Блау (1571 -1638)6, математик, астроном, географ, ученик и друг известного датского астронома Тихо Браге. Блау выпускал карты, атласы. Издательское дело продолжили его сыновья Корнелий и Иоанн. В середине 1660-х гг. в их типографии вышло пять изданий атласов на голландском, латинском, французском, испанском и немецком языках. В 1662 г. появилось одиннадцатитомное издание «Большого атласа». В Псковском музее сегодня хранятся восемь томов этого атласа на латинском языке. Три фолианта оказались утраченными: один (с картами Италии) исчез еще до 1920 г., два других, посвященных Англии и Шотландии, — в годы Великой Отечественной войны.7

Каждый том этого роскошного издания насчитывает около 200 листов с текстами и картами Европы, Азии, Африки и Америки. Открытие Антарктики и изучение Австралии произойдет несколько позднее. К моменту издания атласов был накоплен богатый картографический материал о странах Европы. Поэтому им посвящены первые пять томов. Сведения об Америке, Африке и Азии вошли в последние три тома.

Карты в атласах дополнены текстами на латинском языке. Это описания, сообщения, разнообразные справочные сведения о странах, их природных богатствах, торговых путях, быте народов, их населяющих.

Кроме карт, в атласах Блау представлены гравированные изображения астрономических инструментов датского ученого Тихо Браге, его обсерватории в Ураниенбурге, построенной на острове Гвеена в Зундском заливе, гравюры с чертежами собора Св. Лаврентия в испанском Эскориале и небольшие гравированные изображения пейзажей и жанровых сценок в тексте.

Карта Азии из атласа Блау 1662 годаВ изданиях Блау карты располагаются по той системе, которая сохраняется в современных атласах до настоящего времени, от общего к частному. Первый том открывается с карты полушарий мира, за ней следуют изображения той или иной части света. Далее идет общая карта страны или государства. Её дополняют общие изображения отдельных земель княжеств, герцогств, графств, а затем представлены карты их отдельных частей.

В логическом расположении карт заложена информация о политическом строе изображенных стран, экономическом их развитии, они позволяют представить основные европейские торговые пути. Так, в томах, посвященных Германии, Фландрии, Испании первоначально представлены владения австрийских и испанских Габсбургов, а затем их вассалов. Франция начинается с изображения земель французских королей. Подробно изображаются территории в бассейнах рек Сены, Луары, Гаронны. Карты северного побережья Германии позволяют представить города, входившие в состав Ганзейского союза, изображения западных территорий, расположенных вдоль реки Рейн, характеризуют Рейнский союз, а территории в районе верхнего Дуная — союз южных немецких городов.

Выпуск атласов всегда являлся результатом коллективного труда многих ученых, географов, картографов, топографов, художников, граверов. Печатные формы карт для атласов кочевали от одного издателя к другому, использовались десятилетиями, часто с небольшими изменениями или без них. Так, карта Исландии была составлена Георгиусом Каролусом8 и издана Хондиусом — Янссоном в 1638 г. Без изменений она вошла в атлас Блау 1662 г. Изображения территорий Китая, сделанные Чжоу Супэнем в 1311—1312 гг.одах, послужили иезуиту Мартино Мартини основой для составления карт «Китайского атласа», отпечатанного в Амстердаме в 1655 году.9 Эти же карты можно увидеть в десятом томе атласов Блау 1662 года. Карты России, сделанные голландским путешественником Исааком Масса, были сначала включены в атласы Янссона, а затем Блау.10

Во второй том атласов 1662 г. вошли восемь карт,11 которые дают представление о Московии, или Руси, а так же о городе Москве. Созданы они Гесселем Герритсом в 1614 г., Исааком Массой (1587−1635) в 1633—1634 гг. и Адамом Олеарием (1599−1671). В сопроводительных текстах к этим картам указываются не только рубежи русского государства, ее провинции, земли, реки, но и политическое правление, суммы податей. Говорится также о религии, духовенстве, святых, которым молятся. Обращается внимание на нравы и одежду московитов, их времяпровождение, расторжение браков, похороны, школы.

В разделе с описаниями западных регионов Московии приведена краткая характеристика Псковской земли и Пскова, написанная, вероятно западным исследователем, на латинском языке.12 Называются три крепости: Волоч и Великие Луки с деревянными крепостями, Торопец — город и крепость. Однако в тексте присутствует ряд неточностей. Отмечается, что Плесковия — самая обширная провинция, присоединенная Иоанном Васильевичем в 1509 г. Столицей этой Плесковии является русский Псков, расположенный у Псковского озера. Говорится также, что от названия этого озера происходит название реки, протекающей по территории среднего города и впадающей в Чудское озеро. Из него легко проплыть в Балтийское море. Псков делится на четыре части и опоясан одной стеной. В тексте атласа отмечается, что из-за предательства священников город был присоединен к Руси, жителей перевели в Москву, а на их место направили русских. Расстояние до Великого Новгорода 36 миль.

Это описание говорит о значимости Пскова для Западной Европы в средние века. Не случайно, что Псков отмечен не только на картах Московии, но и на картах Ливонии, Швеции, Европы, на карте полушарий мира.13 Наряду с Псковом указываются Печоры, Изборск, Печки и Елеазаровский монастырь. Через эти древние населенные пункты проходила древняя средневековая дорога, соединяющая Запад с Русью. По ней ездили иностранные купцы и иностранные посольства, двигались иностранные войска. Тексты со сведениями о Псковской земле привлекали внимание читателей в XVIII столетии, так как коричневыми чернилами сделаны пометы, исправлены опечатки.

Типографская марка на титульном листе атласов Блау 1662 годаВсе элементы атласов Блау: пергаменные переплеты с золотым тиснением, золотые обрезы, шелковые зеленые завязки, прочная тряпичная бумага с водяными знаками, высококачественная печать, художественное оформление карт — являются результатом кропотливого труда многих печатников, переплетчиков, художников и граверов XV-XVII столетий. Не случайно девизом Блау явилось высказывание «Indefessus agendo» — «Руки неутомимые в работе», а на типографской марке изображался бог времени Хронос и Геракл, убивающий лернейскую гидру, которая опустошала земли.

Фронтиспис из атласов Блау 1662 годаЭти роскошные фолианты — произведения картографического искусства. Первый томо ткрывает фронтиспис с аллегорическим изображением «Geographia Blaviana» в образе женщины, едущей в повозке в окружении частей света. Свободные пространства на карте полушарий мира заполняют аллегорические фигуры звезд, луны, а также четырех времен года, представленных в образах Флоры, Цереры, Бахуса и Зимы — старика, греющего руки.Сцена охоты на карте Московии

Все изображения можно разделить на две группы. К первой следует отнести знаки на картографических поверхностях суши, морей и океанов, несущие специальную информацию. Ими обозначены горы, растительность, крепости, города и населенные пункты, храмы, университеты, дороги, мосты, изображения на водных пространствах. Сцена охоты на карте МосковииБеглыми точными штрихами художник умело передаёт стремительные движения охотников с копьями в сценах охоты на оленей, лосей, медведей наИзображения кораблей на картах атласов Блау лесных пространствах, бегущих или мирно пасущихся животных на пастбищах. Там, где знаний было недостаточно (на картах Африки, Америки), представлены фантастические животные. Интересны изображения на акватории морей и океанов. Виртуозно выполнены корабли и лодки разных конструкций.Изображение морского сражения на карте «Африка. Мальтийские острова» Известно, что в XVI столетии гравюры с морскими видами делал известный нидерландский художник П. Брейгель.14 Его работы затем использовались при изготовлении карт. Штрихами разной толщины художник выявляет объёмные тела китов и рыб, передает разнообразные эмоциональные состояния (гнев, испуг, удивление), тем самым наделяя их человеческими качествами. Реалистические жанровые и батальные сценки встречаются на картах Америки и Африки.15 Изображение рыб на картах атласов Блау

Вторую большую группу изображений представляют художественные орнаментальные украшения титулов, посвящений, масштабных линеек, а также виды и планы городов на свободных пространствах листов, которые раскИзображение рыб на картах атласов Блаурывают и дополняют содержание карт.

Уже в XV — XVI вв. в Западной Европе издавались сборники с видами городов, позволяющими использовать их для украшения карт16 в виде орнаментальных рамок. Планы и виды самых известных городов в атласах Блау располагаются в нижней и верхней части карт Европы, Азии, Африки и Америки.17 Изображения десяти пар представителей разных народов, населяющих эти территории, можно видеть по сторонам картографической поверхности. С точностью хроникера художник передает покрой и фасон платьев, головных уборов, причесок. На карте Азии можно увидеть изображения московитов в шубах, кафтанах и в меховых шапках. Не только виды городов, но и гирлянды гербов правителей18 встречаются на листах с картами Германии. Они придают картам осоИзображение московитов на карте Азиибую нарядность.Изображение московитов на карте Азии

Декоративные обрамления титулов, посвящений, масштабных линек с сюжетными композициями выполнены с рисунков разных художников. Отличаются они разнообразием художественных манер.

Среди них наиболее яркими и индивидуальными являются композиции на мифологические темы с морской и речной тематикой. В них преобладает лирическое начало. Это сказывается в характере сюжетов, в графической манере исполнения.

Многочисленные младенцы — ангелочки, путти с измерительными приборами, наяды, русалки веселы и миловидны. Они придают композициям уменьшительно-ласкательную интонацию, какой-то мажорный лад. Чувствуется стремление не поразить, а очаровать. Титул на карте ИспанииИзгибы их тел вторят очертаниям рамок и картушей. Часто все элементы декоративной композиции живут единой декоративной жизнью. Щитки для титулов, Фрагмент масштабной линейки на карте «Большие Антильские острова»масштабные линейки превращаются из абстрактных элементов в формы, естественно согласованные с сюжетной идеей композиции19. Встречается изображение щитка в виде раковины с фестончатыми краями, которую держат морские божества или нимфы. Иногда он превращается в парус или плакат, который несут морские божества, или в шкуру льва, натянутую на колонны, у подножия которых плещется вода. Многофигурные композиции или искусно вписаны в угловое пространство карты, или заполняют всю нижнюю часМасштабная линейка на карте «Испания. Андалузия»ть двух листов в развороте. Это изображение Венеры с амуром на раковине, которую везут по  Титул на карте «Испания. Андалузия»морской глади два лебедя; фигуры Рейна и Дуная в образах возлежащих старцев в окружении юношей, льющих воду из кувшинов.20 Графика отличается уверенной передачей пластики обнаженной натуры, точностью распределения штриха.

Для другой, более многочисленной группы орнаментальных композиций при изображении картушей характерно обращение к «хрящевому» стилю,21 получившему такое наименование за схожесть его прихотливых пластических элементов с аморфными биологическими образованиМасштабная линейка и аллегорическое изображение Дуная на карте «Дунай»ями. Этот стиль возник на рубеже XVI-XVII столетий и получил дальнейшее развитие в искусстве барокко XVII в. Для этих орнаментальных мотивов характерны сильные тональные контрасты, четкие, длинные, энергичные, глубоко протравленные штрихи. Картуши «хрящевого» стиля чаще всего встречаются на картах Европы, Азии и Африки22 и немногочисленны на картах Америки. Они насыщены сюжетными ситуациями, которые их обрамляют. Завитки картушей часто служат постаментами, на которых лежат, стоят, на которые опираются или облокачиваются изображенные персонажи. Но наряду с мифологическими темами предпочтение отдается реалистическим жанровым сценкам на сельскохозяйственные, военные, охотничьи темы. Они дополняют содержание представленных карт. Сюжеты с вакхами и сатирами часто встречаются там, где занимались выращиванием винограда и виноделием. Изображения домашних животных: коров, овец, лошадей, — разнообразных орудий труда представлены на картах территорий, где было распространено земледелие и скотоводство. На картах герцогств, графств Германии и Франции чаще всего представлены охотники с собаками и битой дичью. На территориях, где происходили военные столкновения, изображались солдаты, офицеры, оружие. В орнаментальные мотивы карт разных частей света введены изображения животных, растительности, обитателей, характерных для того или иного континента. На картах Китая представлены китайцы и китаянки в национальных одеждах, выращивающие рис или разматывающие коконы шелкопрядов; в разделе Африки можно увидеть негров с копьями, идущих слонов и лежащих львов; на картах Европы — европейцев в одеждах XVI-XVII столетий. Многофигурные композиции либо обрамляют «хрящевые» картуши, либо искусно вписаны в угловые пространства листов.

Разнообразные орнаментальные украшения атласов Блау являются ярким, оригинальным, по-настоящему художественным явлением в культурной жизни XVII в. Они в доступной для читателя и зрителя форме передавали знания о местности разных частей света, стран, отдельных территорий. Роскошные фолианты атласов являлись предметом коллекционирования. К ним бережно относился и епископ Псковский и Нарвский Гедеон Криновский. Дошли они до нас в хорошей сохранности и представляют большой интерес для историков, географов, искусствоведов и книговедов как редкое и очень ценное издание XVII столетия.

Примечания

1 Евгений (Болховитинов), митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви. — Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1995. — С. 61−62; Русский биографический словарь. [Т. 4]: Гааг-Гербель. — СПб., 1914. — С. 324−326; Словарь русских писателей XVIII в. Вып. 2: (К-П). — СПб., 1999. — С. 61−62; Смиречанский В., протоиерей. Историко-статистический сборник сведений о Псковской епархии: Псковская епархия: (Исторический очерк с XVI—XIX вв.). [Ч.] II: Период самостоятельности Псковской епархии, 1589−1800 г. [Вып.] 1: Псковские архипастыри. — Остров, 1895. — С. 113; Смиречанский В. Гедеон Криновский, епископ Псковский и Нарвский (1726−1763) // Псковские епархиальные Ведомости, 1886. — № 2, 3; Смирнов С. К. Московская славяно-греко-латинская семинария. — М., 1885. — С. 214; Титов Ф. К., протоиерей. К биографии Гедеона Криновского, епископа Псковского и Нарвского. — Казань, 1907; Харлампович К. Материалы для истории Казанской духовной семинарии в XVIII в. — Казань, 1903.

2 Титов Ф. К.., протоиерей. К биографии Гедеона Криновского, епископа Псковского и Нарвского. — Казань, 1907.

3 ГАПО, ф. 39, оп. 1, д. 28, 1763. Л. 325, 328, 550, 575, 579, 600, 603.

4 ПГОИАХМЗ, ф. 166.

5 ПГОИАХМЗ, Древлехранилище, ф. 166, 11955 (1).

6 ПГОИАХМЗ, Древлехранилище, ф. 166, 11955 (92−99).

7 Энциклопедический словарь. Т. 4. — СПб.: Изд. Ф. А. Брокгауз-И.А. Ефрон, 1891. — С. 74−75.

8 ПГОИАХМЗ, Древлехранилище. Довоенные инвентарные книги иностранной печати.

9 Багров Л. История картографии. — М., 2004. — С. 210. ПГИАХМЗ, ф. 166, 11955 (92). Л.43.

10 Багров Л. История картографии. — М., 2004. — С. 229, 289. ПГИАХМЗ, ф. 166, 11955 (98). Указ. соч. — С. 289.

11 ПГОИАХМЗ, Древлехранилище. Ф. 166, 11955 (93). С. 1, 15, 17 (об), 19 (об), 25 (об), 29 (об), 37 (об), 39 (об).

12 ПГОИАХМЗ, Древлехранилище, ф. 166, 11955 (93). С. 22.

13 ПГОИАХМЗ, Древлехранилище, ф. 166, 11955 (92). С. 1; 11955 (93). С. 1, 38.

14 Кильдюшевская Л. К. Искусство атласа: коллекция нидерландских атласов XVI—XVII вв. в фонде Российской национальной библиотеки (Санкт-Петербург) // Россия — Голландия: Книжные связи XV—XX вв. — СПб., 2000. — С. 233.

15 ПГОИАХМЗ, Древлехранилище, ф. 166, 11955 (97). С. 153; 11955 (99). С.247.

16 Кильдюшевская Л. К. — С. 226.

17 ПГОИАХМЗ, Древлехранилище, ф. 166, 11955 (92, 97, 98, 99).

18 ПГОИАХМЗ, Древлехранилище, ф. 166, 11955 (94). С. 155, 289.

19 ПГОИАХМЗ, Древлехранилище, ф. 166, 11955 (95). С. 55; 11955 (97), С. 29, 155.

20 ПГОИАХМЗ, Древлехранилище, ф. 166, 11955 (94). С. 268, 310; 11955 (98), С. 25.

21 Ракова А. Стефанно дела Белла — орнаменталист // Западноевропейская графика XV—XX вв.еков: Сб. статей. — Л., 1985.

22 ПГОИАХМЗ, Древлехранилище, ф. 166, 11955 (94). С. 41, 73, 117, 211; 11955 (95). С. 43; 11955 (96). С. 43, 67, 73, 234; 11955 (98). С. 25, 74, 107.

Карта Карта