21 февраля свой день рождения отмечает одна из самых известных современных русских писательниц Людмила Улицкая (21 февраля 1943 г.).

К этой дате на книжной полке нашей библиотеки в онлайн-проекте «ЛитРес» появилась ее новая книга - сборник рассказов «О теле души» (2019). Рубрика «Наедине с книгой» рассказывает о книге и приглашает читателей ознакомиться еще с одной новинкой в «ЛитРес» - сборником эссе Михаила Шишкина «Буква на снегу» (2019).

21 февраля свой день рождения отмечает одна из самых известных современных русских писательниц Людмила Улицкая (21 февраля 1943 г.). К этой дате на книжной полке нашей библиотеки в онлайн-проекте «ЛитРес» появилась ее новая книга - сборник рассказов «О теле души» (2019). Рубрика «Наедине с книгой» рассказывает о книге и приглашает читателей ознакомиться еще с одной новинкой в «ЛитРес» - сборником эссе Михаила Шишкина «Буква на снегу» (2019).

Улицкая Л. Е. О теле души: новые рассказы / Людмила Улицкая. - Москва: Редакция Елены Шубиной: АСТ, 2020 [т.е. 2019]. - 251, [1] с.; 21 см.

«Смерть тоже принадлежит жизни, это последняя точка, к которой каждый человек всю свою жизнь готовится…»

(Людмила Улицкая)

Людмила Улицкая – это писатель, книги которого ждут. Ее перу принадлежит больше двух десятков книг, которые в разные годы становились ключевыми событиями современной литературы.

Биолог по образованию, но писатель по призванию и велению души, Людмила Евгеньевна пишет серьезную прозу, которая очень близка и понятна читателю. Она ведет с ним неслышный разговор на темы, по определению ему близкие и понятные – жизнь, творчество, культура, человеческое счастье и предназначение, вечные вопросы бытия, и, конечно, смерть. Последняя для Улицкой особенно важна – к ней она обращалась не раз и практически в каждой своей книге размышляла, искала ответы, открывая новые пути для рефлексии.

Поэтому совершенно закономерно, что в новой книге «О теле души» смерть становится ключевым мотивом, образом и героем. Но смерть у Людмилы Улицкой особенная – эфемерно прекрасная, как часть жизни, как естественное завершение любого пути.

В одном интервью (см. «Людмила Улицкая: «Смерть тоже принадлежит жизни»: знаменитый писатель - о многоликости тела и души»), посвященном этой книге, писательница говорит: «Мне в жизни не раз приходилось провожать близких людей. Каждый уход друга - расставание с частью своей собственной жизни. Иногда это было очень тяжело и болезненно, а изредка происходило чудо, и уходящий человек в последние дни своей жизни совершал подвиг мужества, смирения и благородства. Я и сама в таком возрасте, когда эта точка жизни приближается. Но маленькое открытие, которое я сделала, - смерть тоже принадлежит жизни, это последняя точка, к которой каждый человек всю свою жизнь готовится, даже если он об этом и не задумывается».

Эта мысль находит свое действенное воплощение в рассказах этой книги, которые сама Улицкая называет «пограничные разговоры» о смерти - признание в любви жизни и людям, ее наполняющим.

Книга двухчастна: в рассказах первого цикла «Подружки» ключевым мотивом, мотором повествования является любовь, возможно, главное оружие, сметающее границы между людьми. Через любовь физическую и кровную, позднюю, неожиданную, постепенную, сочувствующую герои обретают недостающую часть души, силу, необходимую для жизни. У многих рассказов сборника есть персональные посвящения.

Во втором цикле «О теле души» Людмила Улицкая приближается к самой сокровенной границе – границе жизни, точнее физического существования. Есть ли граница между жизнью и смертью? Или смерть – это граница жизни? И что там, за границей физического существования? Людмила Улицкая застает своих героев в те переломные моменты их жизни, когда телесное и душевное практически неотделимы.

«Он летел по незнакомому миру, который узнавался с каждой минутой, как переводная картинка, сверкающая под слоем разбухшей никчемной бумаги. Нет, мир этот не был незнакомым. Мы все тут бывали, бывали… Он отдался целиком и движению, и мелодии, и ускользающей мысли. Она его куда-то звала, эта невысказанная мысль. И он поплыл туда, куда она его направляла. И не было никакого «сначала» и «потом» - все было одновременно, и во всей полноте. А, это время закончилось, - догадался он…»

(Отрывок из книги)


Можно ли нарисовать атлас души? Постичь душу? Уловить то пограничное пространство, в котором оказывается душа каждого уходящего в небытие? На эти вопросы Улицкая отвечает голосами своих героев, каждый из которых по-своему переживает встречу со смертью, и для многих она «становится избавлением, примирением, принятием себя и Другого, мистическим чудом, сакральной тайной и физиологическим актом» (Мария Башмакова, «Новая газета»).

Эта книга будет интересна не только любителям творчества Людмилы Улицкой, но и всем, кто задумывается о вопросах человеческого бытия: «Прекрасная, миниатюрная книга для вдумчивого читателя, готового к лёгкому течению прозрачной воды, запаху антоновских яблок, звуку божественной флейты и полному растворению» (Из отзывов читателей).

Очень важно, что книга, можно сказать, впервые представляет стихи Людмилы Улицкой, которые до этого момента она практически не публиковала. Предлагаем стихотворение, которое имеет отношение ко второму циклу:

Конец октября. Бульвар. Скамья.

Восточнее, под кромкой гор, Генуэзский порт, западнее, если хорош прищур, Côte d’Azur.

Шелушишь в седой голове каждый факт, который был понят и принят не так,

как надо бы сейчас.

Все лживо, криво, наперекосяк.

Кретинка! Дурак! I’m fucked!

Ни один не выучен урок.

Но как же перло, и до сих пор прет.

Не за заслуги, за так…

Заканчивается антракт,

начинается третий акт.

Все прожито - первый синяк и последний рак, все утекло - мед из сот, гной из ран, Евангелие, Библия, Коран,

даже буддизма безлюдный рай.

Въезжаю в заключительный эпизод,

и не важно, сладок или кисл,

он отливается в последний смысл. Хотелось бы фрактальности, но ее нет. Есть только фронтальность, как этот стих. Нет на подмостках поэта. Но зал затих. Падает занавес. Черный кабинет.

Есть ли там кто? Или никого нет?

_________

Продолжая размышления о теме Вечности и смерти, как продолжения жизни, мы представляем еще одну новинку, с которой читатели нашей библиотеки могут ознакомиться в онлайн-библиотеке «ЛитРес» - это сборник эссе «Буква на снегу» современного писателя, живущего в Швейцарии, но любимого в России - автора таких знаменитых романов, как «Взятие Измаила», «Всех ожидает одна ночь», «Венерин волос», «Письмовник» Михаила Павловича Шишкина (род. 18 января 1961 г.).

Шишкин М. П. Буква на снегу: три эссе: [Роберт Вальзер, Джеймс Джойс, Владимир Шаров] / Михаил Шишкин; [художник: Андрей Бондаренко]. - Москва: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2019. - 184, [1] с., [4] л. ил., цв. ил., портр.: ил.; 21 см.. - (Культурный разговор)

«Писатели становятся буквами, а буквы не знают смерти»

(Михаил Шишкин)

Однажды в интервью Михаила Шишкина спросили о том, в чем заключается значение его художественного Слова, на что он ответил: «Слова сами по себе ничего не значат, они только носители. Одни и те же слова в зависимости от того, как их составить, могут переносить злобу, унижение. А могут - человеческое тепло и свет. В жизни столько убожества, ненависти, душевного морозца! И единственное, что я могу этому противопоставить - мои книги, передать дальше то тепло и свет, которое я получил от родных и любимых людей, от прожитого, от прочитанного».

В этом отношении новая книга «Буква на снегу» - это именно свет души самого писателя, обращенный к судьбам людей, которые ему дороги и важны: к швейцарскому писателю Роберту Вальзеру, к Джеймсу Джойсу и недавно ушедшему русскому прозаику Владимиру Шарову.

«При жизни их понимали и любили лишь немногие ценители настоящей литературы. - говорит Михаил Шишкин, - Большая жизнь их книг началась только, увы, после смерти».

Истоки названия книги кроются в смерти Роберта Вальзера - человека, отмеченного чертой непризнанного гения - затворничество, одержимость, своеобразная и неповторимая манера письма – черты, которые сделали его фигурой одиночества - в жизни и в литературе: «В его прозе слишком много живой души, у нее температура здорового человеческого тела, - пишет Михаил Шишкин, - И в литературе Вальзер перепрыгнул сразу через две ступеньки и оказался в одиночестве».

Мертвого Вальзера нашли дети на рождественской прогулке, его тело лежало на снегу, как буква нездешнего алфавита. «Писатели становятся буквами, а буквы не знают смерти», - говорит Шишкин в конце этого эссе, и мы понимаем, что речь идет не столько о мастерстве и значении писателя - современного провидца, ведущего читателя к вечности, сколько о смерти – пути человека к Вечности.

«В этих эссе есть все темы, интересующие Шишкина: отверженность, одиночество, язык как инструмент провидения. И еще одна тема - тема смерти, которая дала название всему сборнику. Вальзер умирает на снегу, похожий на огромную букву посреди страницы. Джойс умирает в заснеженном Цюрихе, чем-то напоминающем его Дублин, а Шаров умирает за работой. Но все это за скобками для Шишкина, для него смерти нет; подлинный художник застывает в своей прозе навечно, а значит, умереть не способен. Поэтому нет смерти и в эссе: Джойс обретает бессмертие, Шаров улыбается на прощание (и Шишкин уверен - они обязательно встретятся), а Вальзер сам собой как бы пишет последнюю букву - побеждает своего черного человека решительным «Вот я» (Из отзывов читателей).

Смерть как продолжение жизни и как спасение души – те столпы, на которых строится вся концепция книги. Невольно вспоминаются слова Михаила Шишкина: «Неужели я умру? неужели моя бабушка умрет? моя мама умрет? мы все умрем? Потом ты всю жизнь отвечаешь на эти же вопросы: любимые люди умирают - что с этим делать? В «Измаиле» для себя я отвечаю, что смерть - это враг. Или вернее, так, что жизнь - это враг. Жизнь нужно брать как крепость. Со смертью нужно бороться, бороться нужно детьми и искусством, прозой, словами, собиранием коллекции. Поскольку жизнь русская, то получалось, что враг - это Россия. Потом в «Венерином волосе» ты понимаешь, что Россия - это маленький кусочек Божьего мира, а главный враг - это время. Нужно бороться со временем, преодолевать время. Царь Ирод - это время, которое пожирает своих детей. Нужно быть Ксенофоном, который приводит греков к океану бессмертия. Нужно уметь дать бессмертие своим героям, нужно, как трехдневного Лазаря, их всех оживить. …в романе «Письмовник» на все эти вопросы ответы пришли уже совсем другие: смерть - это не враг. Это дар, это великое счастье. Особенно смерть близких людей, которых ты любишь. Дар, который помогает тебе понять, кто ты, зачем ты здесь, что задумано тобой, твоим появлением на свет».


«Буква на снегу» вносит новые штрихи в концепцию творчества Шишкина – здесь личность соотносит себя со служением Богу, вековыми моральными ценностями. И фигура Владимира Шарова, героя и адресата третьего эссе, становится едва ли не ведомой, ведь он всю русскую историю понимал через Библию: «Наша история представляется мне не Книгой Бытия, - говорил писатель, - а книгой комментариев, толкований библейских текстов».

Не этому ли посвящена литература в целом? Не это ли ее миссия – открывать Вечность, преодолевая хаос и ужас окружающей действительности?  Настоящая литература говорит именно об этом, и вдумчивый читатель внимает этому неслышному разговору.

Вместо заключения…

Книги Людмилы Улицкой и Михаила Шишкина говорят друг с другом – голосами своих героев, перипетиями сюжетов, тем и мотивов, мелодией своих подтекстов и философией междустрочья. Они поднимают темы, которые всегда будут интересны читателю, потому что открывают в нем самое ценное – красоту его души. Их авторы сумели создать «свое время» - «единое для себя и читателя, всегда актуальное - и после смерти …» (Михаил Шишкин). И в этом – их вневременная ценность и актуальность.

Приглашаем вас ознакомиться с новинками в электронной библиотеке «ЛитРес». Для получения читательского билета (логина) и пароля необходимо обратиться в информационный центр или отдел абонемента библиотеки по адресу: г. Псков, ул. Вокзальная, 48.

Контакты по организации «ЛитРес» в библиотеке:

  • Информационный центр: Галанцева Елена Ивановна, Тел.: (8112)72-83-98, sbopskov@yandex.ru
  • Абонемент: Галактионова Светлана Алексеевна, тел. (8112) 72−84−03, chitatmodno@pskovlib.ru

Читать в «ЛитРес» просто, удобно, мобильно!

Следите за обновлениями нашей рубрики, в следующий раз мы продолжим знакомить вас с новинками Псковской областной библиотеки, которые доступны для бесплатного чтения в «ЛитРес».

Не забывайте о том, что с 14 февраля по 1 марта можно стать участником читательского online-марафона, посвященного современной русской литературе. Читаем и обсуждаем в группе «Biblioplace - территория псковского чтения» роман современного писателя Евгения Водолазкина «Брисбен». Книга также доступна для чтения на книжной полке нашей библиотеки в «Литрес».

Подробнее о марафоне здесь

Голубева Антонина, главный специалист Регионального центра чтения

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель, редакция При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество