Продолжаем рубрику «Советские композиторы в годы Великой Отечественной войны» и представляем материалы о композиторе Матвее Исааковиче Блантере: книги о его жизни и творчестве, нотные сборники из фонда отдела литературы по культуре и искусству.

Матвей Исаакович Блантер (1903-1990) ̶ советский композитор-песенник, народный артист СССР (1975). Лауреат Сталинской премии второй степени (1946), Герой Социалистического Труда (1983).

Творчество Матвея Блантера вошло в золотой фонд советской культуры. Композитором было написано множество песен, сюиты для голоса с оркестром, оперетты, музыка к спектаклям, кинофильмам, радиопостановкам. Его произведения исполняли выдающиеся артисты: Леонид Утёсов, Владимир Бунчиков, Сергей Лемешев, Юрий Богатиков, Лидия Русланова, Марк Бернес, Булат Окуджава и многие другие.

Матвей Блантер является одним из тех советских композиторов, кто наиболее ярко запечатлел на песенных полотнах период Великой отечественной войны. Им было создано около 50 выдающихся фронтовых произведений, которые продолжают звучать и в настоящее время.

С первых дней войны большую популярность завоевала песня «Катюша». Она была написана еще в 1938 году на стихи поэта Михаила Исаковского для Государственного джаз-оркестра, которым руководил Матвей Блантер. Уже тогда авторы предчувствовали начало войны. Михаил Исаковский признавался в том, что осознанно включил в песню вариант стихов про бойца-пограничника, которого любит и ждет Катюша, и которому она дает наказ беречь родную землю.

Премьера состоялась 27 ноября того же года в Колонном зале Дома Союзов в исполнении Валентины Батищевой. Публика была в восторге от «Катюши» и несколько раз вызывала певицу на бис.

Во время Великой Отечественной войны песня ушла на фронт вместе с советским народом. Это подтверждает тот факт, что было сложено множество ее вариантов. В них рассказывалось о Катюше-партизанке, Катюше-бойце («с автоматом девушка простая»), Катюше-медицинской сестре («Раны Катя крепко перевяжет»). Песню полюбили за поэтичность образов, танцевально-маршевый ритм, сочетающийся с лиричностью. Ее именем прозвали даже реактивные минометы, приводившие в ужас гитлеровцев.

Песня «Катюша» стала известной и за рубежом. В Италии она была боевым гимном партизан, в Болгарии не раз принималась в качестве партизанского пароля, во Франции ее исполняли участники сопротивления.

В настоящее время «Катюшу» считают музыкальным символом того страшного времени.

Одним из первых произведений, созданных именно в годы войны, стала песня «До свиданья, города и хаты». Она была готова уже 23 июня 1941 года.

Матвей Блантер вспоминал о работе над ней: «Слова этой песни мне продиктовал по телефону Михаил Исаковский. Встречаться было некогда: время экономили во всем. Ведь это было 23 июня 1941 года, на сердце было очень тяжело. Сводки Соинформбюро никак не утешали. Из каждой квартиры кто-нибудь уходил на фронт. Нужна была, как воздух, песня, которая заставляла бы верить в нашу победу. И слова Исаковского мне показались именно такими. Несколько часов я не отходил от фортепиано».

И через несколько дней с этой песней отправлялись на фронт новобранцы. Мелодия походного марша утверждала бодрость и веру в грядущее.

Затем Матвей Блантер написал немало произведений героического склада, которые звали в бой, вселяли надежду на скорую победу. 

Полной задора была песня «Балтийцы-краснофлотцы» на слова поэта Виктора Винникова. Она нравилась морякам, потому что давала возможность вдоволь посмеяться над фашистами и одновременно показать храбрость и жизнерадостность защитников, совершавших множество героических подвигов.

Композитор М. Блантер, поэт М. Светлов, композитор Т. Хренников, редактор корпусной газеты М. Козловский и др. (слева направо) в освобожденной советскими войсками Польше

Композитор подчеркивал ее значимость: «Нам нужна агитационная песня, призывающая наших доблестных воинов Красной Армии и Красного флота беспощадно громить ненавистного врага».

Страстное обращение противостоять нашествию варваров звучало и в «Песне мщения». Она была написана на основе стихов немецкого поэта Эриха Вайнерта, известного антифашиста.

Однако Матвея Блантер создавал не только маршевые песни-призывы, но и лирические произведения, которые заняли значительное место в творчестве композитора. Они были похожи на солдатские письма, нежные и личные, но гордые и гражданственные.

Композитор отмечал: «В лирических песнях, которые мы писали во время войны, хотелось дать возможность солдату «пообщаться» с близкими, высказать сокровенные думы свои, высказать их подруге, невесте, жене, находившимся где-то за тридевять земель, в далеком тылу».

Одним из таких музыкальных писем являлась песня «Моя любимая» на стихи поэта, военного корреспондента, Евгения Долматовского. Она была написана в ходе польского похода 1939-го года. Во время Великой Отечественной войны песня стала особенно популярной среди солдат. По словам Евгения Долматовского, ее запели потому, что «она мирная и несколько элегически ворошит дорогие людям воспоминания».

Среди соавторов Матвея Блантера был советский поэт, писатель и драматург  ̶  Константин Симонов. На его стихи написано одно из самых проникновенных произведений того времени «Жди меня». Оно звучало для солдат как песня-молитва. Строчки из стихотворения вспоминали в наиболее тяжелые минуты.

В результате сотворчества с Константином Симоновым появилось много песен разных жанров. Среди них: «Песенка военных корреспондентов» (1943) о нелегкой работе представителей данной профессии; торжественная и величавая, с благородной поступью светлого марша, «Песня о Ленинграде» (1944); душевная «Подруженька гитара» (1944) и другие.

По мнению Матвея Блантера, самой известной стала песня «Как служил солдат» (1943), прозвучавшая в спектакле «Жди меня». Она проникла в самые тайники души бойцов, так как в ней отразилась тоска по родному дому, а в трагическом сюжете многие солдаты увидели свое невыплаканное горе – смерть родных.

Иногда в творчестве композитор обращался к форме вальса. Таким произведением стала песня «В лесу прифронтовом». Она была написана на стихи Михаила Исаковского в 1943 году в период относительного затишья на фронтах. Тогда советским бойцам особенно требовалась душевные произведения о довоенной мирной жизни. В ней реальность переплелась с воспоминаниями и сокровенными мечтами.

Таким образом, лирические песни Матвея Блантера обращали взоры солдат к родному дому, укрепляли их дружбу, сплачивали людей перед лицом врага.

В годы Великой Отечественной войны композитор неоднократно выезжал на фронт в войсковые части, где дал множество концертов для бойцов Красной Армии. И на передовой создавались песни, которые потом исполнялись в солдатском строю.

Впоследствии мастер вспоминал: «Пишется в армии особенно легко, сама обстановка создает идеальные условия для творчества: нет ни телефон­ных звонков, ни заседаний, и встречают так, что только работай да работай. А когда видишь плоды своих трудов, когда сильные, крепкие, молодые, белозубые солдаты поют только что написанную песню, получаешь огромное наслаждение».

Так, в 1942 году вместе с поэтом Виктором Гусевым Матвей Блантер находился на фронте недалеко от Можайска. Там были написаны «Армейская» и «Песня Западного фронта». Будучи на Первом Белорусском фронте в 1943 году, композитор с Евгением Долматовским создал «Песню о Понырях». Здесь же он встречался с фронтовым корреспондентом Михаилом Светловым. На его слова была написана песня «Сады-садочки».

Поэт Евгений Долматовский и композитор Матвей Блантер

Незадолго до Победы, получив очередное предложение приехать на фронт, Матвей Блантер вместе с Тихоном Хренниковым оказались в армии генерала Василия Чуйкова под Берлином. В то время советские войска уже готовились к штурму германской столицы. И Матвей Блантер решил показать песню «Под звездами Балканскими», написанную совместно с Михаилом Исаковским в 1944 году. На ее создание повлиял выход Советской армии за пределы Государственной границы СССР. Тогда композитор наткнулся на газетный очерк об освобождении Болгарии и задумал написать произведение о далекой стране, в которой советские солдаты скучают по своей родине.

Песня имела большой успех среди бойцов, так как выражала их внутреннее состояние, радость воина, прогнавшего врага со своей земли, была вестницей близкой победы.

После взятия Берлина Матвей Блантер и Тихон Хренников продолжали свои выступления перед солдатами Красной Армии. Они были свидетелями и участниками праздников победы, широко отмечавшихся в различных полках и дивизиях, исполняли свои песни при вручении орденов солдатам-победителям, постоянно приезжали к раненым в воинские госпитали. В Москву композиторы возвратились в июне 1945 года.

После окончания войны Матвей Блантер написал много песен о труде и дружбе, о любви и счастье: «Летят перелетные птицы», «Под нашими знаменами», «Мы идем от заводов и пашен», «Пшеница золотая», «Лучше нету того цвету», «Дальний путь, полет орлиный». Они лиричны, полны молодостью духа и жизнерадостны.

Однако тема войны продолжала звучать и в дальнейшем творчестве Матвея Блантера.  После Победы в музыке солдатских произведений чувствовались недавние боевые походы, отражались трагические события прошлого.

Особым драматизмом и тоской была наполнена песня «Враги сожгли родную хату» (1945). Она рисовала печальную действительность, ожидавшую большинство бойцов на родной земле. Тем самым песня отразила настроение многих бывших фронтовиков.

Из-за трагизма содержания произведение на долгие годы было запрещено на советской эстраде. Лишь в 1960 году песню отважился исполнить Марк Бернес на одном из концертов. Через пять лет ее вновь услышали на «Голубом огоньке» по просьбе маршала Василия Чуйкова. С тех пор она звучит в репертуаре многих известных артистов.

Новый мир переживаний открыла песня «Солнце скрылось за горою» (1948) на стихи поэта-фронтовика Александра Коваленкова. Перед слушателями возникал образ бойца, возвращающегося домой. Произведение представляло собой походный марш, в котором присутствовали «и волевая собранность, и затаенная печаль, словно заглушаемая тяжелым солдатским шагом».

Хочется отметить, что после войны фронтовикам стала близка песня «Вечная слава героям» на слова поэта Владимира Лебедева-Кумача, написанная еще в 1944 году. В ней показана сила солдатского подвига, торжественность соединилась со скорбью. Музыковед Владимир Зак называл «Вечную славу героям» песней-эпитафией, песней-надгробием.

В 50-60-е годы в творчестве Матвея Блантера появились произведения-раздумья, связанные с минувшей войной и тревогами за настоящее. В них можно было увидеть черты философского монолога и психологически углубленной баллады.

Например, воспоминания об однополчанах и беспокойство за их судьбы звучали в песне «Пушки молчат дальнобойные» на стихи Михаила Матусовского. Образ молодого бойца, не видевшего еще войны, предстал в песне «Комендантский патруль» (слова Д. Рощина).

Творчество Матвея Блантера выдержало испытание временем. Его произведения любимы и известны до сих пор. По мнению музыковедов, их сила заключается в задушевной лиричности и простоте, в четком мелодичном и зрительном образе, что роднит с традицией русской народной песни.

 «По моему глубокому убеждению,  ̶  говорил сам Матвей Блантер,  ̶  лирика  ̶  один из важнейших жанров песенного искусства. Через лирику можно раскрыть большую тему обществен­но-политического значения, в лирической песне можно воспеть высокие гражданские идеи, затронуть самые тонкие струны души человека».

Героем произведений становился человек благородной души и чистых помыслов. Чаще всего им был защитник отечества, который приобрел в творчестве Матвея Блантера новое звучание. Создавая его образ, композитору удивительным образом удалось соединить в творчестве героику и лирику. Все это позволило песням найти отклик в сердцах множества людей разных поколений.

Более подробно о жизни и творчестве Матвея Блантера можно узнать, обратившись к изданиям, которые находятся в фонде отдела литературы по культуре и искусству.

 

Библиография

 

Книги

 

1. Завадская Н. Любимые песни военных лет : Рассказы, песни, фотодокументы / Завадская Н. / Нина Завадская. - М. : Советский композитор, 1987. - 119, [1] с.

 

2. Зак Владимир Ильич. Матвей Блантер / Зак Владимир Ильич - М. : Советский композитор, 1971.

 

3. Советские композиторы - фронту : самоотчеты-воспоминания / сост. Г.А. Поляновский. - М. : Советский композитор, 1989.

 

Нотные издания

 

1. Блантер М. Джон Грей ; Катюша ; Грустить не надо [Ноты] / Блантер М. - СПб. : Композитор, [200-]. - 11 с.

 

2. Блантер М. Новые песни [Ноты] : для голоса и хора в сопровожд. фп. / Блантер М. / ред. П. Теплов. - М. : Музыка, 1966. - 18 с.

 

3. Блантер М. Песни [Ноты] : для голоса (хора) в сопровожд. фп. (баяна) / Блантер М. / ред.-сост. Ю. Челкаускас. - М. : Советский композитор, 1983. – 247 с.

 

4. Блантер М. Песни [Ноты] : для голоса (хора) в сопровождении фортепиано / Блантер Матвей Исаакович / Матвей Блантер. - Москва : Музыка, 1978. - 237, [2] с.

 

5. Блантер М. Песни на стихи М. Исаковского [Ноты] : Для голоса или хора в сопровожд.фп.(баяна) / Блантер М. / ред. А. Савенков. - М. : Советский композитор, 1975. - 60 с.

 

6. Блантер М. Песни на слова Б. Окуджавы [Ноты] : для голоса в сопровожд. фп. / Блантер М. / ред. Ю. Стржелинский. - М. : Советский композитор, 1968. - 22 с.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель, редакция При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество