Сергей Беляков, Андрей Геласимов, Ольга Славникова, Анна Старобинец, Игорь Малышев - имена этих современных авторов хорошо знакомы читательской аудитории. Сегодня мы говорим о них не случайно: в октябре они празднуют свои дни рождения. А лучший подарок для писателя – любовь и интерес его читателя, поэтому знакомимся с творчеством каждого писателя и открываем для себя мир современной прозы.

Сергей Беляков, Андрей Геласимов, Ольга Славникова, Анна Старобинец, Игорь Малышев - имена этих современных авторов хорошо знакомы читательской аудитории. Сегодня мы говорим о них не случайно: в октябре они празднуют свои дни рождения. А лучший подарок для писателя – любовь и интерес его читателя, поэтому знакомимся с творчеством каждого писателя и открываем для себя мир современной прозы.


Сергей Станиславович Беляков

Сергей Станиславович БеляковОткрывает литературный календарь на октябрь имя российского литературного критика, историка, эссеиста, заместителя главного редактора журнала «Урал» Сергея Станиславовича Белякова. Он родился 1 октября 1976 г. в городе Свердловске.

Кандидат исторических наук (2006), неоднократно печатался в журналах «Вопросы литературы», «Знамя», «Континент», «Новый мир», «Урал». Лауреат премии журнала «Новый мир» за 2005 год, финалист премии «Большая книга» (2013) с книгой «Гумилев, сын Гумилева». Он презентовал ее в 2012 году, когда русская культура отмечала 100-летие со дня рождения Льва Гумилёва.

Сергей Станиславович Беляков«Непосредственная работа над книгой заняла года полтора. Но сбор материалов шел все эти 20 лет. В какой-то момент я понял, что, если не я, то никто к 100-летию Льва Гумилева книгу о нем не напишет. Никто, кроме меня, и не написал», - комментирует критик замысел издания.

Уникальная личность Льва Николаевича Гумилева сочетала в себе таланты литератора, историка и трагедию советского человека, познавшего реальности сталинского ГУЛАГа. Ему суждено было нести родительский крест изгнанника. И он нес его, никогда не отказывался от своей неудобной фамилии. Порой были драматические конфликты с матерью, он требовал от Анны Андреевны Ахматовой невозможного, собственный эгоизм диктовал ему претензии, но у каждого из них была своя правда.

Успех этой книги продиктован талантом ее автора – он сумел создать не только научную биографию своего героя, но и живой портрет человека, полный противоречий и сомнений – настоящую книгу жизни, потому как биография – и есть жизнь во всей ее полноте – с личными драмами и курьезами, стремлениями и мечтами, взлётами и падениями. Основой исследования стали документы, письма, цитаты, воспоминания, разрозненные голоса свидетелей жизни Льва Гумилева. И в результате чтение этой книги приносит удовольствие, ведь есть здесь цельность, профессионализм, гармония современности и истории.

«Я писал эту книгу для всех читателей, думал о том, чтобы она была интересна каждому образованному человеку», - говорит автор. И эти же слова можно отнести и к его второй книге - «Тень Мазепы: Украинская нация в эпоху Гоголя», которая вышла в 2016 году.

Сергей Станиславович БеляковКнига документальная, посвящена вопросу еще более сложному, чем биография противоречивого мыслителя, сына двух великих поэтов. Она рассказывает об истории украинской нации.

«Я захотел создать совсем другую историю - живую и полнокровную. Для нее народные песни и легенды интереснее и важнее, чем скучные юридические трактаты, статьи, протоколы заседаний в парламенте. На примере Украины это особенно ясно», - говорит автор.

Соединив дотошность историка с талантом рассказчика, в этой книге Сергей Беляков совершил, казалось бы, невозможное: фундаментальное исследование, основанное на множестве источников, оказывается увлекательнее романа. Здесь гетманы вершат судьбы Войска Запорожского и слышна козацкая речь, здесь оживает в ярких запахах, звуках, красках волшебный мир малороссийской деревни, здесь биографии великих писателей и поэтов - даже Шевченко и Гоголя - лишь часть общей биографии и судьбы… Здесь, действительно, рождается нация.

Еще до появления издания, автор отмечал в интервью: «Я ставлю задачу, достойную научного исследования, но стараюсь написать книгу так, чтобы она была интересна и ученому, и просто нормальному, просвещенному читателю. Героями книги будут и безвестные казаки, мужики, и знаменитые люди - Николай Гоголь, Антоний Погорельский, Тарас Шевченко, Михаил Коцюбинский, Михаил Булгаков, Александр Вертинский».

В результате книга воспринимается и как сугубо исторический труд, и как цельное произведение, рисующее «интересный мир, полный страсти, энергии и творчества» (Сергей Беляков).

Книга Сергея Белякова «Гумилев, сын Гумилева» есть на абонементе нашей библиотеки, а с изданием «Тень Мазепы» можно ознакомиться в электронной библиотеке e-libra.ru.

 

Андрей Валерьевич Геласимов

Андрей Валерьевич Геласимов7 октября отмечает свой день рождения Андрей Валерьевич Геласимов (1966 г.) – современный прозаик, театральный режиссер, автор книг «Фокс Малдер похож на свинью», «Жажда», «Год обмана», «Рахиль», «Степные боги», «Дом на Озёрной», «Кольцо Белого Волка», «Холод», «Десять историй о любви», «Роза ветров», «Чистый кайф».

Его имя известно, а книги читаемы. Неоднократно он был отмечен различными литературными премиями: в 2004 году за роман «Рахиль» он получил «Студенческий Букер», а повесть «Жажда» тогда же была удостоена сразу двух наград – премии журнала «Октябрь» и премии Аполлона Григорьева; в 2009 – стал обладателем «Национального бестселлера» за роман «Степные Боги».

В 2005 году его признали самым популярным во Франции российским писателем, да и в России его книги не задерживаются ни в книжных магазинах, ни на полках библиотек, а сериалы и полнометражные фильмы по его произведениям ставят ведущие режиссёры страны.

Родился писатель в Иркутске. Окончил факультет иностранных языков Якутского государственного университета, получил второе высшее образование по специальности театральный режиссёр, окончив режиссёрский факультет ГИТИСа, ныне − РАТИ.

Первые книги появились в Якутске: повести «Фокс Малдер похож на свинью» и «Жажда», роман «Год обмана», рассказы. Первой публикацией стал перевод американского писателя Робина Кука «Сфинкс», опубликованный в журнале «Смена» ещё в начале 90-х.

Повесть «Фокс Малдер похож на свинью» вошла в шорт-лист премии Ивана Петровича Белкина за 2001 год, в 2002 году повесть «Жажда» также вошла в сокращённый список премии Белкина и была отмечена премией имени Аполлона Григорьева, а также ежегодной премией журнала «Октябрь».

В 2003 году в «Объединённом Гуманитарном Издательстве» вышел роман писателя «Год обмана», в сентябре того же года – роман «Рахиль». В 2008 в издательстве ЭКСМО вышел роман «Степные боги», действие которого происходит в вымышленном селе Разгуляевка летом 1945 года, накануне вторжения советских войск в Японию и бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Спустя год за этот роман автор получил литературную премию «Национальный бестселлер». В конце 2009 года вышел роман «Дом на Озёрной», в конце 2010 – «Кольцо Белого Волка» - детское издание, оформленное рисунками художницы Кэти Тренд.

Геласимов А,  Андрей Валерьевич Геласимов   Андрей Валерьевич Геласимов

В последующие годы одна за другой выходили книги - «Холод» (2015), «Десять историй о любви» (2016), «Роза ветров» (2017), «Чистый кайф» (2019).

Хронология изданий поражает – они выходили практически одно за другим, хотя сам писатель признается, что над своими книгами он работает долго, потому и посвящены они истории вне политики и поиску - эмоции, смысла и новой тайны о человеке.

«Мне очень нравятся произведения, в которых есть внятная плотная история: с четким началом, интересной серединой и ярким концом, где есть сильные персонажи, которых я полюблю или возненавижу, но которые не оставят меня равнодушным и холодным. То есть мне нужно, чтобы текст содержал эмоциональное послание, которое меня тронет, разозлит или рассмешит, в конце концов» (Андрей Геласимов).

Проза самого автора выделяется в современной литературе своим посылом – она отражает реальную жизнь, и она добра – в ней нет осуждения, пафоса разоблачения, сетований на превратности судьбы. Жизнь здесь такая, как есть – без прикрас.

Книги Андрея Геласимова есть на абонементе нашей библиотеки, а также в ОСП «Псковская областная библиотека для детей и юношества им. В. А. Каверина».


Славникова Ольга Александровна

 Славникова Ольга АлександровнаСледующий именинник октября – Ольга Славникова – современный прозаик, эссеист, автор романов «Стрекоза, увеличенная до размеров собаки», «Один в зеркале», «Бессмертный», «2017» (премия «Русский Букер»), «Легкая голова», «Прыжок в длину».

В литературных кругах и читательском восприятии книги Ольги Славниковой славятся своей метафоричностью, она же во многом и отталкивает. О чем сама писательница не переживает: «Читатель считает, что книга обязательно должна ему понравиться, -  говорит Ольга, -  Он не понимает, что сам может не понравиться книге, что у него может не хватить рецепторов, драйверов для прочтения текста. Более того, он не считает нужным иметь эти рецепторы и драйвера. Таким людям даже в голову не приходит, что они недостаточно образованы, развиты для этой книги».

Славникова Ольга АлександровнаТем не менее, со временем автор прислушивается к критике, и в его творческом багаже появляются новые опыты и работы. Так случилось и у Ольги Славниковой – в новом романе «Прыжок в длину», который оказался в финале «Большой книги» и «Ясной Поляны», а также выиграл премию «Книга года» в номинации «Проза», есть и яркий герой, и динамичный сюжет, и интрига, и четко выстроенная повествовательная линия. Но осталось самое главное – стиль и метафоричность, умение выразить средствами языка невыразимое, задать непростые вопросы, показать наш мир таким, какой он есть.

Владислав Отрошенко, член жюри премии «Ясная Поляна», о романе высказался так: «Роман Ольги Славниковой «Прыжок в длину» - это настоящий роман, который продолжает все традиции классического русского романизма. Славникова Ольга Александровна Роман, который пишется не для примитивного самообнаружения, а для глубокого высказывания, важного не только автору и его семье, и друзьям, но и нации, и человечеству. Роман Славниковой в том числе о том, что любая человеческая жизнь, независимо от того, несет ли она добро или зло, является ценностью. Правильно это или нет, что за этим стоит – какие драмы и трагедии -  именно эти глобальные вопросы встают при взгляде героя романа Славниковой».

В совокупности хорошо выдержанный сюжет несет и определенную мораль и наводит на размышления – «Что заставляет человека совершить подвиг? Хорошо ли это, и главное - правильно ли - спасти человека, пожертвовав собой?». Именно такой постановки требует последний вопрос, поскольку Ольга Славникова будто говорит нам, читателям, «А всякий ли человек достоин спасения?».

Критики в большинстве оценили роман положительно, отметив и его «красивую сюжетную выверенность и завершенность», и «мощный слог», и «прекрасный дух литературного мастерства» самой писательницы. Однако, несмотря на то, что критика роман одобрила, восприимчивые читатели высказывают противоречивые мнения, во многом ссылаясь на то, что автор будто «не любит людей, о которых написала целый роман» - своих героев. Тем не менее, книга хоть и противоречива, но обязательно заслуживает внимания, хотя бы потому, что рефлексия после нее – жизнеутверждающая: «Быть собой, невзирая на судьбу, которая способна всего лишь изувечить или убить тело, но не властна над душой».

Книги Ольги Славниковой можно взять на абонементе нашей библиотеки.


Анна Альфредовна Старобинец

Анна Альфредовна Старобинец25 октября 1978 г. в Москве родилась писатель, журналист, сценарист, лауреат нескольких российских и европейских литературных премий Анна Старобинец. Не публичный человек, замкнута, самодостаточно творческая, редко посещает массовые мероприятия, предпочитая им творчество, Анна Старобинец известна своими книгами «Первый отряд. Истина», «Убежище 3/9», «Резкое похолодание», «Переходный возраст», «Живущий». Многие из них переведены на английский, французский, итальянский, испанский, польский, японский языки.

Пишет фантастику и триллеры для взрослых, а также сказочные и детективные истории для детей; единственная книга в жанре нон-фикшн - автобиографическая: «Посмотри на него». Автор книжной серии для детей «Зверский детектив», ставшей бестселлером осенью 2018 года. 

 

Анна Альфредовна Старобинец  Старобинец А.Анна Альфредовна Старобинец

Ее книги совершенно разные, но одинаково интересные: «Убежище 3/9» – мрачная фантасмагория в сочетании с фольклором; «Переходный возраст», «Резкое похолодание» – путешествие по темным уголкам человеческой души и биологии; «Живущий» – история о будущем, наступления которого никто ждет, но которое приближает каждый.

Анна Альфредовна Старобинец Анна Альфредовна Старобинец

Каждая книга писательницы становится событием и не задерживается на полках библиотек. Есть они и в нашей библиотеке.


Игорь Александрович Малышев

Игорь Александрович МалышевЗавершает литературный календарь октября праздничная дата еще одного современного автора. 29 октября празднует свой день рождения писатель Игорь Александрович Малышев (1972 г.) - автор книг «Дом», «Лис», «Подменыши», а также замечательных детских сказок и рассказов, выходящих в серии «Настя и Никита» издательства «Фома». Удостаивался премий журнала «Москва», «Роман-журнала», был дипломантом премии «Хрустальная роза Виктора Розова», дважды входил в короткий список премии «Ясная поляна», номинировался на премию «Национальный бестселлер».

В одной из рецензий на книги Игоря Малышева читаем: «Литература помогает нам осмыслять действительность. И часто эпоху мы понимаем не по историческим документам, а по книгам. Но актуальность легко может превратиться в сиюминутность. Задача автора - в сопряжении временного, сегодняшнего, с вневременным, вечным…». Эти слова во всей полноте отображают сущность творческой миссии этого писателя – во всем видеть прекрасное.

«Когда начинаете писать, отталкивайтесь от красоты, - советует Игорь Малышев начинающим авторам, - Вот есть у вас за душой какое-то красивое впечатление, воспоминание, образ, оттолкнитесь от него и развивайте. Не бойтесь своей фантазии, не сдерживайте её. Если что, потом поправите, но когда пишете, будьте свободными. И не теряйте той первой красивой ноты».

Игорь Александрович Малышев«Первой нотой» творчества самого писателя, действительно, стала красота – в 2003 году он дебютировал книгой «Лис», которая сразу полюбилась читателям, и, прежде всего, детям. Затем последовали и другие - «Дом», «Подменыши», «Там, откуда облака», «Корнюшон и Рылейка», «Космический сад», «Суворов — непобедимый полководец», детские сказки и рассказы, выходящие в серии «Настя и Никита» издательства «Фома».

Затем - 2017 год – и перед нами будто новый писатель, который говорит о страшной и больной теме – Гражданской войне, посвящая ей свой роман «Номах. Искры большого пожара». Книга, ставшая открытием 2017 года и номинантом на престижные литературные премии «Русский Букер» и «Большая книга».

Как же так случилось, что от «детской» темы автор перешел к столь мрачным перипетиям исторического прошлого России? Те, кто знаком с творчеством писателя достаточно близко, знают, что никакого перехода, собственно, и не было, автор «всегда параллельно писал и детские книги, и вполне взрослые».

«Может быть, в этом смысле я продолжаю писать детскую литературу. В нашем детстве. Махно был персонажем, которого официальная власть не любила, но который на бытовом уровне многим был очень симпатичен. Дети же по природе своей анархисты И, когда я закончил очередную детскую книгу, у меня появилось желание написать про гражданскую войну. И я достаточно быстро понял, что мне хочется написать именно про Махно, потому что мне это интересно…» (Интервью с писателем «Я писал, как писалось»).

Игорь Александрович МалышевКниги Игоря Малышева адресованы не только детям, но взрослым, не утратившим детской любознательности и веры в чудеса.

В своих произведениях писатель создает удивительно красивый, светлый мир. Ему удается описать чудо наивысшей гармонии мироздания, и не просто описать, а передать это чувство читателю. И тот оставляет книгу с мыслью: «Как прекрасна жизнь!» (Мария Скрягина).

В лучших традициях классической литературы написана книга «Лис», кто-то найдет в ней аллюзии на Н. В. Гоголя, кто-то вспомнит самого яркого певца сказочного мира народных поверий С. А. Клычкова, но ясно одно – образный, выразительный прозы Малышева, его смелая фантазия и индивидуальная манера повествования завораживают читателя, заставляя ощутить красоту окружающего мира.Та же самая атмосфера и в сказке «Дом», действие которой происходит в конце XIX века, под Москвой и в Москве. Сказочная проза Игоря Малышева чарующе действует на читателей. И во многом этому способствует его точное, внимательное и любящее слово.

Над романом о Гражданской войне «Номах. Искры большого пожара» Игорь Малышев работал два года, и в результате попал со своей книгой в шорт-листы премий «Русский Букер» и «Большая книга» в 2017 году.

Книга, действительно, заслуживает внимания. Да, она тяжела для восприятия, но ведь и тема – не из весёлых и веселящих. Да, в ней много крови, много боли, но ведь без них невозможна война. Но есть в ней и толика светлого, которая уравновешивает сюжет, - это сны главного героя Номаха, в которых он  видит свою мечту – всеобщий мир  и всеобщее счастье. Как отмечает автор, он понимает, что идея книги утопическая, но красивая.

В этой книге есть место и историчности (канва жизни Махно достаточно четко соблюдена), и художественный вымысел (детали, образы, «райские сны» главного героя). И еще – она блестяще написана и претендует на уважение и интерес читателя, как пример достойной прозы на неоднозначную историческую тему в художественном исполнении.

«Своей книгой я не ставил цели напугать читателя или заставить всех говорить о «Номахе», как о жестоком романе. У меня такое виденье и ощущение того времени. И я бы очень хотел, чтобы каждый, кто это прочтет, понял, что это было время прекрасное, потому что людей вели идеалы, но и одновременно чудовищное».

Книги Игоря Малышева есть в фонде нашей библиотеки.

книги

______

Праздничный у нас получился обзор – радостно-творческий. Все потому, что и авторы – оригинально талантливые в своей творческой манере. Обязательно ознакомьтесь с книгами именинников, ведь в литературном роднике каждого можно почерпнуть множество смыслов, и научиться принимать жизнь такой, какая она есть, и видеть в ней прекрасное.

Голубева А., главный специалист Регионального центра чтения библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель, редакция При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество