А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Псковский район
все рубрики... Святой Благоверный князь Довмонт Псковский

Святой Благоверный князь Довмонт Псковский

(?-20.05.1299) 

День памяти - 2 июня (по н.стилю)

Близ границы не строй светлицы, -
Близ границы разор и плен...
Стрельниц каменные вереницы
Вдоль суровых и строгих стен.

Близ границы светлица - чудо. 
Неподкупен ничем набат.
Грозен гнев веселого гуда.
Острый меч - мне отец и брат.

Нерушимо русское слово.
И пощады враг не проси:
Меч мой княжеский - святыня Пскова,
Псков - святыня самой Руси.

/Александр Гусев «Довмонтов меч»/ 

Святой Благоверный князь Довмонт (по-литовски Домантас) Псковский - выдающаяся личность в истории Пскова. Во многом он известен как «воин великий и ревнитель веры христианской». Он перешел на службу к псковичам из Литвы и на протяжении трех с лишним десятилетий охранял независимость этой городской республики и стал в итоге символом ее благочестия. 

Довмонт - родом из Литвы, сначала ревностно исповедовал язычество. В 1265 году, спасаясь от междоусобиц литовских князей, был вынужден бежать из Литвы и с 300 литовскими семьями пришел во Псков. История рассказывает, что великий князь Литовский Миндовг и Довмонт были женаты на сестрах. После смерти своей жены, Миндовг силой забрал жену Довмонта, сделав ее своей наложницей. Довмонт жестоко воздал на оскобление: он напал на дворец Великого князя и убил его и двух его сыновей. Единственный оставшийся в живых сын Миндовга Войшелк, в свою очередь, заполучив престол, решил мстить за смерть отца и братьев. 

Псковская земля стала его второй родиной. Здесь, по выражению летописца, «дохнула на него благодать Божия», когда со всей своей свитой он принял святое Крещение с именем Тимофей (по-гречески «благочестивый») и сподобился великих даров от Господа. С ним крестился и весь его дом и дружина. Уже через год за доблесть и истинно христианские добродетели псковичи избрали его своим князем.

В Пскове Довмонт правил в течение 33 лет и стал единственным князем за всю историю Пскова, который сумел так долго прожить в мире и согласии с псковским вечем. Он был справедлив и строго следил за правосудием других, щедро творил милостыню, принимая нищих и странников, благоговейно чтил церковные праздники, покровительствовал храмам и монастырям и сам основал обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы. 

Через брак с дочерью великого князя Димитрия, внучкой святого благоверного князя Александра Невского, он породнился с русским великокняжеским родом. Князь Довмонт, как и святой Александр Невский, был славным защитником Русской земли. Основная заслуга благоверного князя Довмонта как полководца и государственного деятеля состоит в том, что в течение многих лет он надежно защищал северо-западную границу Русского государства от неприятельских нападений

Святой Довмонт сделал псковскую крепость неприступной. В память о славном защитнике города каменная оборонительная стена, возведенная святым князем рядом с Кромом в конце XIII века, была названа Довмонтовой, а территория, огражденная стеной, до сих пор называется Довмонтовым городом. У святого защитника «Дома Святой Троицы» был еще один благочестивый обычай: в благодарность Господу, Именем Которого он одерживал победы, не зная поражений, благоверный князь Довмонт рядом с Кремлем возводил храмы в честь того святого, в день памяти которого одерживал победу. Ставили там храмы по особым обетам и другие жители Пскова. Небольшая территория нынешнего Довмонтова города была сплошь покрыта храмами. Известно, что он построил храмы во имя святых мучеников Георгия Победоносца и Феодора Стратилата. При нем строилась и новая линия крепостных сооружений Довмонтова города. 

Свою последнюю победу доблестный князь-воин одержал 5 марта 1299 года на берегу реки Великой, где он с малой дружиной разбил большое немецкое войско. Ливонские рыцари неожиданно напали на посад у Пскова, захватили пригородные Снетногорский и Мирожский монастыри и сожгли их, жестоко расправившись с насельниками. Они убили основателя Снетногорского монастыря преподобного Иоасафа с 17 иноками и преподобного Василия, игумена Мирожского (память 4 марта). Святой князь Довмонт, который к тому времени был уже в летах, обрушил на врага свой праведный гнев: с небольшой дружиной он вышел за стены города и перебил немцев.

В тот же год, через несколько месяцев после битвы, заразившись во время мора, вспыхнувшего в Пскове, святой благоверный князь Довмонт-Тимофей «…занемог и в болезни отошел к богу в жизнь вечную месяца мая в двадцатый день, на память святого мученика Фалалея». Он был погребен в Троицком соборе Пскова. Летопись свидетельствует, что «бысть же тогда жалость велика в Плескове мужам и женам, и малым детям по добром господине благоверном князе Тимофее». 

