16 сентября 2019 года на пресс-мероприятии, состоявшемся в городской усадьбе Ф. А. Толстого в Москве, соучредители литературной премии «Ясная Поляна» объявили короткий список номинации «Современная русская проза» 2019 года. В него вошли шесть художественных книг: Артемов Владислав «Император», Березин Владимир «Дорога на Астапово», Николаенко Александра «Небесный почтальон Федя Булкин», Самсонов Сергей «Держаться за Землю», Служитель Григорий «Дни Савелия», Ставецкий Вячеслав «Жизнь А.Г.». Представляем читателям новинки!

книги16 сентября 2019 года на пресс-мероприятии, состоявшемся в городской усадьбе Ф. А. Толстого в Москве, соучредители литературной премии «Ясная Поляна» объявили короткий список номинации «Современная русская проза» 2019 года. В него вошли шесть художественных книг: Артемов Владислав «Император», Березин Владимир «Дорога на Астапово», Николаенко Александра «Небесный почтальон Федя Булкин», Самсонов Сергей «Держаться за Землю», Служитель Григорий «Дни Савелия», Ставецкий Вячеслав «Жизнь А.Г.». Представляем читателям новинки!

В общей сложности в 2019 году на премию было номинировано 133 книги, опубликованных как в виде отдельной книги, так и в литературных журналах. В длинный список номинации «Современная русская проза» 17-го литературного сезона премии вошло 43 произведения. О женских голосах длинного списка мы уже рассказывали в нашей рубрике – см. «Женские голоса премии «Ясная Поляна - 2019».

Сегодня ознакомимся с номинантами короткого списка и подумаем о том, насколько оправдано их попадание в главную номинацию одной из самых престижных литературных премий современности.

 

АРТЕМОВ ВЛАДИСЛАВ «ИМПЕРАТОР»

Артемов ВладиславАртемов Владислав (род. 17 мая 1954) - русский поэт и прозаик, публицист, главный редактор журнала «Москва». В 1982 году окончил Литературный институт им. А. М. Горького. Стихи печатались в журналах «Литературная учёба», «Юность», «Молодая гвардия», «Москва», «Наш современник», «Московский вестник» и других. Автор ряда глубоких по содержанию и увлекательных книг стихотворений и прозы

Роман «Император» продолжает русскую литературную традицию, где находится место и мистической истории, и теме «маленького человека», и сюжетам современной действительности. Именно на ее материале Владиславу Артемову удалось не только показать всю безнадежность и ужас современной жизни, но и то, как «маленький человек» может в ней выстоять.

Сам автор, комментируя содержание своей книги, отмечает: «Это книга о дьявольских искушениях. О том, как самый ничтожный человек способен в одиночку противостоять всей мощи мирового зла и даже отсрочить неизбежный конец истории. Более того, именно от его личного выбора зависит судьба мира. Роман авантюрный, с лихо закрученным сюжетом, плотный, стремительный, без пробелов и пустот. И самое главное, книга говорит о существенном, важном, необходимом. Мировая история и её мистический смысл, а также действие «тайны беззакония» – всё это раскрывается в живых образах и ярких символах. В центре повествования любовь и жизнь обычной семьи…».

книгиАвтор писал роман в течение десяти лет. Начальным импульсом послужило желание написать повесть о том, как самый обычный человек, выпивоха и скандалист Ерофей Бубенцов устраивает очередной громкий скандал, но вместо порицания и привлечения к ответственности неожиданно обретает славу и богатство. Этот замысел повлек за собой другие темы и развитие множества других сюжетных линий. В итоге за десять лет было написано огромное количество литературного материала, который и вошел в контекст цельной книги.

Критика оценила роман положительно, отмечая и его литературные аллюзии (отсылки к «Мастеру и Маргариту» М. Булгакова, «Доктору Фаустусу» Т. Манна, «Звезде Соломона» А. Куприна, «Фауста» И. Гете) и его нравственно-этический смысл, и важность идейной составляющей -  проникновение в душу героя и вскрытие таящихся в ней всех плюсов и минусов.

«Роман Владислава Артёмова откровенно перекликается с прозой Михаила Булгакова, временами сильно напоминая эпизоды из его романа «Мастер и Маргарита», а также ряда других его повестей и рассказов Но главным в его повествовании является всё-таки не подобная Булгакову стилистика, а тот русский дух, который невозможно не ощутить в душах персонажей артёмовского «Императора» (Николай Переяслов «Есть вечная жизнь!.. О романе Владислава Артёмова «Император»).

С романом можно ознакомиться на сайте журнала «Москва»: 1 часть, 2 часть, 3 часть.


БЕРЕЗИН ВЛАДИМИР «ДОРОГА НА АСТАПОВО»

Владимир БерезинВладимир Березин (род. В 1966 г.) – прозаик, литературовед, журналист, автор реалистической («Путь и шествие», «Свидетель») и фантастической прозы («Последний мамонт»), биографии Виктора Шкловского в «ЖЗЛ» и книги об истории автомобильной промышленности СССР («Поляков»). Окончил МГУ. Постоянный автор журнала «Новый мир».

В романе «Дорога на Астапово» четыре героя - Писатель, Архитектор, Краевед и Директор музея, чьи прототипы легко разгадать, отправляются в путешествие, повторяющее последний путь великого русского писателя Льва Толстого из Ясной Поляны до железнодорожной станции Астапово, где великий старец скончался. Поздней осенью четверо путешественников садятся во внедорожник и отправляются в эту странную, на первый взгляд, мемориально-краеведческую экспедицию. По пути герои рассуждают о русской культуре и истории, дивятся заброшенным дворцам и храмам, веселятся и печалятся.

Жанр книги можно определить, как путевой роман или роман-путешествие – древний жанр со своими особенностями. Как говорит сам автор, «В России к путешествиям отношение особое: для русского человека это несколько опасное, чуть не героическое мероприятие. Не всякий высунет из дома нос по своей воле. Оттого путешествовать по страницам куда привычнее, чем путешествовать с книгой под мышкой».

Владимир БерезинКнига вызвала живой отклик в читающей среде, Павел Басинский отмечает ее стилистические особенности: «Проза местами изысканная, местами «бурлескная», но неизменно - живая. Читать ее - все равно что путешествовать с приятным собеседником».

И общение это обязательно будет плодотворным, ведь в междустрочье мы находим массу интересных аллюзий, сюжетов, мыслей, центральной из которых становится идея о том, что «рассуждение о литературе всегда вызывается путешествием», а, учитывая, что русская литература на протяжении нескольких веков замещала русскую философию, общественную мысль и историю, то путешествие это становится интереснейшим вдвойне.

«В ряду современных произведений, не изобилующих высокопарным слогом, данная книга заслуженно стоит особняком, где переплетается не плохой русский язык, экскурсы в историю, самобытная трактовка событий и личностей, а главное - Лев Николаевич Толстой - раскрывается с иной, не богоподобной стороны, а как обычный человек, вброшенный на вершину литературы, но сам не помышлявший об этом» (Из отзывов читателей).

Нарушая привычные законы жанра, Владимир Берёзин дорожные впечатления тесно переплетает с описаниями снов, научные факты из жизни Льва Толстого дополняет художественным вымыслом: «Автор то и дело уходит в «контекст», в смежные боковые сюжеты, не без труда возвращаясь в «толстовскую колею». Но потом понимаешь: это и есть роман, вполне адекватный ХХI веку: нарочито «неправильный», сумбурный, карнавальный. Это книга и о Толстом, и о русских дорогах, и о русской жизни, и о сложном переплетении мифов и реальности в отечественном культурном сознании», - характеризует издание литературный критик, журналист Андрей Мирошкин.

Роман опубликован в журнале «Новый мир» (2010 г., №11).


НИКОЛАЕНКО АЛЕКСАНДРА «НЕБЕСНЫЙ ПОЧТАЛЬОН ФЕДЯ БУЛКИН»

Александра НиколаенкоАлександра Николаенко (род. 1976 г.) – художница, писательница. Окончила Строгановский университет, стала одним из самых молодых членов Московского союза художников, иллюстрировала детские и взрослые книги. Ее работы находятся в частных коллекциях в России, Франции и Великобритании. В 2017 году стала лауреатом премии «Русский Букер» за дебютный роман «Убить Бобрыкина».

