Сегодня еженедельная рубрика «Наедине с книгой» представляет презентацию одного из интересных литературных проектов современных писателей – сборник рассказов «В Питере Жить: от Дворцовой до Садовой, от Гангутской до Шпалерной», изданный в 2017 г. в редакции Елены Шубиной. 35 разных авторов – писателей, журналистов, актеров, краеведов, художников и музыкантов – рассказывают о прекрасном городе на Неве, а мы, погружаясь в эту атмосферу, вновь и вновь в него влюбляемся!
Сегодня еженедельная рубрика «Наедине с книгой» представляет презентацию одного из интересных литературных проектов современных писателей – сборник рассказов «В Питере Жить: от Дворцовой до Садовой, от Гангутской до Шпалерной», изданный в 2017 г. в редакции Елены Шубиной. 35 разных авторов – писателей, журналистов, актеров, краеведов, художников и музыкантов – рассказывают о прекрасном городе на Неве, а мы, погружаясь в эту атмосферу, вновь и вновь в него влюбляемся!
«Благодаря сборнику «В Питере жить» понимаешь, что Санкт-Петербург еще не погребен в песках истории. Есть люди, которые делают все, чтобы не забывались звонкие события прошлого этого города. Те, для кого история Петербурга тесно переплетена с настоящим. Встретиться с прошлым можно сегодня»
(Борис Алиханов, «Литературно»)
Желтый пар петербургской зимы,
Желтый снег, облипающий плиты...
Я не знаю, где вы и где мы,
Только знаю, что крепко мы слиты.
Сочинил ли нас царский указ?
Потопить ли нас шведы забыли?
Вместо сказки в прошедшем у нас
Только камни да страшные были.
Строки Иннокентия Анненского, которые открывают этот сборник, задают его общий тон и атмосферу: перед нами Петербург не парадный, с его дворцами, соборами и величественной архитектурой, а домашний, ностальгически прекрасный. Крошечные комнаты в коммунальных квартирах, трамваи, каналы и набережные, дворы-колодцы и небывалые петровские сны, жизнь в которых стала для петербуржцев реальностью – вот главные ноты этой книги.
Андрей Аствацатуров. «Едет маленький автобус...»
С ее страниц веет промозглый ветер, и идут дожди, но в этой серости вдохновенно сияют золотые купола храмов, а темнота улиц воскресает с наступлением чудесных белых ночей, здесь все построено на контрастах, но этим и прекрасен этот город.
Это очень личностное, откровенное чтение, поскольку каждый из авторов рассказывает о «своем» Питере, Петербурге, Ленинграде, приоткрывая нам частичку своей души. Некоторые из авторов на данный момент не живут в этом городе, но связь с ним не расторжима, ведь она – на грани памяти и чувственных впечатлений.
«У каждого из авторов свой Питер – отлитый в разные жанровые формы, несхожий по оттенкам, интонации. Подчас может показаться, что речь в книге идет о разных городах. Но нет, это один бескрайний мир под названием Петербург. С его архитектурой, мифологией, сновидениями, «неприспособленностью для простой человеческой жизни», как считает Татьяна Толстая. («В Питере жить: от Дворцовой до Садовой, от Гангутской до Шпалерной. Личные истории», рецензия на сайте «Читаем вместе: навигатор в мире книг»).
Изяществом отличается эссе этой известной писательницы, в нем Петербург осмысливается ею через тему снов: «Я непременно куплю в Питере квартиру: я не хочу простой человеческой жизни, - пишет Татьяна, - Я хочу сложных снов, а они в Питере сами родятся из морского ветра и сырости. Я хочу жить на высоком этаже, может быть, в четвертом дворе с видом на дальние крыши из окна-бойницы. Дальние крыши будут казаться не такими ржавыми, какие они на самом деле, и прорехи покажутся таинственными тенями».
Авторами книги выступают «знаковые лица» Петербурга разного возраста и разных эстетических взглядов. Это и заслуженный деятель искусств, один из основоположников жанра авторской песни Александр Городницкий и молодая писательница Ксения Букша, это писатели Валерий Попов, Евгений Водолазкин и Андрей Битов, а рядом с ними - актриса Елизавета Боярская. Здесь же поэт Александр Кушнер, он ведет читателей в Таврический сад, а писательница Наталья Галкина - в сад Сен-Жермен, художник Виктор Тихомиров - на Гангутскую улицу, критик Татьяна Москвина - на 17-ю линию Васильевского острова, библиофил Александр Етоев - в Купчино.
Елена Чижова. «Дворовые уроки истории»
Даниил Гранин рассказывает о переулках близ Литейного проспекта, где он жил в 1920-е годы. Историк и романист Илья Бояшов вырвался за пределы административных границ города и воспел Петергоф, где живет двадцать лет…
Иногда авторы углубляются в пространные размышления о жизни, что придает книге философскую направленность. Так Никита Елисеев в новелле «Разорванный портрет» рассказывает о своей мечте - шагая вдоль Фонтанки, выйти к морю. Его миниатюрная одиссея приводит читателя в поэтическое повествование о Петре I и его любви к мореплаванию, российских и советских революционерах, Пушкине, Катаеве, Сталине и Пикассо.
А вот Елена Колина в рассказе с вызывающим названием «Это Питер, детка» делится воспоминаниями о времени, проведенном на небольшом пятачке от Садовой до Рубинштейна, первой любви и своей номенклатурной свадьбе в ресторане «Метрополь».
Известный писатель Евгений Водолазкин в новелле «Ждановская набережная между литературой и жизнью» зовет посмотреть на Петроградскую сторону, где произошло так много литературного и не меньше – в его собственной жизни.
Евгений Водолазкин. «Ждановская набережная между литературой и жизнью»
И, пролистывая страницы этого издания, понимаешь, насколько многогранен, неисчерпаем, удивителен этот город! Это не просто книга воспоминаний известных людей, эпицентром которой становится Северная столица, это – и своего рода путеводитель по ней, где каждая строчка передает ее дыхание, пульс, атмосферу.
Из дневников читателей:
«Сборник рассказов напомнил мне о собственных впечатлениях от Петербурга. Закрывая глаза после прочтения всех этих историй, я вновь и вновь могу пройти маршрутами своего первого визита в этот город. Увидеть свинцовое небо, скупо одаривающее землю солнцем, и спокойную Неву. Чёткую геометрию улиц и роскошные дворцы вперемешку с полными достоинства обшарпанными дворами-колодцами. И вспомнить тот миг, когда мы вышли на обзорную площадку Исаакиевского собора и забыли, как дышать - настолько прекрасен был с высоты город, освеженный августовским дождём»
«Книга-настроение, книга-впечатление, книга-дыхание… Следуешь за автором маршрутом, проложенным не по карте, а по ниточкам памяти… памяти сердца. Книга для души, из тех, что читаются сердцем и пропускаются через канву собственной памяти, собирая, нанизывая и вплетая бусинки своих воспоминаний. По прочтении понимаешь, что незаметно связалось что-то свое - как фенечка на память, которую носишь, не снимая, потому что не ты в Питере, а Питер - в тебе».
Эти отзывы наиболее характерны – действительно, книга передает «дыхание» Петербурга. И еще одну очень важную мысль о том, что красота – внутри каждого из нас. Именно поэтому отрицательные отзывы на эту книгу смотрятся столь нелепо, ведь для того, чтобы ее прочувствовать, нужно иметь определенный эстетический вкус и гармонию восприятия.
Особенно атмосферной эту книгу делают ее прекрасные иллюстрации - офорт известного художника Михаила Шемякина на переплете, где изображен исчезнувший уже Введенский канал; акварели Лизы Штормит и рисунки Виктора Тихомирова, которые в совокупности дополняют друг друга и передают очарование «петербургского текста».
Впрочем, взгляните сами! Предлагаем окунуться в атмосферу этой книги и этого города на страницах нашей презентации, где представлены иллюстрации и отрывки из рассказов этой атмосферной, такой живой и такой настоящей, книги.
Голубева А., пресс-служба библиотеки