Сельская библиотека, обладая огромным духовным богатством, выработанным человечеством на протяжении всей истории, связывает село, человека, где бы он ни жил, со всем миром, открывает ему через книгу окно в мир знаний, информации, дает возможности для духовного развития, образования и самообразования.
В августе 2016 г. отделом координации деятельности библиотек области ПОУНБ проведено исследование общественного мнения: «Сельская библиотека: жителям села». Целью исследования являлось изучение информационных потребностей жителей села в целях улучшения качества предоставления сервисных и библиотечных услуг, изучение эффективности деятельности, определение задач, стоящих перед современной сельской библиотекой на основе анализа мнений и предпочтений ее читателей.
Проводя исследование общественного мнения, мы ставили своими задачами получение информации о взглядах и предпочтениях читателей (пользователей) сельских библиотек, определение уровня удовлетворенности читателя сельской библиотеки библиотечным обслуживанием, его различными формами, уточнение отношения сельского читателя к библиотеке.
Основные задачи мониторинга - установить, что для жителей села значит библиотека; с какой целью посещают библиотеку жители; какие они дают оценки работе библиотеки, библитекарю; что устраивает, а что не устраивает в работе библиотеки; какие формы мероприятий наиболее интересны; какие проблемы нужно решить для улучшения деятельности библиотеки.
В исследовании приняло участие 149 человек, в возрасте до 30 лет – 25 человек, от 30 до 55 лет – 68 человек и свыше 55 лет и старше – 56 человек.
Имеют среднее образование - 42 человека, среднее специальное – 73 человека, высшее – 34 человека. Читательский стаж: до 10 лет имеют 20 человек, больше 10 лет – 129 человек. Результаты исследования говорят о том, что большинство читателей нашей области сохраняют преданность библиотеке, являются ее постоянными читателями.
Для каждого муниципального образования предлагалось заполнить по 5 анкет, Дедовичский район прислал 45 анкет. Анкеты были анонимные, но некоторые муниципальные образования подписали анкеты. Респондентам предложено было ответить на 14 блоков вопросов.
На 1 вопрос: «Как часто Вы посещаете библиотеку? Из 149 респондентов, 67 человек (45%) ответили, что посещают библиотеку часто 1-2 раза в неделю; 69 человек (46%) - 1-2 раза в месяц; 1-2 раза в год - 7 человек (5%); 3-4 раза в неделю - 1 человек; 2-3 раза в неделю – 1 человек.
Каждый день посещают библиотеку 2 человека; 1 раз в 2 месяца - 2 человека. Можно сделать вывод, что сельские жители довольно часто посещают библиотеку.
На 2 вопрос: «Лично для Вас библиотека - это…». Было предложено 4 варианта ответов или написать свой вариант. Респонденты выбирали в основном от 2 до 3 вариантов ответов.
- «Библиотека - источник информации и знаний» ответили 114 человек (77 %),
- «Храм культуры» ответили 34 человека (23 %),
- «Центр межличностного общения» - 52 человека (35 %).
- Для 1 человека библиотека является «непривлекательным скучным учреждением.
По-видимому, интересы данного респондента лежат в другой плоскости, а чтение книг и библиотечные мероприятия не предсталяют интереса.
Свои варианты ответов были разнообразны: «люблю читать» ответил 1 человек, единственный центр досуга (Дновский район) – 1 человек,
место работы – 1 человек, отдушина от житейских проблем ответил 1 человек (Плюсский район).
Вывод: В первую очередь для жителей села «Библиотека - источник информации и знаний». Следовательно, библиотека для сельского читателя, в первую очередь, источник книг, и уже затем - место, гдe он может посетить массовые мероприятия, место для общения.
На 3 вопрос: «С какой целью Вы приходите в библиотеку? Было предложено 6 вариантов ответов и свой вариант ответа. Респонденты выбирали от 2 до 3 вариантов ответов. Мнения разделились.
- «Для пополнения профессиональных знаний» ответило 16 человек (11%);
- «За литературой в помощь учебе» - 23 человека (15%);
- «С целью самообразования» - 43 человека (29%);
- «Для удовлетворения интересов по увлечениям» - 94 человека (63%);
- «Для знакомства с новинками литературы» - 44 человека (30%);
- «Как-то провести свободное время» - 26 человек (17%).
На свой вариант: «для чтения, от скуки, для общения» ответили 3 человека.
На первом месте стоит цель «Для удовлетворения интересов по увлечениям», но также 30% респондентов посещают библиотеку для знакомства с новинками литературы.
На 4 вопрос: «Как Вы чувствуете себя в библиотеке?»
- «Чувствую себя в библиотеке как в родном доме» ответили 58 человек (39 %),
- «Библиотека - дом, где согреваются сердца, работают добрые, внимательные люди» 60 человек (40 %),
- «Хожу в библиотеку для общения» ответили 44 человека (30 %),
- «Меня здесь ждут» - 57 человек (38%).
- Свой вариант: 1 человек ответил «затрудняюсь ответить».
Одной из основных задач, которые мы ставили перед собой при проведении исследования, было определение качества библиотечного обслуживания в сельской библиотеке. Сюда входят взаимоотношения между библиотекарем и читателем, комфортность условий в библиотеке, удовлетворение информационных запросов читателей. Несмотря на то, что более 70% респонтентов определяют библиотеку как источник информации и знаний, 30% респондентов приходя в библиотеку для общения или как ответили на предыдущий вопрос 63% респондентов – для удовлетворения интересов по увлечениям.
На 5 вопрос: «Кто помогает решить проблемы в пользовании библиотекой?»
Было предложено 3 варианта ответов. Респонденты выбирали от 1 до 2 вариантов ответов. 95% респондентов (142 чел.) ответили, что
проблемы помогает решить «библиотекарь».
- Информационно-рекламные стенды – 21 человек (14%).
- Картотеки и каталоги - 15 человек (10%).
- Самостоятельно ищут выход из ситуации 7 человек (5%).
В ответах читателей сельских библиотек прослеживается доброе, хорошее отношение к библиотекарю. Они «приходят к нему как к другу, каждый со своими интересами», заботами», а библиотекарь «всегда готов прийти на помощь в выборе литературы, посоветовать, отдать частицу своих знаний». Прекрасно, что так востребован библиотекарь, но, полученные данные очень наглядно говорят и о том, что библиотекам есть, над чем работать в плане предоставления читателям более полной информации по рекламе библиотечных услуг, о проводимых мероприятиях, как планировать дальнейшую работу по пропаганде справочного аппарата.
На 6 вопрос: «С каким чувством уходите из библиотеки?
Было предложено 2 варианта и написать свой вариант.
- С чувством удовлетворения уходят из библиотеки - 132 человека (89%).
- С чувством разочарования, «если нет нужной литературы» - 16 человек (11%).
- Свой вариант: с желанием вернуться вновь - ответил 1 человек (Плюсский район).
Опрос показал, что несмотря на отсутствие достойного комплектования и подписки, респонденты уходят из библиотеки (142 чел.) с чувством удовлетворения, в этом, безусловно, сказывается роль библиотекаря, его привлекательные личностные и профессиональные качества.
На 7 вопрос: «Как работает библиотека в последний год?» На данный вопрос большинство респондентов ответили:
- «Библиотека работает лучше» - ответили 90 человек (60%).
Вывод: Абсолютное большинство читателей высоко ценит труд сельского библиотекаря. Лишь 5% опрошенных (7 респондентов) оценили работу библиотекаря «хуже». В ответах на данный вопрос респонденты оценивали в первую очередь труд сельского библиотекаря и абсолютное большинство высоко его ценит. Во вторую очередь была оценка материально-технической базы комплектования и подписки, поэтому 5% опрошенных ответило «хуже» и 23% - ничего не изменилось. Недостатки библиотечного обслуживания читатели не связывают с работой библиотекаря, а объясняют это экономическими трудностями.
В Плюсском районе в графе «свой вариант» респонденты ответили, что библиотека работает хорошо, с полной отдачей сил, энергии.
На 8 вопрос: Дать свою оценку работы библиотеки (устраивает или не устраивает в %) мнения разделились.
Для оценки удовлетворенности качеством обслуживания в библиотеке респондентам был предложен обширный список характеристик услуг и условий работы в библиотеке. Было предложено 13 вопросов. Респондеты выбрали от 2 до 5 вариантов ответа.
Так что же думают наши сельские читатели о библиотеке, как они оценивают ее работу?
Часы работы устраивают 80% читателей (114 человек); интерьер библиотеки устраивает 50 % (71 чел.); разнообразие форм работы устраивает 75% (107 чел.); система информации об услугах, предоставляемых библиотекой устраивает 70% (99 чел.); полнота предоставляемой информации устраивает 70% (99 чел.);
профессиональные качества библиотекаря устраивают 90% пользователей (128 чел.); отношение работников библиотеки к читателям устраивают 90% (128 чел.);
состав книжного фонда не устраивают 65% (92 чел.); обеспеченность журналами и газетами устраивает 70% (99 чел.); техническое оснащение библиотеки устраивает 60% (85 чел.).
Общий вывод: всех респондентов не устраивал состав книжного фонда и обеспеченность газетами и журналами, техническое оснащение библиотеки, платные услуги и возможность выхода в Интернет. Очень высоко оценили читатели профессиональные качества библиотекаря, отношение работников библиотек к читателям, оперативность обслуживания.
В целом результаты анализа демонстрируют сложную ситуацию с комплектованием фондов и технической оснащенностью сельских библиотек области.
Сельские библиотеки, работая как информационные центры, стараются формировать у читателей и творческие, интеллектуальные способности, обеспечивать духовные потребности.
На 9 вопрос «Что Вам мешает более активно посещать библиотеку?»
Было предложено 6 вариантов ответов. Респонденты выбирали от 2 до 3 вариантов.
- «Нет необходимости» ответили 42 человека (28%),
- Нехваткой свободного времени страдают 75 человек (50%).
- На отсутствие нужной информации в библиотеке пожаловались 7 человек (4,7%).
Большое расстояние до библиотеки отмечают прдставители 10 районов области: Дедовичского района, Дновского района, Куньинского района, Опочецкого района, Печорского района, Плюсского района, Псковского района, Пушкиногорского района, Cебежского района, Усвятского района.
График работы библиотек устраивает всех; на плохое обслуживание пожаловались 5 человек в Плюсском и в Псковском районах.
На 10 вопрос «Если Вы посещаете массовые мероприятия, то какие формы для Вас наиболее интересны?» Было предложено 6 вариантов ответов. Многие респонденты выбирали по 4-5 вариантов ответа.
- Вечера встречи выбрали - 46 человек (31%).
- Круглые столы - 12 человек (8%).
- Литературно-музыкальные вечера - 46 человек (31%).
- Библиотечные посиделки - 67 человек (45%).
- Заседания библиотечных клубов - 44 человек (30%).
- Народные праздники и гуляния - 68 человек (46%).
Чаще всего назывались «народные праздники и гуляния и библиотечные посиделки». Все эти формы не требуют от зрителей активного участия, предварительной подготовки, проходят в атмосфере легкого непринуждённого общения, в простой для восприятия форме. На таких мероприятиях можно отдохнуть, пообщаться, развлечься.
Когда сельский читатель приходит на библиотечное мероприятие, он стремится к приятному проведению досуга, это необходимо учитывать в работе библиотеки. Важно сделать так, чтобы мероприятия не проходили впустую, для галочки, чтобы каждое из них имело свою аудиторию, отвечало ее запросам и интересам, несло в себе не только нужную, полезную информацию, но и большой заряд духовной энергии. Напрашивается вывод, что читатели могут посещать массовые мероприятия библиотек, они интересны для них и полезны.
На 11 вопрос «Как Вы оцениваете работу библиотекаря?»
- На «Отлично» - ответили 88 человек (59%).
- На «Хорошо» - 59 человек (40%).
- «Так себе» - ответил 1 человек (Псковский район).
- Плохо - никто не ответил.
Свой вариант «Мне нравится», «общение с библиотекарем».
Вывод: 59% оценивают труд сельского библиотекаря «на отлично». На «хорошо» - 40%. Высокая оценка вполне объяснима: читатель сельской библиотеки знает, с какими трудностями приходится сталкиваться этому учреждению культуры - нет поступлений новой литературы, мизерная подписка на периодические издания (а иногда и полное отсутствие таковой), проблемы с ремонтом и отоплением, неполный рабочий день и т.п. Поэтому читатели заранее благодарны библиотекарю уже за то, что библиотека на селе сохранена и продолжает работать даже в таких условиях.
На 12 вопрос «Что положительного Вы можете отметить в работе библиотеки?» Было предложено 9 вариантов ответов, респонденты выбирали от 3 до 5 вариантов.
Ответы распределились следующим образом:
- «доброжелательная атмосфера в библиотеке» отметили 121 человек (81%),
- «добросовестное отношение персонала к своим обязанностям» 88 человек (59%),
- «уют, комфорт, чистота» 82 человека (55%),
- «профессионализм» 51 человек (34%),
- «оперативное, качественное и четкое обслуживание, благодаря компьютерным технологиям» отметили 40 человек (27%),
- о том, что «ведется интересная работа по патриотическому воспитанию подростков» отметили 34 человек (23%),
- «внедрение новых информационных технологий» 33 человека (22%),
- «постоянный поиск новых форм работы» 31 человек (21%),
- работу МБА отметили 20 человек (13%),
- свой вариант: 1 человек ответил, что нужна целая ставка.
На 13 вопрос: «Какие проблемы, на Ваш взгляд, необходимо решить библиотеке для улучшения ее деятельности»? (в отсутствии финансирования): Предложено 9 вариантов, многие респонденты выбирали от 2 до 4 вариантов ответов.
Респонденты (40%) предложили активно искать спонсоров для улучшения материальной базы» и «оказать посильную помощь библиотеке» (40%).
Кроме того, 26% респондентов считают, что библиотеке надо активнее «привлекать внебюджетные источники финансирования», «организовать акцию «Подари книгу библиотеке» (17%), организовать компьютерные курсы для пенсионеров (13%), «улучшить рекламу ресурсов и услуг библиотеки» (11%), наладить связь с Администрацией (6%) и с другими учреждениями культуры» - (4%).
Общие выводы:
В глазах сельского читателя библиотека является символом культуры. Библиотечные работники могут быть уверены, что читатели с радостью встретят и высоко оценят любые преобразования, которые хоть как-то изменят работу библиотек к лучшему.
Библиотека для читателя, прежде всего, источник книг, информации и является информационно-просветительским центром.
Читатели чувствуют себя комфортно в библиотеке, в основном, благодаря усилиям библиотекаря. Зачастую, они не находят здесь нужную информацию, их не совсем устраивают материально-бытовые условия работы в библиотеке, но они не винят в этом библиотекаря, а наоборот поддерживают.
У читателей сельских библиотек сложилось доброе, теплое отношение к библиотекарю. Он выступает для них другом, советчиком, человеком, «который выслушает, все поймет и поможет».
Читатели испытывают недостаток в новой художественной, учебной, отраслевой литературе. Сельскому жителю нужна оперативно получаемая разнообразная информация, поэтому без хорошего фонда, постоянно обновляемого и пополняемого, без хорошего подбора периодических изданий не может быть современной библиотеки.
Опрос читателей показал положительное отношение к сельским библиотекам, которое можно расценить как кредит доверия, поэтому основной задачей для библиотеки должно стать не только сохранение ее в существующем виде, но и стремление улучшить, развить свою деятельность по всем направлениям.
Главная цель этих изменений - обретение собственного стиля, «лица», поиск той «изюминки», благодаря которой каждая библиотека будет отличаться от множества других, чтобы читатели могли сказать о своей библиотеке так же, как сказал это Виктор Петрович Астафьев о своей: «...А библиотека села - это окошко родного дома, где всегда светит приветливый огонек».