Псковичи вспоминали, как святой князь заботился о них в мирные дни и особенно, когда городу угрожала опасность, как вел их в бой со словами: «Братья мужи псковичи! Кто стар - тот мне отец, а кто млад - тот брат. Слышал я о мужестве вашем во всех странах, сейчас же, братия, нам предстоит выбрать жизнь или смерть. Братья мужи псковичи, постоим за святую Троицу и за святые церкви, за свое отечество!» 

Вскоре после кончины князя началось почитание его как святого заступника пред Богом, молитвенно охраняющего нашу землю от врагов и бедствий. 

Не раз и по смерти защищал Псков святой князь. Так, в 1480 году, когда более ста тысяч немцев осадили город, он явился во сне одному горожанину и сказал: «Возьмите одеяние (покров) гроба моего, обнесите его три раза вокруг города с крестами и не бойтесь». Псковичи исполнили его указание, и немцы отступили от города. После этого чудесного избавления от врагов святому князю была составлена служба. 

Прижизненное изображение князя сохранилось на уникальной иконе «Богоматерь Мирожская» - Богородицы Мирожской Оранты, где слева от Пречистой - князь Довмонт, а справа - его жена Мария (в иночестве - Марфа), которая умерла через несколько лет после смерти мужа. Мирожская икона явилась по преданию в 1198 году в Мирожском монастыре в Пскове за рекой Великая. Образы Довмонта и его супруги приписаны позднее. Сейчас эта икона, также как и боевой меч князя, который вручался в храме Святой Троицы псковским князьям при возведении на престол, хранится в Псковском музее-заповеднике. 

«Сказание о благоверном князе Довмонте и храбрости его» воссоздает образ Довмонта «как идеал мужественной красоты, совмещающий представление о чести, долге, служении своей Отчизне, своей земле». В памяти псковичей Довмонт остался как воин, беззаветно служащий своей земле, не думающий о себе. Не раз он одерживает победу над вражескими войсками, многократно превосходящими по численности его войско. 

Как отмечает российский историк Сергей Соловьев, «Псковичи не ошиблись в выборе: Довмонт своими доблестями, своею ревностию по новой вере и новом отечестве напомнил Руси лучших князей ее из рода Рюриковичи - Мстиславов, Александра Невского». 

Сегодня мощи святого благоверного князя Довмонта-Тимофея покоятся в Псковском кафедральном соборе Живоначальной Троицы. 

В г. Печоры, недалеко от русско-эстонской границы, возведена часовня в честь Святого князя Довмонта-Тимофея. Она была построена с помощью монастыря на территории военного городка в 1996 году, освятили его в честь святого воина - псковского князя Довмонта. Часовня любима верующими солдатами и офицерами, частенько в нее заходят помолиться и попросить помощи в военных делах.

Довмонтов город 

Довмонтов город сегодня - это уникальный архитектурный ансамбль в центре Пскова, аналогов которого нет в нашей стране и не было в свое время на Руси. Его по праву называют "российскими помпеями" - на сегодняшний день территория ансамбля - это остатки и фундаменты древних храмов и городских построек, умело вскрытые археологами. 

Довмонтов город всегда был сосредоточием церковно-государственного управления Псковской земли. Восемнадцать церковных престолов предстательствовали перед Святой Троицей за 6 городских концов и 12 пригородов, были культовым символом Пскова. Довмонтов город был еще и некрополем, где самые заслуженные из псковитян находили себе упокоение. 

«Довмонт считается создателем второго пояса оборонительных стен Пскова. В летописях и в документах XVII века Довмонтов город часто именуется «Домантовой стеной». В пределах этой стены князь Довмонт построил несколько храмов; здесь же, вероятно, стояли и его палаты», - пишет Е. Н. Морозкина. И далее: «В Довмонтовом городе они буквально толпились, тесня друг друга, как псковичи на вече». 

Реставратор и художник Юрий Павлович Спегальский писал: «Западная сторона, где, вероятно,располагался Княжий двор, особенно юго-западный угол Довмонтова города, оставались занятыми гражданскими зданиями. На остальном же пространстве, начиная с XIII века, помимо прочих построек, вырастало всё больше и больше церквей. В ХV-ХVI веках здесь одновременно существовало семнадцать или восемнадцать храмов, многие из которых были далеко не маленькими. При них были приделы, притворы, галереи, палатки, усыпальницы и хоть и тесные, но всё же дворики и кладбища с оградами и воротами ... над некоторыми захоронениями, вероятно, возвышались часовенки...». 

«Одни храмы сменяли другие, - читаем мы дальше у Е. Н. Морозкиной, - Иные каменные церкви были построены на месте деревянных. Здесь стоял храм Дмитрия Солунского, в котором был погребён князь Всеволод-Гавриил, причисленный к лику святых. (Это был первый храм, возведенный в XII веке на месте грядущего Довмонтова города.) Здесь стоял храм Тимофея-Довмонта XIII века (первоначально - Тимофея Газского), в котором был погребён князь Довмонт, тоже причисленный к лику святых. (Мощи Всеволода и Довмонта впоследствии были перенесены в Троицкий собор.) Здесь же находился женский Рождественский Княжеский монастырь XIII века, построенный Довмонтом. Стояла церковь Феодора Стратилата, основанная им же. Здесь утвердился и главный купецкий храм «Веры, Любве, Надежи и матери их Софии», который сперва был деревянным (XIV век), но в 1415 году перестроен в камне. Летописец сохранил для нас имя его создателя - мастера Еремея. Видимо, это был выдающийся зодчий. (Возможно, именно он возвёл храм Василия на Горке в 1413 году)». 

В заключение Морозкина говорит о видоизменениях Довмонтова города во времени: «Крепостные стены Довмонтова города выросли в XIII веке, В период жизни вечевого Пскова здесь сконцентрировалась духовная власть республики. С присоединением Пскова к Москве сюда пришла и светская власть. В петровское время Довмонтов город стал арсеналом. Потом пришло запустение... Затем - археологи ... А ныне - туристы...» 

Действительно, прогулка по улицам древнего Довмонтова города значительно отличается от посещения других музеев или достопримечательностей. Здесь у каждого гостя - невероятный простор для полёта фантазии. Невозможно провести аналогий или сравнить этот объект с чем-то другим - подобный ансамбль единственный на территории России. 

Полнотекстовая электронная библиотека «Псковиана» предлагает своим читателям уникальную полнотекстовую книжную коллекцию, посвященную изучению личности Довмонта, значения его деятельности для исторического периода, ставшего решающим при становлении самостоятельности Псковской земли и ее самобытности в дальнейшем, уже как будущей части объединенного русского государства. 

В коллекцию входят самые значительные тексты, без знакомства с которыми не обходится ни одна исследовательская работа. Это исторические труды «История княжества Псковского» и другие писания митрополита Евгения (Болховитинова), который одним из первых начал систематический сбор и изучение фактов псковской истории, а также несколько путеводителей, указателей достопримечательностей, фотоальбом, изданные в XIX веке и посвященные памятникам и памятным местам, связанных с именем Довмонта – Тимофея. 

Литература: 

  1. Довмонт (Домант, Даумантас) ( ? – 20 мая 1299) // Псковская энциклопедия : 903-2007. - Изд. 2-е, доп. - Псков : Псковская энциклопедия, 2007. - С. 259-260. 
  2. Довмонт ( ? – 1299) // Псковский биографический словарь / Псков. гос. пед. ин-т им. С. М. Кирова. - Псков : ПГПИ, 2002. - С. 152. 
  3. Андреев, А. Р. Князь Довмонт Псковский : документальное жизнеописание : историческая хроника XIII в. / А. Р. Андреев ; [оформ.: В. Ярилов]. - М.: Межрегиональный центр отраслевой информатики Госатомнадзора России, 1998. - 257, [2] с. : ил. 
  4. Воскобойников Валерий Михайлович. Довмонт, князь Псковский / Воскобойников Валерий Михайлович , Григорьев Петр / Валерий Воскобойников ; худож. Петр Григорьев. - Москва : РОСМЭН, 2005. - 62, [1] с. 
  5. Охотникова, В. И. Повесть о Довмонте: исследование и тексты / В. И. Охотникова ; отв. ред. Л. А. Дмитриев. - Л. : Наука, 1985. - 232 с. 
  6. Пилявец, В. В. И княжил тот князь во граде Пскове тридцать лет и три года // Пилявец В. В. И бысть сей град велик и славен : [очерки из истории земли Псковской] / Валерий Пилявец ; худож. Е. Стефанская, фот. В. Пилявец. - Псков : [б. и.], 2014. - С. 3-32. 
  7. Святой Благоверный князь Довмонт Псковский // Православие - [сайт] - // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://days.pravoslavie.ru/Life/life1111.htm (Дата обращения: 10.02.18)
  8. Морозкина Елена Николаевна. Древний Псков. Кром и Довмонтов город. М., 2001. - [сайт] - // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.rusarch.ru/morozkina1.htm (Дата обращения: 13.02.18) 
  9. Князь Довмонт-Тимофей Псковский - // Псковиана - [сайт] - // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pskoviana.ru/istoriya/persony/207-istoricheski.. (Дата обращения: 13. 02. 18) 
  10. Коллекция «Князь Довмонт Псковский» //Псковиана - [сайт] - // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pskoviana.ru/arkhiv-novostej/1468-kollektsiya-.. (Дата обращения: 13. 02. 18)

Голубева А. 
13.02.2018

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования