В своих ранних рассказах Тендряков жестко и реалистично описывал быт послевоенной деревни. Автор романа "Свидание с Нефертии" (1964), повестей "Ночь после выпуска" (1974), "Затмение" (1977), "Расплата" (1979) и др. Посмертно изданы роман "Покушение на миражи" (1982), а также сатирические произведения – "Чистые воды Китежа", "На блаженном острове коммунизма", "Революция! Революция! Революция!". Тендряков обращался к трагическим страницам истории, связанным с коллективизацией, его сатира разоблачала приспособленчество и лицемерие советской номенклатуры. Важное место в позднем творчестве писателя занимала христианская проблематика, истолкованная не столько в религиозном, сколько в этическом смысле. Приметы неповторимого стиля прозы Тендрякова - сложные психологические коллизии, постоянные споры, драматические, а то и трагические развязки. Эти качества художественных произведений, созданных писателем, оказались востребованными не только в литературе, но и в киноискусстве. Многие из них экранизированы.