Среди многочисленных праздников, отмечаемых в мире, День матери занимает особое место. Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным. Мудрец нашего века Расул Гамзатов сказал: «Нам бы не только любить, но и молиться за матерей следует, и не потому, что они молятся за нас, а по внутренней потребности». Мать – начало всех начал, неиссякаемый источник добра, всепонимания и всепрощения. Мать – опора земли. Жизнелюбием матери, её милосердием и бескорыстием крепнет и умножается семья.

Неудивительно, что образ главной женщины в семье занимает особую нишу в мировой литературе. Поэтому очередной выпуск «Литературного четверга» посвящен мамам из произведений русских и зарубежных классиков, современных писателей.

В произведениях большинства авторов XIX века в образе матери воплотились самые лучшие материнские черты: любовь к детям, верность, сочувствие. В начале XIX века образы любящих матерей появляются в произведениях А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. В «Капитанской дочке» мать Петра Гринёва, узнав о грядущем отъезде сына, была потрясена до слёз. В «Тарасе Бульбе» мать-старушка, узнав, что ей придётся расстаться с детьми сразу после встречи, проводит бессонную ночь у их кроватей, чувствуя, что больше никогда не встретится с сыновьями. В «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского мать Родиона Раскольникова, Пульхерия Александровна, также демонстрирует нам силу материнской любви. В глубине души чувствуя, что её сын сотворил нечто ужасное, Пульхерия откликается на его просьбу никому не верить, если о нём станут говорить дурные вещи. Больше всего Раскольникова беспокоилась о счастье сына, которого любила несмотря ни на что.

литературный четверг

Отражением истинной любви к матери стал автобиографический роман Михаила Булгакова «Белая гвардия». «Мать мне служила стимулом для создания романа, - признавался писатель. Именно с Варвары Михайловны Булгаков списал мать главных героев. «Я достаточно отдал долг уважения и любви к матери, ее памятник — строки в „Белой гвардии"».

литературный четверг

Герой романа А. Фадеева «Молодая гвардия» Олег Кошевой тоже обращается к матери: 
«Мама, мама! Я помню руки с того момента, как я стал осознавать себя на свете. И с того самого мгновения я всегда помню твои руки в работе.
Я помню, как они сновали в мыльной пене, стирая мои простынки, когда эти простынки были так малы, что походили на пеленки.
Я вижу твои пальцы на букваре, и я повторяю за тобой: «бе-а-ба, ба-ба».
Я помню твои руки, не сгибающиеся, красные от студеной воды – и помню, как незаметно могли руки твои вынуть занозу из пальца у сына, и как они мгновенно продевали нитку в иголку, когда ты шила и пела.
Нет ничего на свете, что бы ни сумели руки твои, чего бы они не погнушались!
Но больше всего, на веки вечные, запомнил я, как нежно гладили они, руки твои, чуть шершавые и такие теплые и прохладные, как они гладили мои волосы, и шею, и грудь, когда я в полусознании лежал в постели. И когда бы я ни открыл глаза, ты была всегда возле меня, и ночник горел в комнате, а ты глядела на меня из тьмы, сама тихая и светлая, будто в ризах. Я целую чистые, святые руки твои!
литературный четвергМама, мама! Прости меня, потому что ты одна, только ты одна на свете можешь прощать, положи на голову руки, как в детстве, и прости…»

О женщине, силу воли и доброту которой не смогли перетереть жернова истории, рассказывается в повести Виталия Закруткина «Матерь человеческая».

«Матерь человеческая» стала самым известным и пронзительным произведением писателя. В этом небольшом произведении автор смог с поразительной выразительностью рассказать о судьбе простой русской женщины, которая осталась в одиночестве на хуторе, который разорили и сожгли фашисты.

Ситуация исключительная – гитлеровцы уничтожили хутор и убили или увели в плен всех жителей. На разоренной земле осталась только одна Мария. Ее муж и сын были повешены фашистами. Мария, полностью убитая горем, не хотела дальше жить, но нашла в себе скрытые силы, которые дали ей возможность выжить и остаться человеком, несмотря на трагические события.

Создавая образ Марии, Закруткин талантливо использовал библейские мотивы, что позволило ему показать обобщенный характер истинной Матери человеческой, которая воплотилась в обыкновенной женщине из глухого поселка, волею злого рока затронутого страшной войной.

«Таких, как Мария, у нас на земле великое множество, и придёт время – люди воздадут им должное… Да, такое время придёт. Исчезнут на земле войны… люди станут людьми-братьями… они обретут радость, счастье и мир. И может тогда невыдуманной Мадонне воздвигнут благодарные люди самый прекрасный, самый величественный монумент, а ей, женщине-труженице земли, соберут белые, чёрные и жёлтые люди-братья всё золото мира, все драгоценные камни, все дары морей, mama207океанов и недр земных, и, сотворённый гением новых неведомых творцов, засияет над землёй образ Матери Человеческой, нашей нетленной веры, нашей надежды, вечной нашей любви… Люди! Братья мои! Берегите своих матерей. Настоящая мать человеку даётся однажды!»

По книге «Мачеха» сибирской писательницы Марии Халфиной в СССР сняли очень пронзительное кино. Это история о том, как трудно стать настоящей мамой, если ты (формально) таковой не являешься. Тернистый путь проходят Шура (новая мама) и Светка (новая дочка), прежде чем всё у них станет хорошо и грубое «мачеха» заменится на тёплое и родное слово «мама». Драматизм истории заключается ещё и в том, что вокруг (как это обычно бывает в деревнях) куча советчиков и «доброжелателей».

«Сколько в моем детстве – в военное, да и послевоенное время – было несчастий, сколько трагедий мы пережили, а помнится только хорошее, и сердце наполняется горячим чувством, когда вспоминаю маму…Разве можно забыть её объятья, поцелуи со слезами радости при возвращении в родной дом. И если есть в нас доброта, забота о людях, честность, работоспособность и терпение – это мы переняли у наших мам» - Так написал в своей книге «Река жизни» народный художник России Валерий Александрович Леднев.

В книге собраны рассказы-зарисовки о детстве, которое прошло в послевоенной деревне Авдотьино на берегу Волги, о людях, которых ему довелось узнать за долгую и богатую на встречи жизнь.

«В моей творческой мастерской на почетном месте висит портрет мамы, который я выполнил еще студентом в Академии художеств. Присела мама у окна нашего деревенского дома, смотрит и ведет со мной беседу – о здоровье, о работе, о жизни. Это каждодневное мое общение с мамой длится вот уже много лет» (В.А. Леднев)

литературный четверг

А вот как начинает своё повествование о маме современная российская писательница Маша Трауб в книге «Истории моей мамы»

«Мамы разные нужны, мамы разные важны». Это стихотворение Михалкова, которое читали по куплету все советские дети на утреннике в детском саду в честь Восьмого марта, я никогда не понимала. Бойко тараторила про маму-вагоновожатого и не понимала – как это бывает? Мама-повар? Да, наверное, кому-то повезло. Кто трусы ребятам шьет? Точно не моя мама. Неужели есть мамы, которые приходят домой вечером, готовят ужин и смотрят телевизор? Или проверяют дневник и спрашивают, как дела в школе? В нашем с мамой случае все было совсем иначе.

Наша жизнь очень отличалась от быта остальных семей. И не только потому, что мы с мамой всегда жили вдвоем, точнее втроем – еще была бабушка, мамина мама. А еще потому, что мама никогда не хотела выйти замуж или найти себе «мужское плечо», на которое могла опереться. Ей нужны были только я и бабушка, а мне – она и бабушка.

Мама все время рассказывает истории – мимоходом, пока варит кофе. Истории, от которых у меня глаза вылезают на лоб и я забываю про кофе. Истории, которые невозможно придумать, а можно только прожить, будучи одним из главных героев.»

Это сборник рассказов об интересных случаях из жизни мамы - практикующего юриста, которые она рассказала уже взрослой дочери. Истории, полные житейской правды. Истории, которые могут случится с любым и одновременно кажутся такими удивительными. Истории, из которых стоит сделать вывод. Истории, пропитанные духом того времени. Всего восемь историй, но в каждой переплетение человеческих характеров и судеб, измены, предательство, всепрощение, ревность, алчность. И связывает, объединяет все истории образ матери - необычной, нестандартной женщины, которая способна на смелые поступки и учит дочь самому главному - в любых обстоятельствах оставаться человеком.

Зарубежная литература также богата материнскими образами:

Марми Марч из книги Луизы Мей Олкотт «Маленькие женщины».

Пожалуй, каждый, кого с детства родители приучали к хорошим книгам, знаком с Муми-троллями — созданиями, придуманными финской писательницей Туве Янссон. И хотя роман Луизы Мэй Олкотт «Маленькие женщины» был написан гораздо раньше знаменитых сказок Янсcон, гостеприимное жилище Марчей нередко называют американским домом Муми-мамы.

И это утверждение совсем не лишено смысла. Марми — добросердечная, справедливая, нежная и, главное, абсолютно невозмутимая мама четырех дочерей. У нее свой и, что примечательно, продуктивный рецепт, как сделать из девочек трудолюбивых и уравновешенных людей. Отказываясь, казалось бы, от системы строгих запретов, Марми меж тем так подробно объясняет дочерям разницу между хорошим и плохим, что те на подсознательном уровне избегают дурных поступков. Поистине пример женской мудрости и любви!

mamann20

Кэти Нолан из романа Бетти Смит «Дерево растет в Бруклине».

Обладая несокрушимой волей к жизни, Кэти Нолан тому же научила и своих детей, Фрэнси и Нили. Живя в бедности, граничащей с абсолютной нищетой, красавица-мама готова ради своей семьи без устали работать в любых условиях.

Строгая, иногда откровенно жестокая, Кэти меж тем ежедневно совершает маленькие подвиги. Они пусть и остаются порой незамеченными, однако закладывают фундамент дальнейшей, лучшей, чем у нее самой, жизни детей. Так, например, чтобы привить сыну и дочери любовь к музыке, она соглашается бесплатно убираться у преподавательницы фортепиано, а кроме того, раз от раза миссис Нолан, отказывая себе во всем, копит по центу деньги на земельный участок, который впоследствии планирует передать наследникам. Именно она научила мечтательницу Фрэнси никогда не сдаваться и упрямо двигаться к цели, чего бы это той ни стоило, и она же привила ей бесценные жизненные навыки и чувство собственного достоинства.

 «Пока есть жизнь, есть и надежда, не так ли? И я хочу сказать всем, что нельзя опускать руки, нужно продолжать борьбу.» (Мари-Лора Пика)

Подлинная история о материнском мужестве в книге Мари-Лоры Пика «Сердце матери», всколыхнувшей всю Францию. На Мари - Лору Пика обрушился страшный диагноз - рак. Четверо детей, младшей - всего два года... Как объяснить им, что очень скоро она исчезнет из их жизни? Терзаемая вопросом, что станет c детьми, она сама находит им приемных родителей, но... Только судья - и только после ее смерти! - решит их судьбу. В своей отчаянной борьбе за счастье детей Мари перевернула небо и землю. Эта книга - последняя исповедь матери.

mamanma13В 2020 году в отдел абонемента поступила книга Мишель Филгейт «О чем мы молчим с моей матерью: 16 очень личных историй, которые знакомы многим»

Мишель Филгейт пишет: «Мама — это наш первый дом, и поэтому мы всегда пытаемся вернуться». Тема, которая слишком долго была окружена молчанием, наконец обрела голоса.

На страницах книги шестнадцать талантливых писателей делятся переживаниями и мыслями, которые они так и не решились обсудить со своими матерями, и какое значение это имело для них в итоге. Автор книги, Мишель Филгейт, еще студенткой начала писать сочинение о своем отчиме. Ей потребовалось более десяти лет, чтобы понять, что на самом деле ей хотелось рассказать и объяснить: как его поведение повлияло на ее отношения с матерью. Сразу после публикации эссе стало вирусным, им поделились в социальных сетях Энн Ламотт, Ребекка Солнит и многие другие. Именно это натолкнуло автора на идею сборника искренних эссе об отношениях с матерями.

В то время как некоторые из авторов этой книги не общаются со своими матерями, другие, наоборот, очень близки. Лесли Джеймисон пишет о попытке выяснить, кем была ее, казалось бы, идеальная мать, прежде чем стать мамой. В веселом рассказе Кэти Ханауэр, наконец, получает шанс поговорить со своей матерью, которую постоянно прерывает ее властный (но милый) отец. Андре Асиман пишет о том, как меняется взгляд на мир, если мама глухая. А Джулианна Багготт рассказывает о маме, которая делится с ней абсолютно всем.

Рассказчики поделись с читателями очень сокровенными историями, от некоторых из них можно провести параллели к собственной жизни. Именно в этом и проявляется наивысшая ценность книги. Читатель невольно рефлексирует, взвешивает, оценивает. Читатель испытывает эмоции, перенося их в свою личную жизнь.

Приглашаем на абонемент за книгами!

Галактионова Светлана Алексеевна, заведующая отделом абонемента

Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель, редакция При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна.
Контакты Адрес
Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Государственный Интернет-Сайт правовой информации Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Россия начинается здесь! Псковская область Российское военно-историческое общество Псковский областной центр народного творчества Год памяти и славы 2020