Александра НиколаенкоАннотация к данной книге рассказывает о мальчике Феде Булкине, который живет с бабушкой, а родители его в командировке – строят Град Небесный. «Мама с папой мои геологи. Без геологов в строительстве никуда. Осваивает советский народ новые территории, и какие!».  Главная Федина мечта – добраться туда, к ним. Для этого он учит таблицу умножения, пишет письма Деду Морозу и Ленину, спорит с Богом и, конечно, взрослеет, не забывая откладывать деньги в кошку-копилку на билет до Града. Повидаться.

Роман «Небесный почтальон Федя Булкин» - особая книга в канве современной литературы, книга про нескончаемое лето с пахучей земляникой и бесконечную зиму в ожидании Нового года, про родителей, которых уже нет, и про бабушку, которая всегда рядом, хоть и «уже не новая», про такие смелые и честные детские мысли о справедливости и смерти. И про то, что все всегда будут вместе, как в Фединой записке «Богу о нас».

Здесь нет насмешки над мировоззрением ребёнка, негатива к близким - только любовь, вера и надежда на воссоединение – духовное, вечное, доброе: «Если вы ищете книгу, которая станет в ряд с вашими фаворитами, то она перед вами! Настоящая русская литература, многострадальная и верная своим читателям, ведь полюбив первую страницу книги, до самого конца не сможете с ней расстаться» (Из отзывов читателей).

Книга есть на абонементе нашей библиотеки! В электронном виде она доступна в   библиотеке «e-libra».


САМСОНОВ СЕРГЕЙ «ДЕРЖАТЬСЯ ЗА ЗЕМЛЮ»

Самсонов СергейСамсонов Сергей (род. в 1980 г.) прозаик, автор романов «Ноги» (2007), «Аномалия Камлаева» (2008), «Кислородный предел» (2009), «Проводник электричества» (2011), «Железная кость» (2015), «Соколиный рубеж» (2017).

«Держаться за Землю» - литература о войне. Донбасский шахтерский город, жители которого потомственно занимаются угледобычей, оказывается на линии противоборства двух враждующих сторон. Несколько совершенно разных людей: два брата-шахтера, чиновник Министерства энергетики и угольной промышленности, пробившийся в верхи из горных инженеров, «идейный» боец украинского добровольческого батальона, полковник ВСУ и бывший российский офицер - вольно или невольно становятся защитниками и разрушителями города. Роман очень реалистичен, его политическая часть буквально по дням синхронизирована с «хроникой текущих событий» с весны 2014 года, упоминаются под реальными именами и политические деятели Майдана и «донбасской весны». И роман очень специфичен, идейно-сконцентрирован.

Самсонов СергейКомментируя название романа, Сергей Самсонов говорит о том, что «он имеет не столько патетико-героический, сколько скорее «ботанический» смысл. Речь идёт о шахтёрском городе и его жителях, которые потомственно живут под землёй, под той самой землёй, которая начинена костями и железом Великой Отечественной, и деваться им из неё некуда, и переделать их невозможно примерно так же, как ковыль, растущий в степи, или ягель в тундре».

Павел Басинский в своем отзыве на книгу задается вопросом нравственно-этического характера: «Гражданская война на Украине уже породила сильную литературу. Сперва прозвучала поэзия. Вышло несколько поэтических антологий. Одна была составлена Захаром Прилепиным и появилась в 2017: «Я - израненная земля». Еще один сборник поэтов, так или иначе связанных с войной в Донбассе, «Мы», был составлен Кареном Джангировым. И вот вопрос. Если все это рождает сильную литературу - это хорошо? Это хорошая литература?

Я задумался об этом, прочитав мощный, потрясающий, без преувеличения, роман Сергея Самсонова «Держаться за землю». Будьте любезны: новый Шолохов явился! На материале донецко-луганской войны писатель, которому нет и сорока, написал невероятно мощный роман! Читаешь, изумляешься - откуда, каким ветром это надуло в нашу насквозь искусственную литературную жизнь.

Сергей Самсонов написал потрясающе сильный роман. Пересказать его невозможно - нужно читать. Это - эпос. Это книга, которая бывает раз в сто лет. Но у меня опять возникает вопрос: это хорошо? Это то, чему нужно радоваться?».

Вопрос остается открытым, ответ – за каждым из нас. Потому как литература создается для читателя, и именно она воспитывает человека. Но какой ценой – это совсем другая история.

Роман опубликован в журнале «Дружба народов» (2018, №8).


СЛУЖИТЕЛЬ  ГРИГОРИЙ «ДНИ САВЕЛИЯ»

Григорий СлужительГригорий Служитель (род. в 1983 г.) - актер Студии театрального искусства, окончивший режиссерский факультет ГИТИСа (мастерская Сергея Женовача), солист группы O’Casey, автор этой первой и пока единственной книги.

Открывая книгу, будьте готовы к тому, что это – грустно, но с любовью, метко, но касаемо каждого из нас и потому - очень глубоко, философично и жизненно. Главный герой – кот Савелий – очаровательный, необычный в своей обыкновенности и очень умный. Он живет на Таганке, старомодно, философски размышляет, пытаясь передать окружающим свою «кошачью» мудрость, состоящую в том, что наш мир полон любви и нежности, воссоединяющих сердца - и людей, и животных.

Эту добрую историю и ее автора «открыл» современный писатель Евгений Водолазкин, он же написал и предисловие к ней, где сказал: «Коты в литературе - тема не новая. Не буду перечислять всех, кто писал об этих священных животных, - от Кота Мурра Эрнста Теодора Гофмана и до Мури Ильи Бояшова. И вот теперь Савелий. Мы-то понимаем, что за котами всякий раз просвечивают человеки. Герои Служителя - кто бы они ни были, коты или люди - настоящие. Одинокие и страдающие, смеющиеся и любящие. Любовь в этом романе заслуживает особых слов. Она - так уж сложилось - платоническая. Самая высокая из всех любовей».

Григорий СлужительОтмечая насыщенный художественный стиль и язык автора, Евгений Водолазкин обращает внимание читателей и на идейное предназначение этой книги, носителями которого являются ее герои: «Их имена не овеяны славой, таких не берут в космонавты. За них не пьют стоя, и не их песням рукоплещет Ла Скала. Это – герои блистательного романа Григория Служителя «Дни Савелия». Неброские, способные показаться серыми, они не рядятся в тоги и не встают на котурны. Несмотря на их малый рост, миссия их высока: они делают нас человечнее. Литературная котовиана продолжается Будем плакать и смеяться. И радоваться тому, что в нашей литературе появился такой Савелий. Ну, и такой Григорий, конечно». 

В критике мнения на книгу разошлись на диаметрально противоположные: с одной стороны, положительные, с точки зрения истории доброй, душевной, с другой – отрицательные, как литературной попытки в очередной раз воссоздать человеческие чувства, слабости, характеры под маской кота, тем самым завоевав внимание и симпатию читателя.

Некий баланс в данном споре восстанавливает литературовед Сергей Оробий в рецензии «Кот раздора», где говорит о том, что «Критики упускают сам конструктивный принцип романа. Проза Служителя - это «проза актёра», а она столь же своеобразна, как, скажем, «проза поэта». Надпись на обложке гласит: роман этот - «о котах и людях: и те, и другие играют чью-то жизнь». Ключевое слово - «играют», понимаете? Играет сам автор, перевоплощаясь то в главного героя, то в его хозяев. Возможно, по системе Станиславского: так и хочется крикнуть «Верю!». Подлинны в романе, прежде всего, чувства, главное из которых - любовь к хрупкому миру».

Невероятная, изысканная, новаторская история с глубочайшими экскурсами в нашу культуру: о любви, верности, терпении и всепрощении. Говоря словами самого автора, это «признание в любви родному городу и дань памяти дорогим для меня кошачьим существам». О котах и людях: как те и другие играют чью-то жизнь. 

Не ждите от этой книги веселой непринужденности, она врывается вихрем печали в душу, оставляя привкус горького, грустного счастья и вневременного размышления. Но этот катарсис оправдан и нужен каждому – он возрождает в человеке человека.

Книга есть в Центральной библиотеке в г. Пскова. В электронном виде она доступна в   электронной библиотеке «e-libra».


СТАВЕЦКИЙ ВЯЧЕСЛАВ «ЖИЗНЬ А. Г.»

Вячеслав СтавецкийВячеслав Ставецкий (род. в 1986) -  прозаик, археолог, альпинист, финалист премии «Дебют» (2015) и премии им. В. П. Астафьева (2018), неоднократно публиковался в журнале «Знамя». Уже в течение нескольких лет писатель работает над большой книгой «Необъявленные хроники Запада», состоящей из целого ряда произведений, объединенных общностью замысла, в него же входит и роман «Жизнь А. Г.».

Вячеслав СтавецкийЯвляясь русским романом в жанре альтернативной истории, эта книга стоит в стороне и от русской прозы, и от фантастики. Сюжет рассказывает о мытарствах испанского генерала Аугусто Авельянеда - несчастнейшего из диктаторов. Трагическая осечка подводит Авельянеду, и мятежники-республиканцы выносят ему чудовищный приговор - они сажают диктатора в клетку и возят по стране, предъявляя толпам разгневанных рабов. Вселенская справедливость торжествует, кровь бесчисленных жертв оплачена позором убийцы, но постепенно небывалый антропологический эксперимент перерастает в схватку между бывшим вождем и его народом.

В критике роман вызвал неоднозначную реакцию: кто-то отмечает ее альтернативно-историческое содержание и неоднозначность образа главного героя, кто-то сетует, что в романе много стилизации: «Надо отдать Вячеславу Ставецкому должное: он очень остроумно и умело, как реставратор недостающий завиток в средневековый узор, внедряет своего диктатора в исторические реалии, создавая альтернативно-фантастическую, но убедительную версию Второй мировой войны. … игра автора в историю, - это больше, чем просто игра: он размышляет о природе любой авторитарной власти, о том, как зыбка грань между народной любовью и ненавистью, между грандиозными планами и безумными прожектами. А еще вводит замечательное словечко «осверхчеловечивать». Да и читается книга легко и быстро… Но все-таки хочется надеяться, что в следующем романе Вячеслав Ставецкий … откажется от стилизации» (Михаил Визель).

В целом роман вызывает недоумение, смешанное с уважением – читать нужно, но со знанием дела. Книга доступна в электронной библиотеке «e-libra».

*****

Завершая сегодняшний разговор, возвращаешься к мысли о том, насколько эти книги оправдывают идеалы главной номинации премии «Ясная Поляна» «Современная русская проза» - идеалы человеколюбия и веры в человека.

книги

Каждая книга – уникальна, но есть то, что объединяет их – феномен времени, все они обращены в настоящее время – сегодня, здесь и сейчас. Валентин Курбатов, критик и литературовед, комментируя выбор жюри, отмечает: «Для меня одна из главных тенденций в современной литературе – рассказ с оглядкой на время. Мы все стали единичны, мы стали интересны сами себе и рассматриваем себя всё более подробно, будто ощупываем. И при этом мы еще не привыкли к такому самостоятельному существованию, мы по-прежнему единое целое с обществом. Сегодня тема произведений почти половины списка – поиски утраченного времени. Старые вглядываются в советское время, нынешние – в то, что происходит сейчас, в то, что ускользает от нас. Мы живем будто в прочерк, между датами. Это чувствуется и в прозе. Поэтому самое важное, что есть сейчас как в российской, так и в мировой литературе, – это начать что-то новое, невиданное прежде».

книгиКаждому из нас иногда нужно выходить за рамки обыденной, суетной жизни и поразмыслить о ценностях нематериального характера – добре, совести, справедливости. К этому нас и призывает «Ясная Поляна» голосами номинантов этого короткого списка. Прислушаемся же и останемся с этим чтением наедине в тишине сентябрьского листопада.

Следите за новостями нашей рубрики! И подписывайтесь на instagram нашей библиотеки, где мы представляем обзоры и других новинок современной литературы.

Голубева Антонина, главный специалист Регионального центра чтения

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель, редакция При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество