Сипцова Л.А., главный библиотекарь
отдела координации деятельности
библиотек области Псковской ОУНБ
В 2006 г. отделом координации деятельности библиотек Псковской областной научной библиотеки проведено маркетинговое исследование “Информационные потребности муниципальных служащих и руководителей культуры”.
Его цель - изучение уровня сложившихся отношений между муниципальными библиотеками и руководителями органов местного самоуправления в целях дальнейшего полноценного удовлетворения информационных запросов данной группы пользователей и внедрения в практику работы библиотек современных, основанных на передовых технологиях, форм предоставления сервисных услуг.
Основные задачи исследования - установить, какого рода информация интересует руководителей, муниципальных служащих, депутатов городских и волостных собраний; выявить, для каких целей нужна требуемая информация, т.е. мотивы обращения в библиотеку; определить наиболее оптимальные формы предоставления информации.
В исследовании приняли участие 124 человека, обработано 124 анкеты. На вопросы отвечали представители органов местного самоуправления, муниципальные служащие: главы районов, их заместители, руководители различных отделов администраций, экономисты, юристы и др.
Данная группа респондентов характеризуется высоким образовательным уровнем: 81,5 % имеют высшее образование; 13,7 % - среднее специальное; 4,8 % - незаконченное высшее. По стажу работы на руководящей должности аудитория распределилась следующим образом: новичков, которые работают до 5 лет – 41 человек (33 %); до 10 лет – 19 (15,3 %); свыше 10 лет – 62 (50 %).
В силу профессиональных и должностных обязанностей респонденты постоянно повышают свой образовательный уровень: 13,7 % учатся в высших и средних специальных учебных заведениях; 65 % - систематически проходят переподготовку на курсах повышения квалификации и стажировках. 72,6 % опрошенных указали самообразование как один источников повышения профессионального уровня.
Современная концепция деятельности муниципальной библиотеки, формулируемая как “информационный центр местного сообщества”, предполагает новый качественный уровень работы библиотеки с ориентацией на жителей конкретной территории с ее особенностями, местной спецификой. Одно из ведущих направлений работы муниципальной библиотеки - это информационное обеспечение деятельности органов местного самоуправления. В отношении данной группы пользователей библиотеки преимущественно исполняют информационную функцию: содействуют в их профессиональной управленческой и образовательной деятельности, т.к. многие из них учатся муниципальному управлению.
В этих целях библиотеки осуществляют индивидуальное и коллективное информирование отдельных сотрудников и групп властных структур; регулярно проводят для органов управления часы, дни информации с целью знакомства с новыми публикациями по теме. Библиотеки оказывают им информационную помощь, составляя библиографические списки, аналитические справки, пресс-дайджесты, делая тематические подборки литературы.
Анализ анкет показал, что почти половина опрошенных регулярно пользуются библиотеками: 46,7 % респондентов дали ответ «да, регулярно пользуюсь»; 53,2 % - «да, пользуюсь, но изредка». Только 3,2 % не посещают библиотеку, но ответили, что услугами библиотеки пользуются члены семьи.
Вывод о полезности, востребованности библиотек подтверждают ответы на вопрос 6 анкеты: «Есть ли в библиотеке полезная для Вас информация?». 77,4 % ответили: «да, я не раз искал(а) и находила»; а 12,9 % - «думаю, что да, хотя сама не искал(а)». Отрицательно ответили на этот вопрос 3,2 % опрошенных.
Основным фактором, формирующим библиотечно-информационные потребности читателей, является их профессиональная деятельность.
Для этой категории пользователей важнейшими источниками получения информации являются:
- «вышестоящие организации» (66,1 %);
- «средства массовой информации» (48,4%);
- «начальство и коллеги по работе» (42,7 %);
- «различные публикации по интересующей тематике» (41,1 %);
- электронные базы данных, Интернет (63,6 %);
- «сотрудники библиотеки» (25,8 %);
- «сами создают информацию в процессе деятельности» (18,5 %).
В силу своей профессиональной занятости в этой группе пользователей преобладающим спросом пользуются конкретные правовые документы: «тексты законов, решений, постановлений» - 42,7 %; «комментарии к законам» - 50,8 %, а также информационно-аналитические материалы: списки опубликованных статей или других материалов по теме (36,3 %); подборки текстов по теме (29,0 %); обзоры материалов по теме (26,6 %).
Преобладают деловые моменты обращений - работа, повышение квалификации
(56,5 %); выполнение учебных заданий (40,3 %). Широко представлены общественные и личные интересы:
- 46,8 % хотели бы «найти что-нибудь интересное, связанное с личными склонностями, интересами»;
- 17,7 % - «информацию о событиях в мире»;
- 12,1 % - «информацию, помогающую решать социально-бытовые проблемы»;
- 10,5 % - в связи с общественной деятельностью
Темы, которыми интересуется данная группа пользователей, достаточно разнообразны: «Концепции административной реформы в РФ. 2006-2008 гг.», «Полномочия органов местного самоуправления городского поселения», «Жилищное законодательство», «Бухгалтерский учет и налоги в бюджетных организациях», «ЖКХ – приватизация, способы управления», «Социальное развитие села до 2010 г.», «Аграрный комплекс села», «Реорганизация учреждений образования и культуры в свете ФЗ № 131»; а также вопросы истории, психологии, религии, краеведения, семейных отношений и т.д.
Вопрос 7 “Каким образом Вы хотели бы получать информацию?” отражает спрос пользователей на предоставляемые библиотеками услуги. Схема предпочтений желаемых путей получения информации такова:
- предпочитают сами приходить в библиотеку 45,1 %;
- получать от библиотекаря, консультанта непосредственные ответы на интересующие вопросы - 40,3 %;
- заказывать материалы по телефону, электронной почте, а затем получать их в библиотеке - 22,6 %;
- получать материалы по электронной почте, через Интернет - 9,6 % .
Ответы на вопросы анкеты, связанные с использованием новых компьютерных технологий в информационном обслуживании: «Пользуетесь ли Вы компьютером, Интернетом?», «Из каких источников Вы обычно получаете нужную для Вашей работы информацию?» и др. позволили выявить, как изменился уровень технического оснащения рабочего места муниципального служащего.
Почти 60 % респондентов отметили, что регулярно пользуются компьютером на работе, а еще 24 % - «иногда на работе». Треть опрошенных имеет компьютер дома, в т.ч. 21 % - подключены к Интернет. 67 % пользователей готовы получать необходимую им информацию по сети сами. Достаточно высокий процент анкетируемых готовы при этом обращаться в библиотеки, чтобы иметь доступ в Интернет (16,1 %) и электронные базы данных (35,4 %), т.к. 34,6 % ответили, что у них нет возможности пользоваться Интернетом и 10,5 5 % - компьютером. Потребители не отвергают и другие библиотечные формы, в случае необходимости они продолжают осуществлять самостоятельный поиск информации по традиционным каталогам.
Хотя библиотека не рассматривается сегодня как единственный и главный источник необходимой информации, но ассортимент услуг, которые оказываются пользователям, постоянно расширяется. Об этом говорят ответы, полученные на вопрос: «За какими услугами Вы готовы обращаться в библиотеку?»:
- ксерокопирование – 14,5 %;
- компьютеры – 9,6%;
- доступ к информационным ресурсам – поиск в электронных БД (35,4 %); выход в Интернет (16,1 %);
- консультации юриста – 20,1 %;
- консультации психолога – 8,1 %;
- обучение на компьютере – 8,9 %;
- сервисные услуги – брошюровка (6,5 %); полиграфические работы (4,8 %); компьютерный набор (13,7 %).
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Библиотеки и сформированные центры деловой, социальной и правовой информации являются сегодня важнейшим ресурсом развития муниципального образования.
Своевременное и качественное оповещение муниципальных служащих и руководителей культуры о вновь появившихся документах, в т.ч. по вопросам местного самоуправления, достигается за счет:
- формирования полноценной информационной базы в муниципальной библиотеке;
- оперативности информационного обслуживания;
- использования современных технологий;
- аналитической обработки информации.
В целом пользователи позитивно настроены в отношении качества предоставляемых библиотеками услуг.
Большинство специалистов органов местного самоуправления отдают предпочтение электронными источниками информации и аналитическим материалам, но техническое оснащение электронных баз данных на их рабочем месте выше, чем в библиотечных системах.
Перед библиотеками стоит задача создания банка данных опережающей информации, т.е. формирование проблемно-тематических электронных досье по темам, на которые еще не получены запросы. Цель – создание оперативной информационной базы для муниципальных служащих и руководителей культуры для дальнейшего совершенствования управленческой деятельности и развития территории.