А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Печорский район
все рубрики... Преподобномученик Корнилий Печерский

Преподобномученик Корнилий Печерский

(1501- 20 февраля 1570) 
Игумен Печерский с 1529-1570 
День Памяти: 20 февраля / 05 марта - в день мученической кончины и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Псковских святых 

О Преподобномученике Корнилии - самом выдающемся игумене в истории Псково-Печерской обители известно не только в Псковском крае, но во всем мире. Он был подлинным основателем монастыря и первым настоятелем его как монастыря деятельного. Он известен также как просветитель и писатель: именно он составил летопись Печерской обители, написал «Повесть о начале и основании Печерского монастыря». Его кипучая деятельность во имя любви к ближнему простиралась далеко за пределы обители: он распространял христианство среди язычников, строил церкви, больницы, дома для сирот и нуждающихся.

Его послушничество (с 1529 г. по 1570 г.) пришлось на годы Ливонской войны (1558-1583 гг.) — суровой и грозной поры для всего Русского государства. Именно при игумене Корнилии монастырь превратился в мощную и неприступную крепость, став надежным форпостом Пскова на западном рубеже; под стенами монастыря были посрамлены ратники Стефана Батория и Лисовского, Густава Адольфа и Наполеона. А в 1565 г. были возведены те самые каменные стены и башни, которые сегодня поражают красотой и величием.

Деревянный храм 40 мучеников он перенес за монастырь, а на его месте построил каменный храм Благовещения. Расширил и украсил монастырь и главный его храм — Успенскую церковь. Распространил и прокопал далее монастырские пещеры. В Пскове, на Печерском подворье возведен каменный храм в честь Богоматери Одигитрии. Монастырская братия при Корнилии увеличилась с пятнадцати до двухсот человек.

Житие Преподобномученика Корнилия повествует, что родился он в 1501 году, в боярской семье. О родителях преподобного Корнилия известно мало. Звали их Стефан и Мария. Жили они в Пскове и были знатными людьми.

Богом избранного отрока с ранних лет влекла к себе духовная жизнь, и мать его ведала об этом. Она научила преподобного Корнилия тайной молитве, а для того, чтобы дать своему сыну образование, родители поместили его в Мирожский монастырь. Чистым пламенем горело христианское просвещение в обителях, далеко освещая окружающие потемки, возбуждая и поддерживая в русских людях лучшие чувства - любовь до самопожертвования к ближним н Родине, ревность к Православию и к торжеству его над враждебными ему темными силами - и побуждая к нравственному самоусовершенствованию в духе Евангельского учения. И не случайно рукописи, составленные иноками, до сего времени, в подлинниках или в списках, служат одним из главных источников отечественной истории. В Мирожском монастыре отрок Корнилий подвизался под началом старца, совершал подвиги молитвы и труда: свечи клал, дрова рубил, обучался грамоте и писанию икон «...Корнилий в монастыре научился гусиным пером выводить буквы, трогать рукопись золотом или киноварью» (Зуров Л. Отчина. 1928. С. 12).

Однажды государев дьяк Мисюрь Мунехин, человек просвещенный и благочестивый, друг семьи святого Корнилия, собрался ехать в затерянную среди лесов маленькую Печерскую обитель и взял с собою юного Корнилия. Красота природы, тихая монастырская служба в пещерной церкви преисполнили сердце юноши духовной радости и благоговением. Никогда и нигде еще он так горячо не молился. Эта поездка оказала большое воздействие на его последующую жизнь. 

Вскоре он навсегда ушел из родительского дома и принял постриг в Псково-Печерском монастыре. Здесь Корнилий поселился в убогой келье, спал на досках, покрытых сермягой, вел строгую жизнь. Все свое время он посвящал полезному труду и молитве. Уже в возрасте 28 лет преподобный Корнилий оказался достойным такого избрания, уже тогда ему было по плечу бремя большой ответственности перед Богом и людьми - Корнилий был избран игуменом Псково-Печерского монастыря и был им в течение более сорока лет - с 1530 по 1571 годы. 

Вставая с восходом солнца, преподобный Корнилий сам правил службу, и отдавал все силы трудам, воодушевлял братию к выполнению устава, строгому посту, молитве, напоминая о подвиге первых христиан.

Он строго осуществлял монашеское общежитие, сильной рукой защищал монастырь от величайшего зла русской монастырской жизни того времени - так называемых «вкладчиков», т.е. мирян, приносивших богатые пожертвования в пользу обители, затем поселявшихся в ней с принятием монашеских обетов или отказом от их исполнения. Бывали случаи, что лица, внесшие богатый вклад в монастырь и принявшие монашество, считали для себя необязательным выполнение монашеских правил. На свои вклады они смотрели, как на нечто такое, что давало им право жить в обители, не подчиняясь строгому монастырскому уставу. Блаженный Корнилий жил упованием на Господа и никогда не помышлял о том, чтобы увеличивать благосостояние обители снисходительным отношением к подобного рода вкладчикам с целью привлечения наибольшего числа их. Преподобный Корнилий ревностно боролся против привилегий богатых вкладчиков, ибо, нарушая правила монастырской жизни, они могли внести им примером соблазн и разложение в жизнь иноков и посещающих обитель богомольцев. Блаженный Корнилий был безпристрастно строг к ним, увещевая их кротостью, и, в случае нужды, подвергал наказанию. А если такой, уклоняющийся от истинного пути вкладчик не исправлялся, то он удалял его из обители, не считаясь ни с высоким положением вкладчика до принятия иночества, ни с величиной внесенного вклада. 

«Преподобный Корнилий принадлежал, как Феодосии Киево-Печерский, к людям, которые одарены огромной энергией не только тела, но и духа. Их жизнь поэтому может служить образцом деятельной любви к Богу и человеку. Такие люди не могут оставаться только созерцательными и вести исключительно аскетическую жизнь вдали от мира, в пустынях и лесах. Они ищут прежде всего возможности помочь людям, в частности распространить христианскую веру. Они хотят быть воинами Христовыми, они тот же идеал монаха, о котором мечтал Максим Грек, который говорит: истинный монах тог, кто исполняет заповеди Христовы и прежде всего заботится о спасении своих ближних» (В. Синайский. Псково-Печерский монастырь. Рига, 1929, с. 12). 

С начала игуменства преподобного Корнилия усиливается проповедь христианства среди жившей вокруг монастыря чуди, современных нам сэтув. Игумен Корнилий распространил Православие среди эстов и сэтув, заботился о просвещении и благоустройстве их жизни, наделял их землей и защищал от врагов. Стараясь помочь всем обездоленным, блаженный Корнилий хлопотал в Москве о закреплении за монастырем свободных земель и заселял эту землю бедняками.

Другим делом усердия преподобного Корнилия было основание в 1538 году во Пскове, на Усохе, подворья для монастыря с каменной церковью в честь Божией Матери «Одигитрии». При нем был устроен дом для служащих в новом храме и для приходящих из монастыря в город по каким-либо делам. Печерское подворье было основано для принятия святых икон из Псково-Печерского монастыря, приносимых с крестным ходом в город. Игумен Корнилий первоначально установил в нем и повседневное служение монастырской братии. Построив в Пскове Печерское подворье и церковь, преподобный Корнилий как бы перенес в Псков часть Псково-Печерского монастыря и установил тем самым некоторую нравственную связь между Псковом и монастырем, что служило жителям Пскова и приезжавшим туда ежедневным напоминанием о деятельности Печерской обители. 

Несмотря на свою занятость после своего назначения игуменом, преподобный Корнилий находил время и для литературной работы. В 1531 году в окончательной редакции вышел его труд под названием «Повесть о начале Печерского монастыря...», он завел большой монастырский «Синодик» для поминовения усопших братин, а также усопших благотворителей обители, что свидетельствует о понимании им долга признательности за все, сделанное для обители. Он начал вести «Кормовую книгу» с 1558 года, составил «Описание чудес Печерской иконы Богоматери». 

Следует отметить, что в период своего правления монастырем преподобный Корнилий учредил при обители иконописную мастерскую (а также столярную, кузнечную, керамическую и другие хозяйственные мастерские), задачей которой являлось распространение икон среди новообращенных - жителей этого края. 

Мученическая смерть

За свою ревность к славе святой обители и к благу ближних, за то постоянное и неутомимое усердие, с каким игумен Корнилий совершал дело Божие, он много пострадал от клеветников. 

20 февраля 1570 г. Корнилий принял мученическую смерть от руки царя Ивана Грозного, возвращашегося с Ливонского похода. Тогда Преподобный встретил его с крестом у ворот Псково-Печесркой обители. 

Легенда повествует: «По дороге в Псков московский царь Иван Васильевич заехал в Псково-Печерский монастырь: тамошний игумен Корнилий с почетом встретил его; Ивану бросились в глаза сильные укрепления монастыря, сооруженные на свой счет Корнилием, происходившим из боярского рода. Ивану это показалось подозрительно, он всегда боялся измены и закипело сердце, и он убил Корнилия жезлом своим: «Предпослал его царь земной царю небесному», как гласит надгробная надпись игумена. Кровь текла по наклонной дороге от Святых врат монастыря. Тотчас нахлынуло раскаяние и на руках царь понес бездыханное тело Корнилия к Успенскому собору. Из раны стекала кровь и тонкой красной нитью оставалась на камнях дорожки. И до сих пор дорога от Никольских ворот до Успенского собора, которой шел Иван Грозный с телом Корнилия на руках, называется «кровавым путем».

Бытует и другая развязка печального события. Якобы убиенный старец не упал после взмаха острой царской сабли, а, подняв свою отрубленную голову на руки, держал ее перед собой. Царь, увидев такое, отшатнулся прочь, а Корнилий шел за ним, держа в руках свою голову. Только когда полный ужаса царь начал молиться Богу, Корнилий спокойно умер. 

Есть и другая версия причины царского гнева. Она основывается на приписываемой Корнилию и братии монастыря поддержке опального князя Андрея Курбского, одно имя которого приводило Ивана IV в неистовство. Так или иначе, но, подъехав к монастырю и увидев печорскую твердыню, разгневанный царь заподозрил, что здесь, на самом рубеже государства, за крепостными стенами, может скрываться измена. 

Некоторые историки считают, что местом казни игумена Корнилия, Петра Заболотного и других приближенных к настоятелю монастыря людей, был Псков, где стоял с войском Иван Грозный. 

Вот что записано о мученической кончине преподобного игумена Корнилия в летописи XVII века, составленной иеродиаконом Питиримом и являющейся первоисточником наших сведений: «Сей достоблаженный игумен Корнилий I на игуменстве 41 год и 2 месяца поживе от тленного сего жития земным царем предпослан к Небесному Царю в вечное жилище, в лето 1570 февраля в 20-й день на 69 году от рождения своего». 

В одной древней рукописи, хранящейся в библиотеке Троице-Сергиевской Лавры (Устрялов И. Сказания кн. Курбского, изд. II. — СПб., 1842; «Синодик», с. 422; Описание... с. 53), написано, что, когда игумен Корнилий вышел за монастырские ворота навстречу государю с крестом, царь, заранее разгневанный на него, своей рукой ссек ему голову, но тотчас же раскаялся и, подняв тело его, на своих руках понес его в монастырь. Обагренная кровью преподобного Корнилия дорожка, по которой царь нес безжизненное тело к церкви Успения, в память этого события названа «Кровавым путем». 

Свидетельством раскаяния царя Иоанна Васильевича служат щедрые пожертвования Псково-Печерскому монастырю, сделанные им после кончины Корнилия и, как утверждают, именно в память этого мученика. Он оказал обители много благодеяний и много способствовал украшению ее, наградил селами, золотом, разными книгами и многими другими потребными вещами, а из собственных его царских вещей в память оставил цепь золотую, в коей 19 звеньев золотых, монет весом 42 золотника, нож, вилку и ложку в серебряной оправе, орчаг седельный, трубу военную и денежный кошелек, два ковша серебряных весом оба 1 фунт и 87 золотников.

Тело игумена Корнилия было положено тогда в стене «Богом зданной пещеры», вместе с его предшественниками, где пребывало 120 лет невредимо. В 1690 году Маркеллом, митрополитом Псковским и Изборским, со священным собором, мощи преподобного Корнилия, «аки сокровище драгоценное», были перенесены из пещеры в соборную Успенскую церковь и поставлены в новом гробе в стене. В 1872 году, декабря 17 дня, при настоятеле монастыря епископе Псковском и Порховском Павле честные мощи с прежним гробом были переложены в новоустроенную медно-посеребренную раку, а в 1892 году, в третий раз, были переложены во вновь устроенную более благолепную медно-посеребренную раку, тщанием тогдашнего настоятеля архимандрита Иннокентия. 

Достоверно, что с имени Корнилия начинается знаменитый царский «синодик опальных». Этот список казнённых составлен по указанию Ивана IV для поминовения, пострадавших от его руки. 

Сегодня в Обители можно увидеть памятник Святому мученику Корнилию и поклониться гробнице с его мощами, которая установлена в древнем пещерном храме Успения Пресвятой Богородицы. И помнить, что Святой обязательно поможет, но воздастся нам за помощь по вере нашей. 

Псково-Печерская обитель — торжество жизни и Божией Благодати 

Безусловно, каждый, хоть однажды посетивший Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь, согласится, что это место олицетворяет собой торжество жизни и Божией Благодати. Обитель меняет к лучшему жизнь каждого человека, ступившего на эту священную землю. И каждый, побывавший здесь, уносит в своем сердце незримые частицы благодати, которые непременно принесут дивные плоды. 

Милостию Божией монастырь никогда не закрывался, и даже в годы страшного для страны атеизма здесь не прекращались богослужения. В годы жесточайших советских гонений XX-го века он оставался единственной мужской обителью на территории СССР, не закрытой большевиками. Благодаря этому монастырь не только сохранил древние иноческие традиции, но и вобрал в себя цвет русского старчества. 

Старцы - это именно те люди, которые на деле, жизнью исполнили заповеди Христовы, познали волю Божью, и за это они получили удивительные дары прозорливости, исцеления душевных и телесных недугов. Один их совет был способен изменить человеческую жизнь. К ним шли в надежде на чудо. И чудо происходило… 

Во 2-й половине XX-го века в нем подвизались ныне прославленный в лике святых иеросхимонах Симеон (Желнин), архимандрит Иоанн (Крестьянкин), архимандрит Алипий (Воронов), схиархимандрит Агапий (Агапов), схиигумен Савва (Остапенко), валаамские старцы и множество других подвижников благочестия. 

В монастыре три почитаемые святыни - чудотворные иконы Божией Матери - Успения в житии, которая выносится крестным ходом каждый год в престольный праздник, Умиления и Одигитрии Псково-Печорских. В летописях сохранились свидетельства, что от чудотворных икон бывали исцеления и прибегающим к ним людям латинской веры. Образ Успения хранится в пещерном Успенском храме, а Умиления и Одигитрии - в Михайловском соборе. 

В настоящее время в монастыре более 10-ти храмов, три из которых - пещерные.

Богом зданные пещеры 

Пещеры Псково-Печерского монастыря - это место упокоения многих святых, место, пропитанное молитвами сокровенных подвижников, место поистине святое. Еще это и уникальный историко-художественный памятник - некрополь, который в настоящее время не имеет аналогов по полноте и сохранности надгробных плит. Многочисленные и разнообразные, они дают представление об одном из направлений декоративного искусства древнего Пскова. 

Главный пещерный комплекс носит название «Богом зданная пещера», и состоит из Успенской пещерной церкви с обходной галереей (малые пещеры), ближних пещер с мощами преподобных Печерских Марка, Ионы, Лазаря и матери Вассы и далее продолжается некрополем из семи подземных галерей-улиц с пещерной церковью Воскресения Христова в конце 6-й галереи и часовни. 

Глубокий смысл и Божий Промысл можно усмотреть в дате открытия пещер - 1392 год. В этом году почил о Господе великий светильник Земли Русской Преподобный Сергий Радонежский. И в тот же год Господь открывает молитвенников, подвизающихся в здешней пещере. 

А произошло это так. Однажды местный крестьянин Иван Дементьев пришел на Святую гору рубить лес. Тогда, в конце XIV века, весь склон, по которому теперь расположены монастырские здания, был покрыт большими деревьями, одно из которых начал рубить Иван Дементьев. Срубленное дерево повалилось под гору, увлекая с собой еще несколько деревьев и большое количество земли. 

Так открылось устье пещеры, над которым была начертана надпись: Богом зданная пещера. Кем и когда была сделана надпись - неизвестно. По свидетельству летописца, в конце XVI века «один юродивый монах, Варлаам, часто приходил к пещере и стирал надпись, которая начертана на стене Богом зданной пещеры. Но это начертание всякий раз снова являлось, как ничем невредимое». 

Позже, когда храм и пещеры приводили в более благолепный вид, наружную стену укрепили кирпичом, заложив при этом надпись. Но тогда уже и без надписи всем было известно, что Псково-Печерская обитель действительно создана и утверждена Богом. 

Обитель Святая – Печеры,
Предмет моей сладкой мечты,
Где храмы, пещеры и горы, -
Все дивной святой красоты!

Кресты в небе золотом блещут,
А главы, как стражи, стоят;
И чья здесь душа не трепещет?
И чьи здесь сердца не горят?

Стоишь ты, как остров средь моря,
И светишь, как в бурю маяк:
Звезда ты в небесном просторе,
Ты – радость, надежда моя!

Пред Матерью Чудной, Небесной,
В молитве Корнилий Святой
Всем просит нам жизни безгрешной,
Нам просит душевный покой.

Как мать, нас встречаешь, родная,
Как друг, провожаешь домой,
Невзгоды с тобой забываем,
Душой воскресаем с тобой!

Красуйся ж, Обитель Святая,
Под солнцем вечернего дня:
Пусть вера в нас вечно живая
Тобою спасет и меня!

Автор строк - Схиигумен Савва, (Остапенко Николай Михайлович) 

«...В Святой Псково-Печерской обители есть поговорка: «Лето в обители - время для паломников и туристов, осень - золотая пора для художников и поэтов, зима - для философов и ученых, в ранняя весна - дни Великого Поста - для монахов...». История обители будет длиться вечно! Ибо Псково- Печерский монастырь - это нечто иное, как истинная Жемчужина Псковской земли, Врата Небесные, открывающие миллионам людей путь в вечность и дарующие правильные «столбы-указатели» на пути к Богу.

***В написании данной статьи использованы выдержки из статьи Архимандрита Алипия (Воронова), указанной в списке литературы.

Литература: 

  1. Псковская энциклопедия, 903-2003 / под ред. А.И. Лобачева. - Псков : Псковская энциклопедия, 2003. - 912 с. - Указ.: с. 855-903. - Библиогр.: с. 904-910 . 
  2. Таскаев Андрей. Путеводитель "Псковские святыни" / Таскаев Андрей , Несмелов Игорь Александрович / авт.: свящ. Андрей Тоскаев [т. е. Таскаев] ; фото, компьютер. дизайн: Несмелов Игорь Александрович. - Издание 2-е, дополненное . - Псков : [б. и.], 2009. - [99] с. 
  3. Псково-Печерский монастырь : общ. ист. очерк / сост. В. Синайский. - [Изд. 2-е, испр. и доп.] . - Псков, 1998. - 127 с. 
  4. Псково-Печерский патерик : жизнеописания святых Псково-Печерских - Печоры : Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 2008. - 70, [2] с. 
  5. Псково-Печерский Свято-Успенский мужской монастырь : рекомендательный список книг и статей : [буклет] / МУК "Печор. центр. район. б-ка", Отд. информ. технологий ; [сост.: В. Н. Писукова]. - [Печоры : б. и.], 2009. 
  6. Псковские сокровища / Виноградов Андрей Алексеевич; Куренков Алексей : [все, что нужно увидеть всем туристам и паломникам! : легендарная столица русской старины Псков и его знаменитые пригороды Изборск, Печоры, Пушкиногорье : впервые! все монастыри Псковской Епархии / фото: Андрей Виноградов ; текст: Алексей Куренков]. - Псков : [Студия Куренков & Виноградов], 2012. - 95 с. 
  7. Степанов Юрий Владимирович. Легенды и предания Псковщины / Степанов Юрий Владимирович / Юрий Степанов ; [худож. оформление Сергей Володин]. - [Изд. 2-е перераб. и доп.] . - Псков : Утро. Псков, 2012. - 93, [1] с 
  8. Тихон. Врата небесные : история Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря : [в сокращении] / Тихон / архим. Тихон (Секретарев). - Издание 5-е . - [Печоры : Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь], 2013. - 106, [1] с 
  9. Книги о монастыре в электронной библиотеке // Псковиана - [сайт] - // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pskoviana.ru/istoriya/istoriya-pskovskoj-oblas.. (Дата обращения: 28.02.2018) 
  10. Архимандрит Алпий (Воронов). ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК КОРНИЛИЙ, ИГУМЕН ПЕЧЕРСКИЙ (извлечено из "Журнала Московской Патриархии". 1970, №№2,3) // Псковиана- [сайт] - // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pskoviana.ru/images/sportson/docs/prepodobnyi-.. (Дата обращения: 28.02.2018) 
  11. Преподобномученик Корнилий// Псковиана- [сайт] - // [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://pskoviana.ru/istoriya/persony/213-religioznye-..(Дата обращения: 28.02.2018)

Голубева А. 28.02.2018

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования