Главная тема прозы Александра Адамовича - фашизм и нравственные истоки народного сопротивления. Он широко использовал в своих произведениях автобиографический и документальный материал: книги-свидетельства "Я из огненной деревни", совместно с Я. Брылем и В. Колесником (1975), "Блокадная книга", совместно с Д. Граниным (1977-1981). Истоки тоталитаризма как формы идеологии раскрыты в романе "Каратели" (1980). Судьбе мира после ядерной катастрофы посвящена повесть "Последняя пастораль" (1987). Адамович - автор сценариев к фильмам "Война под крышами" (1967), по одноименному роману и "Иди и смотри" (1985), по книге "Хатынская повесть" (1973). Публицистика Адамовича последних лет собрана в его книгах "Отвоевались!" (1990), "Мы - шестидесятники" (1991). В дни августовского путча писатель находился в Москве в рядах защитников Белого дома. Эти события отразил в публицистическо-мемуарном эссе "Спасибо, хунта!".