Волкова Наталья Степановна,

руководитель музея романа «Два капитана»

осп «Псковская областная библиотека для детей и юношества им.В.А.Каверина»

Основными направлениями деятельности музея являются фондовая, учетнаяи культурно-массовая деятельность, включая экскурсионное обслуживание, информационную и исследовательскую деятельность.

В 2018 году музей стал самостоятельным структурным подразделением библиотеки. Экскурсионное обслуживание в связи с ремонтом было приостановлено. Это дало возможность заняться работой по созданию необходимой предметно-тематической картотеки учета основного и научно-вспомогательного фонда. В соответствии с Инструкцией по учету фонда в музее ведутся:

  • Книга учета основного фонда
  • Книга учета научно-вспомогательного фонда
  • Нумерационная картотека с прописанной «легендой» о том, от кого, когда поступил в фонд музея предмет и детальным его описанием. Данная картотека делится внутри также на основной и научно-вспомогательный фонды.

Предметно-тематическая картотека, над созданием которой мы работали в 2018 году, позволит выделить мемориальные предметы фонда, подлинные предметы в пределах рубрик: вещественные предметы, письменные документы, изобразительные, фото-кино источники. Завершить эту работу, которая, в том числе, необходима для заполнения ежегодного Паспорта музея, мы сможем только после проведения полной проверки фонда после переезда в основное здание библиотеки. Необходимо будет создать экспертную комиссию для уточнения отнесения отдельных вещественных предметов и документов к основному либо научно-вспомогательному фондам.

В 2018 году исполнилось 80 лет с момента выхода журналов «Костер» с первыми главами романа. Этому событию мы посвятили виртуальную  выставку «Первые шаги «Двух капитанов». К предстоящему юбилею в 2019 году выхода полной версии романа «Два капитана» (1944 год) подготовлены виртуальные выставки « «Издания романа на разных языках» и « Роман «Два капитана» Издания разных лет».

Хочу остановиться еще на двух виртуальных выставках, сделанных сотрудниками Музея.  Это выставка в двух частях «Династия Брусиловых». Подготовке этих выставок предшествовало исследование по сохранившимся документам истории рода Брусиловых, представители которого верно служили отечеству. Взрослые посетители Музея, которым значительно глубже и подробнее, чем в настоящее время, преподавали историю, часто задают вопрос, когда мы переходим к рассказу о походе «Святой Марии» и ее капитане Георгии Брусилове: «Это тот самый Брусилов?», имея ввиду знаменитый «брусиловский прорыв». Нет, не «тот самый», отвечаем мы, но его близкий родственник, дядя Алексей Брусилов, прославленный русский полководец.    И, если позволяет время, мы рассказываем  о крупнейшей операции Первой мировой войны, разработчиком которой был именитый родственник Георгия Брусилова. Военный прием, который использовал Алексей Брусилов, был неоднократно использован и в годы Великой Отечественной войны.  Вообще, первая  мировая  война – один из самых мало известных периодов отечественной истории. Тут же временно рядом – гражданская война, белое движение. Так вот, Алексей Брусилов к белому движению не примкнул, в 1920 году стал служить в Красной армии, с 1923 года состоял при Реввоенсовете для выполнения особо важных поручений.

Немаловажным событием 2018 года стали встречи с родственниками Вениамина Александровича Каверина. Первая из них – встреча с внучатым племянником писателя Андреем Смирновым, сыном Юрия Давидовича Зильбера, внесшего огромный вклад в создание музея. Сейчас Андрей живет в Америке, его дочь – в Австралии. Они специально спланировали встречу и поездку в Псков для посещения Музея. К сожалению, показать Музей, поскольку он свернут, нам не удалось, но все места города, которые связанны с их именитым родственником, мы показали, состоялись встречи в библиотеке. Чуть позже по нашей просьбе мы получили от них в дар издание романа на английском языке, которого в нашей коллекции не было.

Еще одна встреча – с Анастасий Федоровной Киселевой, внучкой Льва Александровича Зильбера – старшего и любимого брата Вениамина Александровича. Именно он, Лев Зильбер, его образ, его путь в науку легли в основу трилогии «Открытая книга», на страницах которой мы, как и в романе «Два капитана», узнаем Псков. Уникальный подарок – скрипку, на которой в детстве играл Лев Зильбер, привезли в дар Музею. И еще один документ – скан письма - обращения советских ученых к Сталину с просьбой освободить Льва Зильбера. Письмо начинается словами: «Председателю Совета народных комиссаров, маршалу Советского Союза Иосифе Виссарионовичу товарищу Сталину. Глубоко уважаемый Иосиф Виссарионович! Мы, нижеподписавшиеся, обращаемся к Вам с просьбой об освобождении находящегося в настоящее время в ведении 4 Спецотдела НКВД, доктора медицинских наук, профессора А.А. Зильбера…». На последней странице – 11 подписей, среди которых -  гордость и слава отечественной науки, лауреаты Сталинской премии, орденоносцы Н. Бурденко, Л. Орбели, М. Маргулис, Н. Гамалея, З. Ермольева и другие. В левом угле первой страницы – резолюция Сталина: « Т-щу Берия. Нужно немедленно освободить. И. Сталин». В нижнем правом углу – автограф: «Исполнено.  Л. Берия. 22 марта 1944 года». В дальнейшем мы рассчитываем получить от Анастасии Федоровны отдельные страницы рукописей Льва Александровича. Все это вместе взятое ляжет в основу нового раздела экспозиции, который будет посвящен вкладу в отечественную науку, генетику и Льва Александровича, и его сыновей – Льва Львовича Киселева и Федора Львовича Киселева, и жены Льва Зильбера, одного из первых разработчиков антибиотиков Зинаиды Ермольевой.

Осенью 2017 года мы получили неожиданное предложение от Музея Истории Санкт-Петербурга: выступить с докладом о деятельности нашего Музея на круглом столе «Музеи – Северу», который проходил в рамках Санкт - петербургского культурного форума. В работе круглого стола принимали участие музейщики-профессионалы, историки.  К моему удивлению, половина  участников уже бывали в нашем Музее. И для многих из них наш экспонат – книга «Два капитана», найденная при подъеме самолета Ил-2 поисковиками из болот в Новгородской области, произвела наибольшее впечатление. В начале 2018 года мне позвонила профессор Российского педагогического университета им. Герцена, доктор исторических наук Юлия Зораховна Кантор. И – неожиданная информация: Кантор инициировала и уже получила подтверждение о выделении средств  для  издания двухтомника «Энциклопедия романа «Два капитана».  Издание должно было выйти в издательстве «Политическая энциклопедия» («Росспэн») в 2018 году с тиражом 1000 экземпляров. Первый том – собственно роман, второй – комментарии к нему, статьи об истории создания произведения,  прообразах главных героев, мест, где развиваются события романа. Авторами должны были стать ученые, полярники, краеведы, исследователи Севера, литературоведы. В марте состоялась встреча сотрудников Музея с Юлией Кантор и научным сотрудником Российской национальной библиотеки, кандидатом географических наук  Людмилой Кильдюшевской.  Был определен общий перечень статей, тематика материалов, которые должны были подготовить мы. Жанр публикаций – очерки. Наш вклад в издание – подготовка следующих материалов»: «Город Сани Григорьева», «История создания «Музея романа «Два капитана», «История одного экспоната», статья об одном из прообразов романа –ученом-генетике Михаиле Ефимовиче Лобашеве. Вот так с марта 2018 года по январь 2019 года мы работали не только над текстовыми материалами, но и поиском и  отбором фотоматериалов. Работа над макетом издания была завершена в начале 2019 года, в феврале должно начаться производство Энциклопедии. На март 2019 года намечена презентация издания в  Российской национальной библиотеке, в апреле – презентация в Псковской областной библиотеке для детей и юношества им. В.А. Каверина.

         Что дал нам опыт работы над материалами в академическое издание «Политической энциклопедии»:

  • Необходимость максимальной точности при приведении в тексте тех или иных фактов, цитировании, названии экспонатов, указании ссылки на источник (в издании после каждой статьи применяются концевые ссылки). Вот пример: мы указываем слово ноктоус. Редактор требует указать назначение предмета,  происхождение названия, точный перевод термина.

Или: мы в ходе экскурсии, говоря о событиях Великой Отечественной войны, боях в «Демяновском котле», где погиб Михаил Гаврилов, говорим о тысячах  воинов, погибших в этой операции. Редактор требует указать источник, из которого мы почерпнули эти сведения. Источника не существует, поскольку данные об этой операции засекречены в Министерстве обороны. Приходится этот фрагмент текста убирать.

  • Особенно требовательны редакторы  к ссылкам на электронные ресурсы. Не могло и речи идти о «ВИКИ» ресурсах. Только авторитетные ресурсы! Причем, при ссылке на электронный ресурс требовалось указать дату обращения к ресурсу как обязательное условие описания. Так что для авторов статей это была своеобразная школа повышения квалификации!
  • Фотографии. Для иллюстрирования материала Т. Кругловой «Город Сани Григорьева» необходимы были фотографии старого губернского Пскова. В методических материалах, которые мы издавали, приводились фотографии Натана Феликсовича Левина. Редактор категорически отмел их использование, поскольку это касается авторского права. В результате мы отобрали несколько фотографий из фонда Российской национальной библиотеки, право на публикациюкоторых в издании  редакция выкупила.
  • Уже в  январе этого года по требованию редакции мы должны были представить фотографии современного Пскова, мест, упоминаемых в тексте романа, не только с высоким качеством изображения, но и с ракурсом, который использовался в фотографиях начала XXвека.  Спасибо Юлии Владимировне Пичугиной, ей это удалось сделать, хотя работа над поиском нужного ракурса была непростой.Так,  в фото-материалы Энциклопедии были отправлены следующие виды Пскова:

- Советская (Золотая набережная). В романе:«Мы сидели в Соборном саду; по ту сторону реки был виден наш двор и дом, очень маленькие, гораздо меньше, чем на самом деле».

- Соборный сад. В романе: «Должно быть, уже приближалась осень, потому что мы с Петькой бродили по Соборному саду и подкидывали босыми ногами листья. Петька врал, будто старинный, прикрытый горкой подкоп, ведет из сада на тот берег реки под водой и будто Петька один раз дошел до середины….»

- Кадетский корпус. В романе: «Вот кадетский корпус; возы с матрацами стоят во дворе, и люди в светлых шинелях. не то офицеры, не то гимназисты зачем-то тащат матрацы, закладывают ими окна на втором этаже…»

- Улица Застенная. В романе: «Вот Застенная; вдоль городской стены деревянные щиты закрывали проломы, чтобы никто не прошел в Летний сад без билета. И никто, кроме нас с Петькой, не знал, что предпоследний щит можно раздвинуть- и, пожалуйста, ты в саду!..»

             Что касается улицы Застенной. Сейчас так называется улица на Запсковье в Пскове, которая ведет от Высокой башни кремля вдоль стены окольного города. А в начале XX века улица Свердлова называлась Застенной.

- Власьевский спуск. В романе:В.А. Каверин описывает драматическую сцену убийства сторожа черным человеком, который перебегает реку по понтонному мосту. А понтонный мост в Пскове всегда располагался на одном месте - у Власьевского спуска. 

- Железнодорожный вокзал. В романе:«И вот наступает момент прощания Сани Григорьева с городом детства. Последнее его впечатление - железнодорожный вокзал».

Фотографий могла быть значительно больше: и Баториев пролом, и Дом губернатора, и здание Мужской гимназии, и «Присутственные места», и паромная переправа. Но мы были ограничены и количеством необходимых фотографий, и тем,  что многие из них -  из коллекции Натана Феликсовича Левина.

Среди отправленных нами фотографий была  фотография той самой книги, найденной в самолете Михаила Гаврилова. Жесткое требование редакторов – обязательное указание полных имени и отчества упоминаемых в тексте персон. Мы не знали отчества Михаила Михина, журналиста, участника поискового отряда «Демянск», благодаря которому в музее оказался этот  уникальный экспонат. Нам не пришлось с Михаилом связываться с 2010 года. В соцсетях мы нашли нашего дарителя, и вот какое удивительное письмо мы от него получили:

«Не помню, сообщал ли о продолжении этой истории? Один из наших ребят случайно купил на польском аукционе орден Красной Звезды Гаврилова, непонятно как там оказавшийся, но совпадающий по номеру. Орден хранится в отряде.

И, похоже, удалось установить судьбу немецкого лётчика, сбившего Гаврилова. Кончил он плохо: "30 апреля 1942 только два пилота Люфтваффе заявили об уничтожении Ил-2 в том районе. Пара «свободных охотников» Bf109F-4 из состава 3./JG51 «Мёльдерс», командир эскадрильи хауптманнХайнрихКраффт, и его ведомый унтерофицер Вильгельм Тайманн заявили об уничтожении двух Ил-2 в 16:33 (18:33 по московскому времени) в районе Демянска. ХауптманнКраффт имел на тот момент более 50 воздушных побед на счету, и уже был награждён Рыцарским Крестом. 12 декабря 1942 его Fw190A-3 будет сбит зенитным огнём в районе г.Белый. Краффт сумел посадить горящий истребитель на брюхо, как оказалось, прямо одной из передовых траншей, занятых советскими пехотинцами. Выбравшись из самолёта, он был тут же схвачен. Обыскивая его, солдаты нашли на шее Рыцарский Крест и забили Краффта прикладами".

Командир отряда «Демянск» предложил передать этот орден в музей, но мы не стали рисковать, поскольку подлинные ордена – это условия спецхрана, которыми мы не располагаем. 

  • А еще работа над энциклопедией побудила нас к углубленному изучению судеб прообразов главных героев,  прочтению иных произведений Каверина,  но это – тема отдельного выступления.

Что нас ждет в 2019 году,  и в каком направлении мы будем развиваться. Развитие музея будет происходить в рамках утвержденной Концепции развития музея  на 2018-20 гг.

  • Предполагается увеличение площади Музея, в связи с этим - увеличение коммуникативного пространства, места  для применения интерактивных методик работы с посетителями.
  • Будут созданы новые экспозиции: «Лев Зильбер и Зинаида Ермольева»; «Флора и  фауна Севера сейчас и в древности». В фондах Музея - бивень мамонта, найденный на полуострове Таймыр.  По аналогии с Выставкой одной книги планируется создание раздела экспозиции, которое позволит взглянуть посетителям на далекое прошлое Севера, его обитателей, понять, почему на Севере такие залежи угля и пр.; «История открытия Северного морского пути ». Выставка; «Псковские мореплаватели на карте России»; «Владимир Русанов. Экспедиция, которая не вернулась». Выставка.
  • Музыкальное оформление. Нам бы хотелось, чтобы при открытии дверей Музея звучали некие звуки, музыкальные отрывки, которые передавали бы атмосферу морского похода: звук метели, плеск волн и пр.
  • Расширение тематических экскурсий для разных возрастных групп.
  • Еще одна задумка – приобретение игр – симуляторов боевых сражений в воздухе в годы Великой Отечественной войны для второго зала Музея.
  • Создание буктрейлеров – это также необходимо для второго зала. Площадь Музея не велика, группу (если ее состав более 20 человек) приходится делить на две части. Если первая группа находится в экспозиции, вторая в это время со вторым сотрудником музея может работать в зале, просматривая видео, либо подготовленные тематически буктрейлеры, так или иначе связанные с романом, городом Псковом (Энском).
  • Создание сайта. Эта работа начата и будет продолжена в 2019 году.
  • 3-Д принтер. Ну,  это, конечно, почти из области фантастики. Вместе с тем в одном из разделов Музея, который посвящен Полярному, мы демонстрируем ордена и медали, оставленные давно ушедшему из жизни бывшему сотруднику библиотеки, ветерану Великой Отечественной войны Владимиром Григорьевичем Герасимовым. Родственников у него не было. Но по правилам хранения орденов – это спецхран и предметы эти должны храниться в сейфе. А вот хороший муляж их – это было бы прекрасно!
  • В принципе, вопрос о разработке целостного дизайнерского решения переоформления Музея тоже актуален. Мы не уверены, что существующее оборудование благополучно, без потерь будет перевезено в отремонтированное помещение.

 Осталось только пожелать, чтобы переезд библиотеки в целом, и Музея, в частности, на самом деле произошел в 2019 году!

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель, редакция При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество