Он отдал детям более 30 лет жизни. Его книги "Сердце отдаю детям", "Разговор с молодым директором", "Три письма о любви" явились редким в 1960-1970 гг. примером гуманной педагогики. Все, что нам сейчас кажется естественным, - учет индивидуальных особенностей, необходимость личностного восприятия темы, соотнесенность с природой — все это было буквально завоеванием Сухомлинского. Тремя китами его гуманной педагогической системы были любовь к ребенку, утверждение добра, воспитание красотой. Павлышская школа на Украине была научной лабораторией, в которой весь педагогический коллектив участвовал в многолетней опытно-экспериментальной деятельности, проводимой ее директором В. А. Сухомлинским. Такие инновации, апробированные здесь, как "Школа под голубым небом", "Школа радости" (для 6-летних детей), психолого-педагогические консилиумы, уроки этики и психологии семейной жизни для старшеклассников, родительская школа и другие, впоследствии были внедрены в педагогическую практику. Педагогическое наследие Сухомлинского изучается во многих странах.