3 июля 2019 г. русскому писателю и кинодраматургу Валерию Александровичу Залотухе (3 июля 1954 – 9 февраля 2015) исполнилось бы 65 лет. Он ушел из жизни в самом расцвете творческих сил. К юбилею писателя рубрика «Наедине с книгой» представляет методические материалы о писателе, включающие его литературный портрет и презентацию «Валерий Залотуха: о вере, времени и литературном мастерстве». Публикация может быть интересна не только читателям, но и специалистам библиотек как целостно структурированный материал для проведения литературных вечеров.

Залотуха Валерий3 июля 2019 г. русскому писателю и кинодраматургу Валерию Александровичу Залотухе (3 июля 1954 – 9 февраля 2015) исполнилось бы 65 лет. Он ушел из жизни в самом расцвете творческих сил. К юбилею писателя рубрика «Наедине с книгой» представляет методические материалы о писателе, включающие его литературный портрет и презентацию «Валерий Залотуха: о вере, времени и литературном мастерстве». Публикация может быть интересна не только читателям, но и специалистам библиотек как целостно структурированный материал для проведения литературных вечеров.


 

«Великая суббота. Христос спустился в ад. И, может быть, поэтому у тех, кто приходит в этот день в церковь, такие одинокие глаза. Сегодня все перед Ним виноваты. Все грешны. И постившиеся, и непостившиеся. Но надежда греет душу. Наступит завтра.

Он воскреснет. Он обязательно воскреснет. И все нам простит»

(Валерий Залотуха)

Когда обращаешься к образу любого писателя, прежде всего, хочешь взглянуть на его фотографию, проникнуться атмосферой его характера, настроения. И невольно обращаешь внимание на глаза, которые не случайно принято считать зеркалом души. Особенно часто так случается, когда перед нами человек творческой профессии - эти люди особого, духовного, склада и мироощущения.

Залотуха Валерий

У Валерия Залотухи глаза необыкновенные: искрящиеся, проницательные, будто пронизывающие насквозь, в них сокрыто столько мудрости, знания жизни и здорового, врачующего душу, оптимизма, что невольно проникаешься к нему симпатией и уважением. По словам людей, хорошо его знавших, он и характера был необыкновенного, по меркам нашего времени, редкого – честный, порядочный, выдержанный, чистый – душой, помыслами, сердцем. А еще - невероятно сильный, о таких говорят - кремень …

«Валера сразу привлекал к себе внимание. Кудрявый, розовощекий, с небесными глазами - похожий на какого-то сказочного царевича. Но при этом основательный в походке и суждениях. Его все любили за надежность и внутреннюю чистоту. Он таким и оставался всегда. И в жизни, и в творчестве…»

(Валерий Коновалов).

Залотуха ВалерийО себе писатель говорил так: «Я ищу правду, жизнь. Я люблю людей. И жизнь люблю. Это неожиданно даже...». Именно в поиске жизненной правды прошел свой путь – от известнейшего кинодраматурга к чистоголосому, не менее известному, прозаику.

Он родился 3 июля 1954 года в посёлке Шахты 5/15 Узловского района Тульской области. Окончил факультет журналистики МГУ (1976) и Высшие курсы сценаристов и режиссёров во ВГИКе (1984, сценарная мастерская Семёна Лунгина и Ларисы Голубкиной). Преподаватели вспоминали: «Помню, с какой радостью первооткрывателей все мы читали его вступительную работу – сценарий «После войны – мир». … Ни участником, ни даже свидетелем описываемых событий рассказчик быть не мог: слишком поздно родился. Но достоверность и пронзительная искренность рассказа заставляли забыть о возрасте автора. В сценарии были юмор и грусть, были яркие – каких не выдумаешь – детали, была романтическая интонация. Эти качества легко обнаружить во всех лучших работах Залотухи…». Позднее по этому сценарию  в шахтёрском посёлке Брусянском Узловского района Тульской области был снят одноимённый фильм. 

Как сценарист  Валерий Залотуха  дебютировал в 1984 году фильмом «Вера, Надежда, Любовь», режиссёр В.Грамматиков. Затем были и другие картины, которые в последствие даровали ему известность: «Макаров», «Мусульманин», «72 метра». Последний фильм Валерий Залотуха не жаловал, сетовал, что он не выразил всей глубины его творческого замысла.

Своим любимым фильмом Валерий Залотуха считал двухсерийную картину «Рой», снятую в 1990 году совместно с режиссёром В. Хотиненко: «Рой » стал для меня  гражданским поступком. Тогда в  воздухе  носилось ощущение  гражданской войны. И это было страшно... Молиться я  тогда  не  мог,  не  умел. Часто делился своими мыслями с  моим другом, режиссером Владимиром Хотиненко. И  мы  решили  снять это фильм. Сценарий я сделал по повести Сергея Алексеева… Мы так ушли от романа, что считаю эту вещь своей… Нам с Володей  удивительно легко работалось над этим фильмом. Сценария  целиком  не было: я писал от руки, почти на  коленках - только  с  Божией помощью  мы осилили эту работу» (27. 02. 2003 г. «Валерий Залотуха: ищу правду, или  художник должен быть свободным»).

Залотуха Валерий Залотуха Валерий

Он искал правду и в православном кино: выступил как автор и режиссер документального фильма о священниках «Попы», который по праву считается одним из лучших в российском неигровом кино 90-х годов. Создал документальную картину «Ангел Русской Церкви против отца всех народов», за которую получил диплом в конкурсе специальных программ «Россия: вера, надежда, любовь» на XVI Международном кинофестивале документальных, короткометражных игровых и анимационных фильмов «Послание к Человеку».

Залотуха ВалерийНекоторые его фильмы были востребованы в очень узких кругах, например, «Садовник». Но об этом Валерий Александрович не переживал, отмечая, что иногда благодарность одного человека стоит рукоплесканий целого зала. Так и случилось с этим фильмом, о чем писатель рассказывал в интервью: «Вот эпизод из жизни: я собирался снимать документальный фильм об отце Серафиме (Роузе), американце, православном монахе, основавшем общину близ Сан-Франциско. Его уже нет в живых, но о нем написана удивительная книга – «Не от мира сего». Я прочел ее и буквально загорелся тогда. И вдруг к нам в гости приходит отец Герман, сподвижник отца Серафима, знавший его как никто другой. Отец Герман – человек уже очень преклонного возраста, светлый, очень простой и мудрый. Он любит кино, разбирается в нем, в своей Америке он смотрел многие советские фильмы. И вот он услышал, что я хочу снять такое кино, нашел меня, позвонил и приехал. Он спросил, что я снимал, над чем работал. Я назвал, упомянув и фильм «Садовник». Он переспросил: «Садовник? Это там, где в саду живет один человек? Я видел в Америке этот фильм…» И вдруг подошел ко мне и низко поклонился. Мне кажется, что ради этого стоило снимать…».

Такое же уважение обрели и книги Валерия Залотухи. Его первый литературный опыт вышел в далеком 1992 году – это была повесть «Вечером после работы: мужское счастье». Затем вышли и другие книги: «Последний коммунист», «Мусульманин» и «Великий поход за освобождение Индии». Они в одночасье нашли читателя и успех: повесть «Последний коммунист» вошла в шорт-лист  премии «Русский букер», издана во Франции и Голландии, «Мусульманин» - во Франции  и Венгрии.

«Свечка»

За свою жизнь он написал немного книг, но все свои творческие замыслы выразил в «Свечке» - великой, глубокой книге о большой русской душе. Он создавал ее в течение долгих двенадцати лет, и, отпустив, наконец, к читателю, ушел в небытие.

«История автора и его творения отнюдь не случайна … во всём этом чувствуется Божья воля, которая двенадцать лет оберегала автора, придавала ему сил, а когда роман, угодный Богу, был окончен, когда автор завершил свою святую миссию, то Всемилостивый и Всемудрый Небесный Владыка прибрал к себе того, кто заслужил не только покоя, но и Света, дабы уберечь его от соблазнов и злоключений, что обычно случаются с теми, кто создаёт нечто великое и грандиозное…»

(Алексей Курилко. «Свечка» за здравие русской литературы.
О романе Валерия Залотухи «Свечка». Точка зрения)

«Свечка» нашла своего читателя и даровала автору мировую славу - уже посмертно ему дважды была присуждена премия «Большая книга»: Литературной академией и читательским голосованием.

Супруга писателя Елена  Лобачевская рассказала о том, что замысел романа «Свечка» пришел к Валерию в 1998 году, когда он молился в церкви Вознесения Господня у Никитских ворот, где в свое время венчался Пушкин. Удивительно, но и роман начинается с того, что герой - ветеринарный врач Евгений Золоторотов - тоже заходит в тот же храм.

«Ветеринар - профессия тихая, домашняя, уютная. Однако герою романа выпали на долю не менее головокружительные и страшные приключения, чем его прославленному коллеге доктору Айболиту. Как и в мудрой сказке, все закончилось хорошо, но для того, чтобы обрести любовь, дом, внутреннюю свободу и веру, лопоухому идеалисту Жене Золоторотову пришлось пройти сквозь такие испытания, что заставляют вспомнить судьбу Иова… Словом, в романе Валерия Залотухи все привычно и невероятно. Как у Пушкина, Достоевского, Толстого - как в русской жизни», - так о романе отозвался литературныйкритик  Андрей Немзер.

Залотуха ВалерийНа первый взгляд, сюжет романа прост. Тихого столичного интеллигента, ветеринара по профессии, добропорядочного и законопослушного гражданина Евгения Золоторотова однажды вечером в центре города задерживает оперативная группа захвата специального назначения и без всякого объяснения заключает в тюрьму. По прошествии трёх суток Золоторотов осознаёт, что ему присуждают ложное обвинение - маньяк-педофил. Все, кроме единственного друга, - мать, жена и дочь, отворачиваются от Золоторотова. Далее суд. Приговор. И лагерь.

Но почти 2000 страниц не могут рассказывать только об этом. Тогда о чем же книга? Сам писатель говорил так: «Мой роман о человеке, который пошёл защищать демократию и встретил Бога. Эту фразу я сказал жене, когда энное количество лет назад сел перед ней на кухне и сказал, что хочу написать «повестушку», а может быть, даже и «романчик», но для этого мне придётся уйти с работы. Посидев неподвижно и помолчав, думая, жена поднялась и с решительным выражением лица сказала, как приказала: «Пиши!» – «А жить будем на что?» – вежливо поинтересовался я. «Проживём», – пообещала она».

За двенадцать лет многое изменилось в жизни писателя, расширился и замысел романа, он наполнился духовно-философским содержанием, нравственными размышлениями, среди которых особое место занимает вопрос – «Почему опустели души, что происходит с людьми в мире безверия, где надежда?».

«– У тебя ещё всё будет, вот увидишь, будет, просто не может не быть!

– Что будет? – спрашивал ты, засыпая.

– Всё – любовь, жена, дети, всё, что захочешь… Потому что такой ты человек…

–Какой?

– Сильный… Просто сам об этом не знаешь…» («Свечка»)

Два огромных тома выпустило издательство «Время». На обложке первого - фотография заключённого, у которого на груди рядом с крестиком - профиль Сталина. На втором томе - иконописное изображение святого мученика Христофора Ликийского (жил в III веке), жестоко казнённого за веру. Это - редкая икона, потому что изображён на ней Христофор точно так, как описан в его житии, то есть с пёсьей головой. По одной версии, он таким был от рождения, по другой, напротив, родился слишком красивым и получил уродливую внешность по своим молитвам, чтобы избавиться от искушений. С некоторых времён изображать святого таким запрещалось, и осталось лишь несколько уникальных икон. Внешность святого, которая была и его драмой, и подвигом, оказалась для многих «неудобной». Это очень созвучно смыслу романа «Свечка». 

Залотуха ВалерийИллюстрации для книги Залотуха подбирал сам. И уже вот так, с обложки, задаётся тон этой истории, в которой путь человека к Богу очень противоречив, драматичен, в чем-то жесток, но полон света, надежды, веры.

Кто-то из критиков называет роман исповедью писателя, кто-то – его завещанием, истина едина, и с ней невозможно не согласиться – это грандиозная по замыслу и размаху двухтомная почти 2000-тысячная страничная эпопея – пример настоящей русской литературы. Здесь воссозданы главные ее боли и раны, чаяния и радости: судьба русского народа, власть и закон, национальный характер, свобода, правда, милосердие и вера – чистая, истинная вера настоящего христианина.

«В человеке, даже самом маленьком, как минимум четыре человека: один тот, кого знают люди, другой, кого знают близкие, третий, кого знаешь сам, и, наконец, четвёртый, тот, кого знает Бог… Боже, дай полюбить больше людей. Дай собрать в памяти своей всё лучшее в них, припомнить ближе всех ближних и, вдохновившись силой любви, быть в силах изобразить всё. О, пусть же сама любовь будет мне вдохновением…», - вопрошал писатель. Ему это удалось – каждая строчка его романа «дышит» любовью к человеку, жизни, русской душе.

И получается, как очень тонко подметил упомянутый выше Алексей Курилко, - «Герой поставил в церкви, где венчался Пушкин (эпизод из жизни самого автора, именно тогда, как вы уже знаете, ему впервые пришла в голову идея романа), маленькую свечку, кажется, тут я не уверен, за упокой души великого поэта, а получилось, что «Свечка» оставлена Залотухой за здравие великой литературы».

И, возвращаясь к эпиграфу нашей публикации, слова которого были вынесены в финал его фильма «Ангел Русской Церкви против отца всех народов», мы понимаем, что писатель также оставил нам надежду – на воскресение, радость и спасение души.

Залотуха ВалерийУшел очень сильный, очень талантливый человек... Человек, который болел... не только физически, но и душой - за свою больную Родину... Но несмотря на всё, он донес свою свечу до конца. Она же согревает нас и сегодня, и, если дарует Господь, будет согревать еще не один десяток лет, возвращая наши помыслы к постижению духовной чистоты и радости.

Незадолго до своей смерти Валерий Залотуха успел подготовить к изданию еще один том прозы «Отец мой шахтёр», в который включил как известные читателю киноповести, так и не публиковавшийся прежде цикл ранних рассказов. Жена писателя, Елена  Лобачевская, выполнила его пожелание.

«Мама была мне ближе, родней, теплей, я любил ее, несомненно, больше, но писал почему-то об отце… И «Деревья», и «Встречи с отцом», и «Мужское счастье» – это все о нем, о моем батяне… В Рязанской области, в деревне, где снимали «Мусульманина», мы с отцом построили дом, причем это была его идея, и насчет леса с лесовозом он договорился. Мы жили вдвоем подолгу, работали… Потом сидели на крыльце, курили, глядя в закатное небо…

– Хорош вечерок! – сказал я как-то, просто так сказал, сказал, чтобы сказать, а отец посмотрел на меня вдруг неожиданно глубоким и каким-то потерянным взглядом и проговорил:

– Вечерок хорош, а жизнь-то прошла…»

(Из воспоминаний писателя)

Проходит жизнь – быстро проходит…

Полистайте страницы нашей презентации. Здесь звучит голос настоящего Писателя, творчество которого посвящено каждому из нас, даже если мы не видим здесь нашей конкретной судьбы, своего дома и своего лица: «Человек - свечка Божья! И мы должны стоять перед Ним и гореть, пока в огарок не превратимся!».

Голубева Антонина, пресс-служба библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель, редакция При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество