Важное место в методической деятельности Псковской областной универсальной научной библиотеки занимают экспертно-диагностические обследования библиотек области. Главная их цель – не контроль, а изучение фактического состояния библиотечного дела в муниципальных образованиях, оказание адресной консультационной и методической помощи.
Начиная с 2000 года, сделано 40 выездов с экспертно-диагностическими оценками в библиотеки области. Деятельность планировалась и осуществлялась в координации со специалистами областной библиотеки для детей и юношества им. В.А. Каверина (ПОБДЮ).
География выездов и интенсивность посещения районов следующая:
по 3 раза посетили Дновский, Островский, Палкинский, Порховский районы; Дедовичский, Опочецкий, Печорский, Плюсский, Пустошкинский, Пушкиногорский, Пыталовский, Струго- Красненский – по два; по одному разу – Бежаницкий, Гдовский, Красногородский, Куньинский, Локнянский, Невельский, Новоржевский, Псковский, Себежский, Усвятский, г. Великие Луки.
В настоящее время действует приказ директора Псковской ОУНБ В.И. Павловой, закрепивший состав группы специалистов, выезжающих в муниципальные библиотеки с экспертно-диагностическими оценками. Уровень - руководитель и специалисты отдела координации деятельности библиотек области (ОКДБО) и отраслевых отделов ПОУНБ, а именно: комплектование, обработка и организация фондов, информационно-библиографический блок, обслуживание пользователей, автоматизация процессов (с конца2010 г.); методическая деятельность и повышение квалификации библиотекарей.
Как правило, во время посещений библиотек специалисты областных методических служб не только знакомятся с тем, как осуществляются в ЦБС различные технологические процессы, но и дают множество консультаций и практических советов по улучшению работы. Итоги подводятся на собеседовании с коллективами центральных районных библиотек в присутствии руководителей муниципальных образований, курирующих библиотеки.
По итогам посещения составляется аналитическая справка, в которой наряду с констатацией фактов и предложениями (рекомендациями) намечаются области для совершенствования. Справка высылается в адрес руководителей библиотек и органов власти.
Какова же эффективность выездов?
Анализ информационных справок / рекомендаций показывает, что существует определенный круг одних и тех же проблем, характерных почти для всех посещаемых районов.
1. Нормативно-правовая документация библиотек.
Локальная нормативно-правовая документация является основой управления библиотечными объединениями, она должна актуализироваться в соответствии с изменениями, происходящими в экономической, социальной, культурной жизни страны, с принятием новых законов в области библиотечного дела. Общее замечание для всех территорий – в документы своевременно не вносятся изменения; отсутствуют отдельные Положения, например, об организации библиотечного обслуживания в муниципальном образовании, о центральной районной и сельских библиотеках; о библиотечном фонде, комиссии по фондам, проверке книжного фонда; системе каталогов и картотек, об учетном каталоге; справочно-библиографической работе, системе непрерывного образования, службе МБА, краеведческой деятельности в ЦРБ и др.
В ряде районов полностью не разработан пакет документации по управлению фондами.
Наличие паспортов на персональные компьютеры, оформление договоров на подключение к Интернет, лицензионных соглашений на программное обеспечение – эти рекомендации появились в информационных справках в конце прошлого года, когда в районы стали выезжать специалисты отдела автоматизации библиотечных процессов Псковской ОУНБ.
Не во всех библиотеках издан приказ о назначении руководителей библиотек лицом, ответственным за сохранность персональных данных, и внесены изменения в Правила пользования библиотекой в соответствии с ФЗ 152 «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
Другая проблема – планирование работы, разработка Стратегических планов развития библиотечного объединения / библиотеки. Годовые планы работы не всегда конкретизированы, часто отсутствуют такие позиции, как: кто является организатором / ответственным за проведение, сроки и место проведения мероприятий.
2. Комплектования, организация и использование фондов.
Не сформированы тематико-типологические планы комплектования библиотечных систем.
Все центральные районные библиотеки создают электронный каталог (ЭК) на единый фонд библиотечной системы. Кроме документации, наиболее часто повторяющиеся замечания – необходимость создания резервной копии ЭК; осуществление авторитетного контроля за качеством записей; создание инструкции для пользователей; предоставление ЭК для читателей; а также - ведение служебного АПУ, проработка рабочих таблиц ББК, ведение тетради учета названий, наглядное оформление каталогов и др.
Рекомендации / предложения по улучшению касались и организации фондов, а именно: отсутствие графика проверки фондов, оценочной комиссии на дары, инструкции по работе с федеральным списком экстремистской литературы; выделение в фондах основного хранения документов по срокам хранения, распределение фонда ВСО по сельским библиотекам.
3. Информационно-библиографическая деятельность, в т.ч. краеведческая.
По иформационно-библиографической работе положение дел, складывающееся в библиотеках, очень разное, зависит от наличия кадров библиографов. В большинстве районов специалистами выполняется большой объем работы по всем направлениям библиографической деятельности. Много замечаний по этому направлению было сделано в Палкинском, Порховском, Стругокрасненском, Усвятском районах.
Требуется контроль за учетом местного обязательного экземпляра краеведческих изданий, редакцией и наполнением краеведческой картотеки, комплектованием и расстановкой фонда краеведческой литературы.
Почти во всех районах неактивно выставляют краеведческую информацию на Портале «Библиотеки Псковской области».
4. Методическая деятельность. Повышение квалификации.
Для направления – методическая деятельность ЦРБ, включающего и повышение квалификации, - также характерны повторяющиеся замечания об отсутствии планов работы, программ повышения квалификации, графиков выездов в сельские библиотеки, организации производственной учебы в ЦРБ. Во многих библиотеках отсутствует учет методической работы в целом.
Оформление методических кабинетов, редактирование картотек методической литературы, организация подсобного фонда методических материалов, невыразительные выставки методической литературы, отсутствие информационных уголков в помощь сельским библиотекам – вот наиболее типичные моменты, которые отмечались в информационных справках.
5. Обслуживание пользователей.
В организации обслуживания пользователей предлагалось: ввести договорную систему обслуживания пользователей, внести изменения в правила пользования библиотекой и разместить правила в отделах обслуживания, расставить фонд в отделах обслуживания по ББК.
При каждом посещении проверялась достоверность учета и отчетности и правильное ведение читательских формуляров.
Общее замечание – отсутствие учета книговыдачи и посещений с выставок, заполнение паспортов на проведенные массовые мероприятия.
В заключение хотелось бы отметить, что в Порховском и Усвятском районах со стороны руководителей библиотек ослаблен контроль за организацией обслуживания читателей в библиотеках. А опыт работы библиотек г. Великие Луки и Островского района можно рекомендовать для трансляции на муниципальные библиотеки области.
Предложение областного методического Совета - включить в схему информационного отчета библиотек следующую позицию - что сделано по исправлению замечаний / рекомендаций (по итогам выездов в библиотеки с экспертно-диагностическими оценками / обследованиями).