Сипцова Л.А., главный библиотекарь
отдела координации деятельности
библиотек области Псковской ОУНБ
В целях совершенствования методического обеспечения и взаимодействия библиотек областного и муниципального уровней в условиях реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» (N131-ФЗ) отдел координации деятельности библиотек области Псковской областной универсальной научной библиотеки провел исследования «Роль методической деятельности в процессе обновления библиотек».
Основная цель исследования – сформировать объективную картину состояния методической деятельности муниципальных библиотек, получить представление о направлениях модернизации служб муниципального уровня в условиях реформирования организации библиотечного дела в регионе.
Изучался широкий круг вопросов. Нас интересовало, какие направления методической деятельности являются наиболее востребованными и эффективными, по каким показателям библиотеки отчитываются за методическую работу, наиболее удачные мероприятия по повышению квалификации, их темы и формы, новации, внедренные в деятельность библиотек с помощью методических служб. Большой блок вопросов был посвящен перспективам развития методических структур в районах и предложениям библиотекарей-практиков по совершенствованию методической деятельности, как на муниципальном, так и на региональном уровне.
Анкеты распространялись среди руководителей библиотечных объединений и структурных подразделений центральных районных библиотек (далее - ЦРБ) муниципальных образований, заведующих методическими службами ЦРБ и методистами. Всего было получено 64 анкеты, в исследовании приняли участие 10 директоров учреждений культуры (библиотечных объединений), 6 заместителей, 6 руководителей отделов организационно-методической работы, маркетинга, методической и библиографической работы, 13 – методистов, 22 заведующих различными отделами ЦРБ, 3 гл. библиографа, 4 библиотекаря. В исследовании не приняли участие библиотечные специалисты Усвятского района.
Для получения более объективных сведений респонденты были разделены на две группы. В первую группу (35 человек) вошли директора библиотечных объединений, их заместители, руководители методических структур и методисты центральных районных библиотек, во вторую (29 человек) – заведующие структурных подразделений центральных районных библиотек (отделов и секторов).
Возрастной состав респондентов:
до 30 лет – 2 человека (3,1 %),
от 30 до 50 – 40 человек (62,5 %),
старше 50 лет – 22 человека (34,4 %).
В группе руководителей нет ни одного специалиста до 30 лет.
Образовательный уровеньанкетируемых распределился следующим образом: 36 человек с высшим образованием (56,3 %), из них 10 – с высшим специальным (библиотечным); 27 – средним специальным (42,2 %), в т.ч. 11 – средним специальным (библиотечным); 1 человек имеет среднее образование.
По стажу работы:
от 3 до 6 лет – 4 человека (6,2 %),
6 – 10 лет – 11 человек (17,2 %),
свыше 10 лет – 49 человек (76,6 %).
Первым вопросом анкеты был вопрос о наличии в структуре библиотеки специального подразделения (отдела, сектора), занимающегося организацией методической работы. В половине районов области такие структуры созданы и успешно работают, называются они по-разному: отдел и сектор маркетинга в Гдовском и Великолукском районах, организационно-методический отдел – Новоржевском и Псковском, консультационно-методический отдел – Невельском и Себежском, информационно-методический – Новосокльническом, организационной и методической работы – Островском, отдел развития – в ЦГБ г. Великие Луки. Не имеют специальной структуры 13 районов, 50 %.
Центральные районные библиотеки муниципальных образований выполняют роль методического и координирующего центра своей территории, поэтому на 2 вопрос анкеты «Кто принимает участие в методической деятельности библиотеки»большинство опрашиваемых отметило все предлагаемые позиции: директор - 76,5 %, заместители – 62,5 %, главные специалисты – 67,2 %, все сотрудники – 48,4 %.
Какие же главные функции выполняют методические службы библиотечных объединений нашей области? Исходя из информации, полученной на вопрос «Пронумеруйте по степени важности, значимости и востребованности по 8-ми балльной системе перечисленные функции методической деятельности (1балл – важно, 8 баллов – менее всего важно), можно назвать следующие.
1 группа респондентов(директора, заместители, методисты):
-
Аналитическая (86 баллов, 43 % поставили 1 балл);
-
Образовательная (97 баллов, 49 % считают «важной»);
-
Информационная (120 баллов, 43 % дали 1,2 место);
-
Рекомендательная (140 баллов, 43 % поставили на 1,2 позиции).
Диагностическую (148 баллов), прогностическую (176 баллов), контролирующую (178 баллов), регламентирующую (203 балла) функции 1 группа опрошенных посчитала менее важной, востребованной.
2 группа респондентов(руководители структурных подразделений центральных районных библиотек):
-
Рекомендательная (74 балла, 34,5 % опрошенных посчитали «самой важной»);
-
Информационная (89 баллов, 55 % дали 1,2 место);
-
Образовательная (92 балла, 55 % поставили на 1 позицию);
-
Аналитическая (101 балл, 34 % отдали предпочтение).
Далее – по убыванию востребованности - диагностическая (152 балла), контролирующая (155 баллов), прогностическая (162 балла), регламентирующая (169 баллов) функции.
Функции методической деятельности в последнее время меняются. Контролирующие, инструктивно-регламентирующие функции все чаще уступают место аналитическим, рекомендательным, образовательным, информационным. В этом вопросе мнения совпали как в первой, так и во второй группе респондентов.
Говоря об обновлении методической работы, библиотекари-практики полагают, что главное сегодня – оказание практической помощи сельским библиотекам по всем направлениям работы, управление нововведениями, инновациями, а также широкое внедрение информационных технологий в методическую практику.
Методические службы муниципальных библиотек выполняют широкий круг обязанностей. По результатам ответов на 4 вопрос «По каким показателям Вы отчитываетесь за методическую деятельность вашей библиотеки?» видно, что в 2009 году ЦРБ издали 321 название различных методических и рекомендательных материалов, дали 2042 консультации, организовали 246 мероприятий по повышению квалификации, составили 208 аналитических справок по различным направлениям, провели мониторинги. Осуществлено 595 выездов, в т.ч. 107 – в города России и Псков, 488 – в сельские библиотеки. В командировки выезжало 509 человек.
География командировок разнообразна:
-
г. Москва – заседание Ассоциации библиотек им. А.С. Пушкина (Пушкиногороская ЦРБ), Всероссийский слет детских библиотек им. А.П. Гайдара (ЦГБ г. Великие Луки),
-
г. Санкт-Петербург – 2 Всероссийский Форум публичных библиотек (ЦГБ г. Великие Луки), РНБ – изучение краеведческих документов (Пустошкинская ЦРБ),
-
г. Белгород – Школа инноватики (Опочецкая ЦРБ),
-
г. Туапсе – семинар сельских библиотекарей России (Дедовичская ЦРБ),
-
г. Вологда – конференция Российской библиотечной ассоциации (ЦГБ
-
г. Великие Луки).
Активно посещались мероприятия, проводимые Псковской областной универсальной научной библиотекой, – научно-практические конференции, совещания, стажировки, лаборатории для сельских библиотекарей, мастер-классы. Зональные школы качества (Дедовичский, Опочецкий, Печорский районы, г. Великие Луки), краеведческая конференция в Струго-Красненской ЦРБ, научно-практическая конференция «Экология. Библиотека. Общество» (Локнянская ЦРБ), Пушкинская летняя школа (Пушкиногорская ЦРБ), Межрегиональный фестиваль библиотечных программ по продвижению книги и чтения (г. Псков – Пушкинские Горы) – это адреса командировок библиотечных специалистов в прошлом году.
Вопросы 11 и 12, раскрывающие наиболее типичные темы консультаций, предоставленных муниципальными службами районов библиотекам территорий, показывают, насколько усложнилась в последние годы деятельность библиотек области.
Приведем несколько примеров.
-
Составление единого плана обслуживания населения
-
Составление планов работы и отчетов
-
Составление годового отчета сельской библиотеки
-
Маркетинговая деятельность библиотек
-
Менеджмент сельской библиотеки
-
Инновационная деятельность библиотек
-
Проведение Дня библиографии
-
Оформление выставок и работ на конкурс «Библиотека года»
-
Платные услуги - населению
-
Организация библиотечного пространства
-
Работа с персональными данными
-
Обслуживание удаленных пользователей
-
Библиотека в помощь учебно-воспитательному процессу школы
-
Патриотическое воспитание
-
Правовая деятельность сельской библиотеки
-
Работа клубов и любительских объединений
-
Массовая работа – организация выставок, любительских объединений
-
Краеведческая деятельность: поиск и оформление летописей села
-
Исследовательская деятельность сельской библиотеки
-
Работа сельской библиотеки в Год молодежи
-
Проведение Дня библиографии
-
Новые правила библиографического описания
-
Библиотечно-информационное обслуживание молодежи
-
Оформление выставок и работ на конкурс «Библиотека года»
-
Создание электронных презентаций
-
Интернет – технологии
-
Работа с СПС «Консультант Плюс»
-
Работа с ПК и прикладными программами
-
Электронная доставка документов
-
Электронная картотека по краеведению
-
Поиск по электронным базам данных
-
Новинки литературы, бестселлеры. Наиболее популярные авторы
-
Методика проведения массовых мероприятий (Новый год, День матери, юбилей А.П. Чехова, Н.В. Гоголя)
-
День народного единства
-
Оформление тетради протоколов массового мероприятия
-
Организация конкурсов в детских библиотеках
-
Работа с периодикой
-
Переоценка и проверка фондов
-
Списание литературы, перевод фондов на ББК
Наибольшее количество консультаций дано методическими службами Островской (275), Великолукской (250), Себежской (180), Пустошкинской (129), Новоржевской (112) центральных районных библиотек. В Дедовичском и Псковском районах учет консультаций не вели.
Что касается платы за оказание методической помощи (вопрос 23), то 72 % анкетируемых отметили, что не «считают возможным использовать платные услуги в методической деятельности»,только 12,5 % допускают платное издание методических материалов и пособий, организацию обучающих семинаров по заказам сторонних организаций
В результате опроса выяснилось, что самыми эффективными формами методической работы на местах большинство опрошенных специалистов и в первой группе (руководителей и методистов) и во второй группе (заведующих структурными подразделениями библиотек) считают повышение квалификации библиотекарей.
Повышение профессиональной квалификации – основная задача методических служб. Формы самые разнообразные: научно-практические конференции, семинары-практикумы, тренинги, творческие лаборатории, «круглые столы», круглые столы и информационные обзоры профессиональной литературы и периодики, издания различных методических материалов.
Мнения анкетируемых об эффективности форм методической работы распределились следующим образом:
-
Формы
Группа руководителей и методистов
Группа заведующих структурными подразделениями ЦРБ
Семинары
37 %
27,5 %
Практикумы
25,7 %
24,1 %
Индивидуальные консультации
23 %
20,7 %
Зональная школа качества
17,1 %
20,7 %
Выезды с оказанием практической помощи и контрольной функцией
20 %
13,8 %
«Круглый стол», обмен опытом
17,1 %
3,4 %
Анализ работы библиотек
14,3 %
-
Творческие лаборатории
11,4 %
-
Издание методических материалов
11,4 %
3,4 %
Тренинги
8,6 %
3,4 %
Курсы повышения квалификации
8,6 %
3,4 %
ШНО
5,7 %
17,2 %
Деловые игры, мастер-классы
5,7 %
-
Показательные мероприятия
2,8 %
3,4 %
В обеих группах мнения опрошенных полностью совпали по двум первым позициям: наиболее эффективными формами методической деятельности названы семинары и практикумы.
Такие направления, как анализ работы библиотек (11,4 % - 1 группа) и издательская деятельность (соответственно 11,4 % и 4 %), по мнению анкетируемых, менее эффективны, но положение будет меняться, потому что «усиление аналитической работы позволяет корректировать работу библиотек системы, координировать взаимодействие с различными партнерами, разрабатывать программы и проекты» (Себежская ЦРБ).
На вопрос «Каковы наиболее распространенные в Вашей библиотеке формы повышения квалификации?» получены следующие ответы.
В первой группе:семинары (91,4 %), Зональные школы качества (51,4 %), курсы повышения квалификации, производственная учеба (45,7 %), совещания (40 %), круглый стол (20 %), конференции, творческие лаборатории (17,1 %), тренинги, мастер-классы (8,6 %), ролевые игры (2,9 %).
Во второй группе: семинары (75,8 %), Зональные школы качества (62 %), совещания (44,8 %), курсы повышения квалификации (31 %), производственная учеба (17 %), конференции (13,8 %), выезды (10,3 %), круглый стол (6,9 %), обмен опытом (3,4 %).
Мнение по этому вопросу соотноситься с ответами на предыдущий вопрос: семинары, Зональные школы качества, производственная учеба – это самые распространенные в библиотеках формы повышения квалификации.
Эта же тенденция прослеживается и в ответах на вопрос об эффективности и востребованности форм повышения квалификации (вопрос15, оценка по 12-ти балльной системе). Наименьшее количество баллов (а значит, поставлены библиотекарями на первые позиции) получили формы: курсы повышения квалификации, семинары, практикумы, самообразование. Мнения совпали и в первой и во второй группах. Наименее предпочтительными формами повышения квалификации стали: научно-практические конференции, тренинги, деловые игры, дискуссии (совпадение мнений в обеих группах).
Вопрос 14 «Приведите наиболее удачные темы мероприятий по повышению квалификации, указав форму их проведения»раскрывает диапазон тем, изучаемых на занятиях Зональных школ качества, семинарах, тренингах, обсуждаемых на научно-практических конференциях, творческих лабораториях. Смотрите приведенную ниже таблицу.
-
Районы
Темы мероприятий
Форма проведения
Бежаницкий
Сохранность книжных фондов
Планирование – ориентиры на творчество
Творческий поиск: удачи и проблемы года
Круглый стол
Великолукский
Предоставление новых информационных услуг для образования и занятости молодежи
Информационные и социальные технологии учреждений культуры Великолукского района в обслуживании населения
Толерантность: единство равных
Дистанционное обучение библиотекарей
Семинары - тренинги
Гдовский
«Библиотека – центр местного сообщества»
Областной семинар на базе Добручинской сельской библиотеки
Дедовичский
(из 6 анкет только в 2-х этот вопрос был заполнен)
Проектная деятельность библиотек (2008 г.)
Конференция по патриотическому воспитанию
Краеведение на современном этапе
Семинар-тренинг
Конференция
Лекция
Дновский
Чтение в системе социокультурного развития личности
Уроки работы с молодыми
Семинары
Красногородский
Вместе работаем – вместе учимся
Чем год минувший был отмечен, чем новый станет в буднях дел?
Мастерская будущего: искусство планирования
Библиотерапия и психологическая служба в библиотеке
Выездной семинар
Круглый стол
Семинар-тренинг
Тренинг
Куньинский
Библиотеки и учреждения образования: стратегия и тактика совместной деятельности
Формирование культуры молодежи на основе истинных ценностей, приоритетов
Библиотека и семья
Анализ работы сельских библиотек за год по конкретным направлениям работы
Круглый стол
Круглый стол
Семинар
Локнянский
Международная школа качества
Зональная школа качества
Невельский
Россия и Беларусь: прошлое и настоящее (Век нынешний и век минувший)
Круглый стол с участием белорусских коллег (Езерище)
Новоржевский
Краеведческая деятельность библиотек
Краеведение: день теории и практики
Организация семейного досуга
Творчество как основа деятельности библиотек
Издательская деятельность библиотек
НПК
Семинар
Выездные семинары на базе Выборской и Вехнянской сельских библиотек
Творческая лаборатория
Новосокольнический
Работа ЦБС в современных условиях
Толерантность: учимся понимать друг друга
Краеведение: день теории и практики
Библиовизит в Переслегинскую компьютерную библиотек Великолуксого района
Опочецкий
Территория 60 – территория толерантности
Программно-проектная деятельность библиотек по теме «Правовая культура граждан Опочецкого района»
Информационная деятельность библиотек в сфере защиты прав потребителей
Мы за здоровый образ жизни
Семинар (Н.А. Митрофанова, зав. МБЦ ПОУНБ)
Семинар
Семинар с участием сотрудников Роспотребнадзора
Семинар (проводили сотрудники ГУ «Центр планирования семьи и репродукции»
Островский
Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки псковской области: его реализация
Краеведение и библиотеки
Лето с книгой
Своей профессией я горжусь
Инновационные направления работы
Я работаю библиотекарем
Конкурс нетрадиционных книжных выставок, посвященных Году молодежи
Организация, использование, сохранность фонда в библиотеках района
НПК
Областная НПК на базе Порховской ЦРБ
Презентация летней программы чтения
Круглый стол
Творческая лаборатория
Творческая мастерская (обмен опытом работы)
Конкурс
Мастер-класс
Палкинский
ЗШК по росписи газеты «Льновод» в электронном виде
Особенности технологии работы с каталогами в условиях перехода к автоматизированной обработке
ЗШК
ЗШК
Печорский
Информационный навигатор (2008-2009 гг.)
Золотой формуляр
Организация библиотечного пространства
Родная земля – любовь на все времена
Конкурс краеведческих материалов (2008-2009 гг.)
Лекции-практикумы
Конкурс среди молодежи района
Конкурс библиотек
Краеведческий конкурс
Плюссикй (методист не заполнила этот п. анкеты)
Книжная экспозиция как элемент качественного обслуживания пользователей
Мастер-класс по работе с книжными памятниками
Практические занятия
Порховский
Краеведение и библиотеки
Родина предков – наша родина
Подростки и чтение. Проблемы Порховского района
Выездной семинар-экскурсия в д. Вышгород Дедовичского района
Областная НПК
Круглый стол
Областная НПК
Выездной семинар
Псковский
Не оборвется связь времен
Летняя Школа качества
Выставка в библиотеке
Культура библиотечного обслуживания: оценка качества
Книга и библиотека в социализации молодого человека
Мастер-класс по работе с ЭК «Псковиана»
Районная НПК
Цикл теоретических и практических занятий
Семинар
Семинар
ЗШК
Пустошкинский
Видимая библиотека. Школа имиджа
Работа с молодежью: опыт, проблемы, взаимодействие
Уроки качества на базе Гультяевской, Бессоновской, Забельской сельских библиотек
Круглый стол
Пушкиногорский
Книга и библиотечное краеведение в помощь формирования духовно-нравственной культуры
Создание библиотеки, привлекательной для читателя
Факультет библиотечных знаний: я работаю с читателем - любым
Круглый стол
Творческая лаборатория
Деловая игра
Пыталовский
-
-
Себежский
Приглашаем к разговору – МУК «СЦРБ» в ракурсе проблем
Неделя детской и юношеской книги
Нет лучше фрегата, чем книга, - домчит до любых берегов
Организация мероприятий в Год молодежи, Пушкина и Гоголя
Деревенька – русская душа
Круглый стол
Методические рекомендации
Конкурс читателей-детей
Обмен опытом работы
Семинар на базе Бояриновской сельской библиотеки
Струго-Красненский
Библиография – помощник и друг
Поговорим о фондах
Качественное чтение? Да!
Выездной семинар в Ровненскую сельскую библиотеку
Размышления на заданную тему
Деловая информация
Размышления на заданную тему
г. Великие Луки
- Обучение персонала навыкам работы на компьютере
- Организация работы с ПК в библиотеке: санитарные нормы и энергономические требования.
Форма: лекция. - Знакомство с компьютером и копировально-множительной техникой. Форма: лекция.
- Практическая часть: освоение компьютера, знакомство с ОС Windows. Основные окна
Windows.3HaKOMCTBo с текстовым редактором.
- 2. Блок - модуль информационный Обучение персонала навыкам работы на компьютере
- 1 .Знакомство с Интернет. Форма: лекция
- Электронная почта. Форма: лекция
- Практическая часть: поиск информации в Интернете, отправка электронной почты
- Обучающий семинар по работе с юношеством к Году молодежи в России «Библиотека как среда интеллектуального и творческого развития молодежи»
1.Роль библиотек в создании среды для интеллектуального и творческого развития молодежи. Лекция-консультация.
2.Как организовать «Компьютерный ликбез» (равный доступ к компьютерным и Интернет-технологиям для молодежи). Выработка методик и рекомендаций по использованию компьютерных технологий. Практическое занятие.
- 3.Периодика для молодежи (печатные и электронные издания).
4. Мастер-класс по организации конкурса среди молодежи в программе POWERPOINT «Россия - это мы».
- ЗШК по программе МУК «ЦГБ им. М.И.Семевского» «Обучение длиною в жизнь»:
г. Псков
Библиотечное дело в Дании
Школа молодого библиотечного специалиста
Виртуальная экскурсия
Ряд вопросов анкеты были посвящены методическому обеспечению деятельности муниципальных библиотек центральными библиотеками региона – областными методическими центрами. Нам было интересно посмотреть, каким образом используются методические материалы Псковской ОУНБ и ПОБДЮ им. В.А. Каверина, какие новации были внедрены в муниципальных библиотеках с помощью методической деятельности, как в повседневной работе применяются информационные технологии.
«Какие методические материалы областных методических служб Вы использовали в…» (вопрос 8). Респондентам предлагалось назвать издания ПОУНБ, использованные в разработке регламентирующей документации библиотек, в организации обслуживания пользователей, в проведении мероприятий по повышению квалификации.
Из приведенной ниже таблицы видно, что одно из основных направлений методической помощи центральных библиотек – консультирование - характеризуется актуальностью и адресностью, диапазон тем, по которым направляются в муниципальные библиотеки методические материалы и разработки, постоянно варьируется в соответствии с запросами муниципальных библиотек и отвечает изменению библиотечной практики в связи с вызовами времени.
Методические материалы и разработки Псковской ОУНБ и ПОБДЮ им. В.А. Каверина, используемые муниципальными районными методическими службами.
Районы |
В разработке регламентирую |