В Петербургской консерватории одаренная певица занималась у Н. А. Ирецкой и О. О. Палечика, позднее совершенствовалась у М. Маркези в Париже. После выступлений во многих провинциальных и столичных труппах она в 1897-1902 гг. была солисткой Московской частной оперы С. И. Мамонтова, где с успехом исполняла многочисленные лирико-колоратурные партии. Забела являлась выдающимся интерпретатором произведений Н. Римского-Корсакова, став первой исполнительницей центральных партий в операх "Боярыня Вера Шелога", "Царская невеста", "Сказка о царе Салтане", "Кащей бессмертный". Жизнь артистки была омрачена неизлечимой болезнью ее мужа, художника М. Врубеля. В 1904-1911 гг. она работала в Мариинском театре, а в дальнейшем вела концертную деятельность, обращаясь к русскому лирическому репертуару. Н. А. Римский-Корсаков посвятил любимой певице романсы "Еще я полн, о друг мой милый" и "Нимфа". Художник М. Врубель создал картины "Царевна-Лебедь" и "Волхова" под впечатлением образов, созданных певицей Забелой в операх Н. А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане" и "Садко". В сокровищницу русского искусства вошли также ее портреты, написанные Врубелем в разные годы.