А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Псковский район
все рубрики... Блаженный Николай Салос Псковский Христа ради юродивый

Блаженный Николай Салос Псковский Христа ради юродивый

(? - 28 февраля 1576) 

Псковский юродивый 

Память: 

13 марта (переходящая) – 13 марта (28 февраля) в невисокосный год / 12 марта (28 февраля) в високосный год 

17 июня (переходящая) – Собор Псковских святых 

«Житие Блаженного Николая Псковского» гласит, что он «более трех десятилетий нес подвиг юродства. Еще задолго до смерти он стяжал благодатные дары Святого Духа и был удостоен дара чудотворения и пророчества. Современники-псковичи звали его Микула (Микола, Никола) Саллос, что в переводе с греческого означает «блаженный, юродивый», и еще при жизни почитали как святого, называя также Микула Свят». 

БЛАЖЕННЫЙ НИКОЛА САЛЛОС 

Не спит опальный древний Псков: 
Всю ночь в слезах и на коленях 
Проводят кривичи в моленьях, 
Закрыв ворота на засов. 
А утром колокол-набат 
Поведал в ранний час морозный: 
У стен со свитою царь Грозный, 
Он медленно въезжает в град. 
Все пали ниц. Тревожный звон 
С церковных колоко′лен льётся, 
И страхом, болью отдаётся 
В сердцах, стучащих в унисон. 
Вдруг из толпы перед царём 
Юродивый, без тени страха, 
Поднялся в порванной рубахе, 
Нос вытирая рукавом. 
Он мяса протянул кусок: 
«На – ешь... Кровь пьёшь ты человечью...» 
Отпрянул царь, лишившись речи, 
Не ожидал такой он встречи... 
Блаженного не изувечил 
И Псков не разорил, не сжёг

(Вера Романенко)

В феврале 1570 г., разгромив Новгород, царь Иоанн Грозный с тем же намерением подступил ко Пскову. Как свидетельствует Псковская летопись, «прииде царь... с великою яростию, яко лев рыкая, хотяй растерзати неповинныя люди и кровь многую пролити». В субботу на 1-й седмице Великого поста царь остановился на ночлег в 5 верстах от города. Странная борьба происходила в душе его: предсмертные слова прп. Арсения: «Я буду неотступен от тебя во Пскове» - звучали в ушах его. «Теперь во Пскове все трепещут, говорил он приближенным, — но напрасно: я не сотворю им зла». 

Действительно, в городе происходило смятение; вести об участи Новгорода уже достигли до него, и жители не знали, что им делать: бежать всем в леса? сопротивляться? В то же время между местным архиепископом, воеводой — князем Юрием Токмаковым — и Христа ради юродивым Николаем Салосом происходило совещание. По совету юродивого решено было устроить торжественную встречу. 

И вот когда царь, окруженный опричниками, вступил в город, он увидел, что перед каждым домом поставлены столы с хлебом и солью, а рядом со столами — на коленях граждане с женами и детьми. Весь город молился об отвращении царского гнева. Услышав колокольный звон к утрени по всему Пскову, царь, как гласит надпись на чудотворной Любятовской (в Любятове стояло царское войско) иконе Умиления Божией Матери, «умилившись сердцем, сказал своим воинам: «Иступите мечи о камень, да престанут убийства»». 

Но закипела злоба опять в душе царя. Когда первым поднес ему хлеб и соль князь Токмаков, он с яростью оттолкнул блюдо, и соль рассыпалась. Все вздрогнули от ужаса. 
В это время на палочке, как дитя, подъехал к нему юродивый. «Иванушка, Иванушка, — сказал он, - покушай хлеба и соли, а не человеческой крови». Царь велел схватить его, но юродивый скрылся. Царь вошел в Троицкий собор, и там начался молебен. После молебна блаженный опять подошел к нему и пригласил его в свою келью: он жил под соборной колокольней. Царь, который успел немного успокоиться, согласился.

В чисто убранной келье на лавке была разостлана скатерть, а на ней лежал кусок сырого мяса. «Покушай, Иванушка», - ласково сказал блаженный. «Я христианин, — сказал царь, — мяса постом не ем!» — «Ты делаешь хуже, - строго возразил ему блаженный, - ты питаешься плотию и кровию человеческою. Ты забываешь не только пост, но и Бога!» Злоба опять закипела в душе царя. Он приказал начать грабеж. «Оставь нас, прохожий человек, — строгим голосом сказал тогда блаженный,— ступай скорей от нас. Если еще помедлишь, то не на чем будет тебе бежать отсюда». Но царь уже не слушал, на соборной колокольне уже снимали лучший колокол. И в это самое время поспешно входит опричник и докладывает, что любимый царский конь пал. Тогда только царь опомнился — он поспешно вышел из кельи, приказал немедленно прекратить грабеж и выступать из города. Однако же награбленную добычу отвезли в Москву. 

Когда же 28 февраля 1576 г. блаженный Николай скончался, то благодарные граждане погребли его в Троицком соборе. Такой чести удостаивались лишь псковские князья и, впоследствии, архипастыри.

Местное почитание блаженного началось спустя всего 5 лет после его кончины. Тогда же начались и чудеса - в 1581 г. во время осады Пскова блаженного Николая Салоса увидели молящимся пред Пресвятою Богородицею с прочими угодниками Российскими и местными Псковскими, то, согласно этому видению, была написана икона Пресвятой Богородицы с предстоящими вышеупомянутыми угодниками, среди которых был изображен и Блаженный Николай. 

Празднование этой святой иконы было установлено 1 октября, и с того же времени стала праздноваться и память Святого Блаженного Николая. Запись чудес его, существовавшая еще в XVIII в., утрачена. 

В кафедральном Троицком соборе Пскова и ныне почивают мощи блаженного Николая Псковского, который «плотски в юродстве быв, ... горняго Иерусалима гражданин явися.., царску державу и смысла свирепство на милость обратив». 


Литература: 

  1. Блаженный Николай Салос Псковский, Христа ради юродивый (1576) // Храм святителя Василия Великого - [сайт] - // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://hramnagorke.ru/links/101/1834/ (Дата обращения: 15.02.18) 
  2. Монахиня Таисия. Русские святые. Блаженный Николай Салос Псковский, Христа ради юродивый (+ 1576)//Церковно-Научный Центр «Православная энциклопедия»- [сайт] - // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.sedmitza.ru/lib/text/436964/ (Дата обращения: 15.02.18) 

Голубева А., 15.02.2018

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования