«Роль методической деятельности в процессе обновления библиотек» /по результатам анкетирования/

Сипцова Л.А., главный библиотекарь
отдела координации деятельности
библиотек области Псковской ОУНБ


 В целях совершенствования методического обеспечения и взаимодействия библиотек областного и муниципального уровней в условиях реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» (N131-ФЗ) отдел координации деятельности библиотек области Псковской областной универсальной научной библиотеки провел исследования «Роль методической деятельности в процессе обновления библиотек».

Основная цель исследования – сформировать объективную картину состояния методической деятельности муниципальных библиотек, получить представление о направлениях модернизации служб муниципального уровня в условиях реформирования организации библиотечного дела в регионе.

Изучался широкий круг вопросов. Нас интересовало, какие направления методической деятельности являются наиболее востребованными и эффективными, по каким показателям библиотеки отчитываются за методическую работу, наиболее удачные мероприятия по повышению квалификации, их темы и формы, новации, внедренные в деятельность библиотек с помощью методических служб. Большой блок вопросов был посвящен перспективам развития методических структур в районах и предложениям библиотекарей-практиков по совершенствованию методической деятельности, как на муниципальном, так и на региональном уровне.

Анкеты распространялись среди руководителей библиотечных объединений и структурных подразделений центральных районных библиотек (далее - ЦРБ) муниципальных образований, заведующих методическими службами ЦРБ и методистами. Всего было получено 64 анкеты, в исследовании приняли участие 10 директоров учреждений культуры (библиотечных объединений), 6 заместителей, 6 руководителей отделов организационно-методической работы, маркетинга, методической и библиографической работы, 13 – методистов, 22 заведующих различными отделами ЦРБ, 3 гл. библиографа, 4 библиотекаря. В исследовании не приняли участие библиотечные специалисты Усвятского района.

Для получения более объективных сведений респонденты были разделены на две группы. В первую группу (35 человек) вошли директора библиотечных объединений, их заместители, руководители методических структур и методисты центральных районных библиотек, во вторую (29 человек) – заведующие структурных подразделений центральных районных библиотек (отделов и секторов).

Возрастной состав респондентов:

до 30 лет – 2 человека (3,1 %),

от 30 до 50 – 40 человек (62,5 %),

старше 50 лет – 22 человека (34,4 %).

В группе руководителей нет ни одного специалиста до 30 лет.

Образовательный уровеньанкетируемых распределился следующим образом: 36 человек с высшим образованием (56,3 %), из них 10 – с высшим специальным (библиотечным); 27 – средним специальным (42,2 %), в т.ч. 11 – средним специальным (библиотечным); 1 человек имеет среднее образование.

По стажу работы:

от 3 до 6 лет – 4 человека (6,2 %),

6 – 10 лет – 11 человек (17,2 %),

свыше 10 лет – 49 человек (76,6 %).

Первым вопросом анкеты был вопрос о наличии в структуре библиотеки специального подразделения (отдела, сектора), занимающегося организацией методической работы. В половине районов области такие структуры созданы и успешно работают, называются они по-разному: отдел и сектор маркетинга в Гдовском и Великолукском районах, организационно-методический отдел – Новоржевском и Псковском, консультационно-методический отдел – Невельском и Себежском, информационно-методический – Новосокльническом, организационной и методической работы – Островском, отдел развития – в ЦГБ г. Великие Луки. Не имеют специальной структуры 13 районов, 50 %.

Центральные районные библиотеки муниципальных образований выполняют роль методического и координирующего центра своей территории, поэтому на 2 вопрос анкеты «Кто принимает участие в методической деятельности библиотеки»большинство опрашиваемых отметило все предлагаемые позиции: директор - 76,5 %, заместители – 62,5 %, главные специалисты – 67,2 %, все сотрудники – 48,4 %.

Какие же главные функции выполняют методические службы библиотечных объединений нашей области? Исходя из информации, полученной на вопрос «Пронумеруйте по степени важности, значимости и востребованности по 8-ми балльной системе перечисленные функции методической деятельности (1балл – важно, 8 баллов – менее всего важно), можно назвать следующие.

1 группа респондентов(директора, заместители, методисты):

  • Аналитическая (86 баллов, 43 % поставили 1 балл);
  • Образовательная (97 баллов, 49 % считают «важной»);
  • Информационная (120 баллов, 43 % дали 1,2 место);
  • Рекомендательная (140 баллов, 43 % поставили на 1,2 позиции).

Диагностическую (148 баллов), прогностическую (176 баллов), контролирующую (178 баллов), регламентирующую (203 балла) функции 1 группа опрошенных посчитала менее важной, востребованной.

2 группа респондентов(руководители структурных подразделений центральных районных библиотек):

  • Рекомендательная (74 балла, 34,5 % опрошенных посчитали «самой важной»);
  • Информационная (89 баллов, 55 % дали 1,2 место);
  • Образовательная (92 балла, 55 % поставили на 1 позицию);
  • Аналитическая (101 балл, 34 % отдали предпочтение).

Далее – по убыванию востребованности - диагностическая (152 балла), контролирующая (155 баллов), прогностическая (162 балла), регламентирующая (169 баллов) функции.

Функции методической деятельности в последнее время меняются. Контролирующие, инструктивно-регламентирующие функции все чаще уступают место аналитическим, рекомендательным, образовательным, информационным. В этом вопросе мнения совпали как в первой, так и во второй группе респондентов.

Говоря об обновлении методической работы, библиотекари-практики полагают, что главное сегодня – оказание практической помощи сельским библиотекам по всем направлениям работы, управление нововведениями, инновациями, а также широкое внедрение информационных технологий в методическую практику.

Методические службы муниципальных библиотек выполняют широкий круг обязанностей. По результатам ответов на 4 вопрос «По каким показателям Вы отчитываетесь за методическую деятельность вашей библиотеки?» видно, что в 2009 году ЦРБ издали 321 название различных методических и рекомендательных материалов, дали 2042 консультации, организовали 246 мероприятий по повышению квалификации, составили 208 аналитических справок по различным направлениям, провели мониторинги. Осуществлено 595 выездов, в т.ч. 107 – в города России и Псков, 488 – в сельские библиотеки. В командировки выезжало 509 человек.

 География командировок разнообразна:

  • г. Москва – заседание Ассоциации библиотек им. А.С. Пушкина (Пушкиногороская ЦРБ), Всероссийский слет детских библиотек им. А.П. Гайдара (ЦГБ г. Великие Луки),
  • г. Санкт-Петербург – 2 Всероссийский Форум публичных библиотек (ЦГБ г. Великие Луки), РНБ – изучение краеведческих документов (Пустошкинская ЦРБ),
  • г. Белгород – Школа инноватики (Опочецкая ЦРБ),
  • г. Туапсе – семинар сельских библиотекарей России (Дедовичская ЦРБ),
  • г. Вологда – конференция Российской библиотечной ассоциации (ЦГБ

г. Великие Луки).

Активно посещались мероприятия, проводимые Псковской областной универсальной научной библиотекой, – научно-практические конференции, совещания, стажировки, лаборатории для сельских библиотекарей, мастер-классы. Зональные школы качества (Дедовичский, Опочецкий, Печорский районы, г. Великие Луки), краеведческая конференция в Струго-Красненской ЦРБ, научно-практическая конференция «Экология. Библиотека. Общество» (Локнянская ЦРБ), Пушкинская летняя школа (Пушкиногорская ЦРБ), Межрегиональный фестиваль библиотечных программ по продвижению книги и чтения (г. Псков – Пушкинские Горы) – это адреса командировок библиотечных специалистов в прошлом году.

Вопросы 11 и 12, раскрывающие наиболее типичные темы консультаций, предоставленных муниципальными службами районов библиотекам территорий, показывают, насколько усложнилась в последние годы деятельность библиотек области.

Приведем несколько примеров.

  • Составление единого плана обслуживания населения
  • Составление планов работы и отчетов
  • Составление годового отчета сельской библиотеки
  • Маркетинговая деятельность библиотек
  • Менеджмент сельской библиотеки
  • Инновационная деятельность библиотек
  • Проведение Дня библиографии
  • Оформление выставок и работ на конкурс «Библиотека года»
  • Платные услуги - населению
  • Организация библиотечного пространства
  • Работа с персональными данными
  • Обслуживание удаленных пользователей
  • Библиотека в помощь учебно-воспитательному процессу школы
  • Патриотическое воспитание
  • Правовая деятельность сельской библиотеки
  • Работа клубов и любительских объединений
  • Массовая работа – организация выставок, любительских объединений
  • Краеведческая деятельность: поиск и оформление летописей села
  • Исследовательская деятельность сельской библиотеки
  • Работа сельской библиотеки в Год молодежи
  • Проведение Дня библиографии
  • Новые правила библиографического описания
  • Библиотечно-информационное обслуживание молодежи
  • Оформление выставок и работ на конкурс «Библиотека года»
  • Создание электронных презентаций
  • Интернет – технологии
  • Работа с СПС «Консультант Плюс»
  • Работа с ПК и прикладными программами
  • Электронная доставка документов
  • Электронная картотека по краеведению
  • Поиск по электронным базам данных
  • Новинки литературы, бестселлеры. Наиболее популярные авторы
  • Методика проведения массовых мероприятий (Новый год, День матери, юбилей А.П. Чехова, Н.В. Гоголя)
  • День народного единства
  • Оформление тетради протоколов массового мероприятия
  • Организация конкурсов в детских библиотеках
  • Работа с периодикой
  • Переоценка и проверка фондов
  • Списание литературы, перевод фондов на ББК

Наибольшее количество консультаций дано методическими службами Островской (275), Великолукской (250), Себежской (180), Пустошкинской (129), Новоржевской (112) центральных районных библиотек. В Дедовичском и Псковском районах учет консультаций не вели.

Что касается платы за оказание методической помощи (вопрос 23), то 72 % анкетируемых отметили, что не «считают возможным использовать платные услуги в методической деятельности»,только 12,5 % допускают платное издание методических материалов и пособий, организацию обучающих семинаров по заказам сторонних организаций

В результате опроса выяснилось, что самыми эффективными формами методической работы на местах большинство опрошенных специалистов и в первой группе (руководителей и методистов) и во второй группе (заведующих структурными подразделениями библиотек) считают повышение квалификации библиотекарей.

Повышение профессиональной квалификации – основная задача методических служб. Формы самые разнообразные: научно-практические конференции, семинары-практикумы, тренинги, творческие лаборатории, «круглые столы», круглые столы и информационные обзоры профессиональной литературы и периодики, издания различных методических материалов.

Мнения анкетируемых об эффективности форм методической работы распределились следующим образом:

 

Формы

Группа руководителей и методистов

Группа заведующих структурными подразделениями ЦРБ

Семинары

37 %

27,5 %

Практикумы

25,7 %

24,1 %

Индивидуальные консультации

23 %

20,7 %

Зональная школа качества

17,1 %

20,7 %

Выезды с оказанием практической помощи и контрольной функцией

20 %

13,8 %

«Круглый стол», обмен опытом

17,1 %

3,4 %

Анализ работы библиотек

14,3 %

-

Творческие лаборатории

11,4 %

-

 

 

Издание методических материалов

11,4 %

3,4 %

Тренинги

8,6 %

3,4 %

Курсы повышения квалификации

8,6 %

3,4 %

ШНО

5,7 %

17,2 %

Деловые игры, мастер-классы

5,7 %

-

Показательные мероприятия

2,8 %

3,4 %

В обеих группах мнения опрошенных полностью совпали по двум первым позициям: наиболее эффективными формами методической деятельности названы семинары и практикумы.

Такие направления, как анализ работы библиотек (11,4 % - 1 группа) и издательская деятельность (соответственно 11,4 % и 4 %), по мнению анкетируемых, менее эффективны, но положение будет меняться, потому что «усиление аналитической работы позволяет корректировать работу библиотек системы, координировать взаимодействие с различными партнерами, разрабатывать программы и проекты» (Себежская ЦРБ).

На вопрос «Каковы наиболее распространенные в Вашей библиотеке формы повышения квалификации?» получены следующие ответы.

В первой группе:семинары (91,4 %), Зональные школы качества (51,4 %), курсы повышения квалификации, производственная учеба (45,7 %), совещания (40 %), круглый стол (20 %), конференции, творческие лаборатории (17,1 %), тренинги, мастер-классы (8,6 %), ролевые игры (2,9 %).

Во второй группе: семинары (75,8 %), Зональные школы качества (62 %), совещания (44,8 %), курсы повышения квалификации (31 %), производственная учеба (17 %), конференции (13,8 %), выезды (10,3 %), круглый стол (6,9 %), обмен опытом (3,4 %).

Мнение по этому вопросу соотноситься с ответами на предыдущий вопрос: семинары, Зональные школы качества, производственная учеба – это самые распространенные в библиотеках формы повышения квалификации.

Эта же тенденция прослеживается и в ответах на вопрос об эффективности и востребованности форм повышения квалификации (вопрос15, оценка по 12-ти балльной системе). Наименьшее количество баллов (а значит, поставлены библиотекарями на первые позиции) получили формы: курсы повышения квалификации, семинары, практикумы, самообразование. Мнения совпали и в первой и во второй группах. Наименее предпочтительными формами повышения квалификации стали: научно-практические конференции, тренинги, деловые игры, дискуссии (совпадение мнений в обеих группах).

Вопрос 14 «Приведите наиболее удачные темы мероприятий по повышению квалификации, указав форму их проведения»раскрывает диапазон тем, изучаемых на занятиях Зональных школ качества, семинарах, тренингах, обсуждаемых на научно-практических конференциях, творческих лабораториях. Смотрите приведенную ниже таблицу.

 

 

Районы

Темы мероприятий

Форма проведения

Бежаницкий

Сохранность книжных фондов

Планирование – ориентиры на творчество

Творческий поиск: удачи и проблемы года

 

 

Круглый стол

Великолукский

Предоставление новых информационных услуг для образования и занятости молодежи

Информационные и социальные технологии учреждений культуры Великолукского района в обслуживании населения

Толерантность: единство равных

Дистанционное обучение библиотекарей

Семинары - тренинги

Гдовский

«Библиотека – центр местного сообщества»

Областной семинар на базе Добручинской сельской библиотеки

Дедовичский

(из 6 анкет только в 2-х этот вопрос был заполнен)

Проектная деятельность библиотек (2008 г.)

Конференция по патриотическому воспитанию

Краеведение на современном этапе

Семинар-тренинг

Конференция

Лекция

Дновский

Чтение в системе социокультурного развития личности

Уроки работы с молодыми

Семинары

Красногородский

Вместе работаем – вместе учимся

Чем год минувший был отмечен, чем новый станет в буднях дел?

Мастерская будущего: искусство планирования

Библиотерапия и психологическая служба в библиотеке

Выездной семинар

Круглый стол

 

Семинар-тренинг

Тренинг

Куньинский

Библиотеки и учреждения образования: стратегия и тактика совместной деятельности

Формирование культуры молодежи на основе истинных ценностей, приоритетов

Библиотека и семья

Анализ работы сельских библиотек за год по конкретным направлениям работы

Круглый стол

 

Круглый стол

 

Семинар

Локнянский

Международная школа качества

Зональная школа качества

 

Невельский

Россия и Беларусь: прошлое и настоящее (Век нынешний и век минувший)

Круглый стол с участием белорусских коллег (Езерище)

Новоржевский

Краеведческая деятельность библиотек

Краеведение: день теории и практики

Организация семейного досуга

Творчество как основа деятельности библиотек

 

Издательская деятельность библиотек

НПК

Семинар

Выездные семинары на базе Выборской и Вехнянской сельских библиотек

Творческая лаборатория

Новосокольнический

Работа ЦБС в современных условиях

Толерантность: учимся понимать друг друга

Краеведение: день теории и практики

Библиовизит в Переслегинскую компьютерную библиотек Великолуксого района

 

Опочецкий

Территория 60 – территория толерантности

 

Программно-проектная деятельность библиотек по теме «Правовая культура граждан Опочецкого района»

Информационная деятельность библиотек в сфере защиты прав потребителей

 

Мы за здоровый образ жизни

Семинар (Н.А. Митрофанова, зав. МБЦ ПОУНБ)

Семинар

 

Семинар с участием сотрудников Роспотребнадзора

Семинар (проводили сотрудники ГУ «Центр планирования семьи и репродукции»

Островский

Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки псковской области: его реализация

Краеведение и библиотеки

Лето с книгой

 

Своей профессией я горжусь

Инновационные направления работы

Я работаю библиотекарем

 

Конкурс нетрадиционных книжных выставок, посвященных Году молодежи

Организация, использование, сохранность фонда в библиотеках района

НПК

Областная НПК на базе Порховской ЦРБ

Презентация летней программы чтения

Круглый стол

Творческая лаборатория

Творческая мастерская (обмен опытом работы)

Конкурс

 

Мастер-класс

Палкинский

ЗШК по росписи газеты «Льновод» в электронном виде

Особенности технологии работы с каталогами в условиях перехода к автоматизированной обработке

ЗШК

ЗШК

Печорский

Информационный навигатор (2008-2009 гг.)

Золотой формуляр

 

Организация библиотечного пространства

Родная земля – любовь на все времена

Конкурс краеведческих материалов (2008-2009 гг.)

Лекции-практикумы

Конкурс среди молодежи района

Конкурс библиотек

Краеведческий конкурс

Плюссикй (методист не заполнила этот п. анкеты)

Книжная экспозиция как элемент качественного обслуживания пользователей

Мастер-класс по работе с книжными памятниками

Практические занятия

Порховский

Краеведение и библиотеки

Родина предков – наша родина

Подростки и чтение. Проблемы Порховского района

Выездной семинар-экскурсия в д. Вышгород Дедовичского района

Областная НПК

Круглый стол

Областная НПК

Выездной семинар

Псковский

Не оборвется связь времен

Летняя Школа качества

Выставка в библиотеке

 

Культура библиотечного обслуживания: оценка качества

Книга и библиотека в социализации молодого человека

Мастер-класс по работе с ЭК «Псковиана»

Районная НПК

 

Цикл теоретических и практических занятий

Семинар

Семинар

ЗШК

Пустошкинский

Видимая библиотека. Школа имиджа

 

Работа с молодежью: опыт, проблемы, взаимодействие

Уроки качества на базе Гультяевской, Бессоновской, Забельской сельских библиотек

Круглый стол

Пушкиногорский

Книга и библиотечное краеведение в помощь формирования духовно-нравственной культуры

Создание библиотеки, привлекательной для читателя

Факультет библиотечных знаний: я работаю с читателем - любым

Круглый стол

 

Творческая лаборатория

Деловая игра

Пыталовский

-

-

Себежский

Приглашаем к разговору – МУК «СЦРБ» в ракурсе проблем

Неделя детской и юношеской книги

Нет лучше фрегата, чем книга, - домчит до любых берегов

Организация мероприятий в Год молодежи, Пушкина и Гоголя

Деревенька – русская душа

Круглый стол

Методические рекомендации

Конкурс читателей-детей

Обмен опытом работы

 

Семинар на базе Бояриновской сельской библиотеки

 

Струго-Красненский

Библиография – помощник и друг

 

Поговорим о фондах

Качественное чтение? Да!

 

Выездной семинар в Ровненскую сельскую библиотеку

Размышления на заданную тему

Деловая информация

Размышления на заданную тему

 

г. Великие Луки

Обучение персонала навыкам работы на компьютере
  1. Организация работы с ПК в библиотеке: санитарные нормы и энергономические требования.
    Форма: лекция.
  2. Знакомство с компьютером и копировально-множительной техникой. Форма: лекция.
  3. Практическая часть: освоение компьютера, знакомство с ОС Windows. Основные окна
    Windows.3HaKOMCTBo с текстовым редактором.
 
2. Блок - модуль информационный Обучение персонала навыкам работы на компьютере
1 .Знакомство с Интернет. Форма: лекция
  1. Электронная почта. Форма: лекция
  2. Практическая часть: поиск информации в Интернете, отправка электронной почты
Обучающий семинар по работе с юношеством к Году молодежи в России «Библиотека как среда интеллектуального и творческого развития молодежи»

 

1.Роль библиотек в создании среды для интеллектуального и творческого развития молодежи. Лекция-консультация.

2.Как организовать «Компьютерный ликбез» (равный доступ к компьютерным и Интернет-технологиям для молодежи). Выработка методик и рекомендаций по использованию компьютерных технологий. Практическое занятие.

3.Периодика для молодежи (печатные и электронные издания).

4. Мастер-класс по организации конкурса среди молодежи в программе POWERPOINT «Россия - это мы».

 

ЗШК по программе МУК «ЦГБ им. М.И.Семевского» «Обучение длиною в жизнь»:

 

г. Псков

Библиотечное дело в Дании

Школа молодого библиотечного специалиста

Виртуальная экскурсия

 

Ряд вопросов анкеты были посвящены методическому обеспечению деятельности муниципальных библиотек центральными библиотеками региона – областными методическими центрами. Нам было интересно посмотреть, каким образом используются методические материалы Псковской ОУНБ и ПОБДЮ им. В.А. Каверина, какие новации были внедрены в муниципальных библиотеках с помощью методической деятельности, как в повседневной работе применяются информационные технологии.

«Какие методические материалы областных методических служб Вы использовали в…» (вопрос 8). Респондентам предлагалось назвать издания ПОУНБ, использованные в разработке регламентирующей документации библиотек, в организации обслуживания пользователей, в проведении мероприятий по повышению квалификации.

Из приведенной ниже таблицы видно, что одно из основных направлений методической помощи центральных библиотек – консультирование - характеризуется актуальностью и адресностью, диапазон тем, по которым направляются в муниципальные библиотеки методические материалы и разработки, постоянно варьируется в соответствии с запросами муниципальных библиотек и отвечает изменению библиотечной практики в связи с вызовами времени.

  

Методические материалы и разработки Псковской ОУНБ и ПОБДЮ им. В.А. Каверина, используемые муниципальными районными методическими службами.

 

Районы

В разработке регламентирую

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель, редакция При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество