25 марта 2021 года 1600-летие отмечает город на севере Италии, один из самых необычных городов мира – Венеция. Очередной выпуск «Литературного четверга» посвящен этой знаменательной дате.

 

 

«Венеция — сказка. Старинные зданья

Горят перламутром в отливах тумана.

На всём бесконечная грусть увяданья

Осенних тонов Тициана».

М. Волошин

tvbyughjС помощью книг, где Венеция становится декорацией или главным героем, мы сегодня попробуем познакомиться с этим необыкновенным городом, вдохновляющим как классиков мировой литературы, так и современных писателей. Начнём с классики.

Хемингуэй, Э. За рекой, в тени деревьев ; Прощай, оружие. - 1989.

Холодная, романтичная, величественная, осенняя Венеция. Город влюблённых, гондольеров и тайн. «Этот город сам себя кормит. Когда-то Венеция была владычицей морей, народ здесь отчаянный, не боится ни бога, ни черта, такого больше нигде не встретишь. Люди здесь вежливые, но Венеция, если приглядишься, бедовое местечко – похуже Шайенна» (город в США). Так говорит о городе и его жителях один из героев романа Хемингуэя «За рекой, в тени деревьев». А вот какое впечатление произвела на главного героя церковь Санта-Мария-дель-Джильо – «Какое красивое, компактное здание, а в то же время так и кажется, что оно вот-вот оторвется от земли. Никогда не думал, что маленькая церковь может быть похожа на Р-47 (марка самолета). Надо выяснить, когда она была построена и кто её строил. Ах, черт, жаль, что я не могу всю жизнь бродить по этому городу

Главный герой романа 50-летний, полный сарказма и тоски по молодости, полковник пехотных войск США. Раз за разом, он возвращается в этот город, он любит его особенной любовью. Здесь его товарищи, попытки исправить ошибки прошлого, теплые воспоминания, прожитый отрезок жизни и она, 19-летняя, красивая, богатая и полная жизни, девушка - его последняя и единственная любовь.

Они знают, что им не суждено быть вместе. Им не суждено прожить долгую и счастливую жизнь, быть рядом каждую минуту, мечтать о будущем. Они встречаются каждую субботу, как вvfyycvthnm последний раз. Они отчаянно цепляются друг за друга. Время для них, огромная ценность и большая роскошь. Почему только последняя любовь может быть такой сильной и настоящей? Почему счастье так быстротечно? Почему для него отведён такой маленький отрезок жизни? Вопросы-без ответов. Когда читаешь такие книги, начинаешь понимать, как важно ценить «здесь и сейчас», любить всем сердцем, отдаваться сполна и верить в лучший исход любой жизненной истории.

Манн, Т. Новеллы : пер. с нем. / [предисл. С. Апта ; худож. С. Данилов]. - Москва : Художественная литература, 1973

«Итак, он опять видит это чудо, этот из моря встающий город, ослепительную вязь фантастических строений, которую республика воздвигла на удивление приближающимся мореходам, воздушное великолепие дворца и Мост вздохов, колонну со львом и святого Марка на берегу, далеко вперед выступающее пышное крыло сказочного храма и гигантские часы в проеме моста над каналом; любуясь, он думал, что приезжать в Венецию сухим путем, с вокзала, все равно что с черного хода входить во дворец и что только так, как сейчас, на корабле, из далей открытого моря, и должно прибывать в этот город, самый диковинный из всех городов.» Такие впечатления от города получает главный герой небольшой новеллы Томаса Манна «Смерть в Венеции», вполне успешный и знаменитый писатель Густав фон Ашенбах. Однажды он вдруг понимает, что упустил в жизни что-то важное. Он решает отправиться в путешествие. Он едет в Венецию, где его представление о прекрасном и лучшем получает несколько необычное воплощение.

regthdtyНовелла «Смерть в Венеции» остается одним из самых читаемых и обсуждаемых произведений писателя. Многие критики настойчиво пытаются проследить автобиографические параллели и раскрыть при помощи новеллы загадки интимной жизни самого Манна. Но Густав фон Ашенбах – собирательный образ. Есть в нем многое от самого автора, от его современников и великих предшественников. История, которая приключилась с главным героем на склоне лет, – частично выдумка, частично талантливая литературная стилизация реальных событий. К примеру, Манна вдохновляла история любви престарелого Вольфганга Гете к молоденькой Ульрике фон Леветцов. А прототипа четырнадцатилетнего Тадзио писатель самолично встретил в Венеции. Это 11-летний Владзьо Моэс.  Юноша Тадзио становится властелином мыслей престарелого писателя Ашенбаха. Он восхищается красотой этого совершенного существа, проводя дни в шезлонге у моря. Внешне степенный старец ничем не выдает своего волнения, но в его душе бушует настоящий ураган. Это уже не просто симпатия к хорошенькому ребенку. Это настоящая страсть – вот та нежданная искра, которая озарила закат стареющего писателя. Может, это лучшее, что случилось с ним в жизни, только длится это недолго и кончается внезапно. В один из обычных дней, продолжая наблюдать за юношей, он умирает. В этой небольшой новелле Манну удаётся поднять неимоверное количество серьёзных вопросов. Здесь тема зрелости и старости, физического угасания, тема молодости и красоты.

Купер, Д. Ф. Собрание сочинений : в 9 т. Т. 9 : Браво, или в Венеции : роман / Джеймс Фенимор Купер ; [пер. с англ. Е. Семеновой, Н. Темчиной ; худож. А. Еремин]. - Москва : ТЕРРА-Книжный клуб, 2008. - 413, [2] с. : ил. - ISBN 978-5-275-01710-6. - ISBN 978-5-275-01719-9 (т. 9)

В романе «Браво, или в Венеции» Фенимор Купер показал жизнь в Венеции в семнадцатом веке. «Множество глубоких каналов осталось в неприкосновенности, и город во всехvjhfydty направлениях пересекают бесчисленные протоки, которые называют каналами, ибо они по виду похожи на каналы. По берегам этих протоков возвышаются прямо из воды стены домов, служащие набережными или причалами, так как недостаток места заставляет владельцев возводить свои дома у самого края канала. Острова зачастую представляют собой обыкновенные отмели, которые время от времени обнажаются и которые несут на себе непосильный груз дворцов, церквей, памятников, и кажется иногда, что покоренные человеком песчаные отмели стонут под их тяжестью.»  Фенимор Купер передает атмосферу, которая царит в городе и жизнь населяющих её людей. С одной стороны, получается веселый карнавал, все лица скрыты масками, а с другой стороны маски страх и ужас от неизвестности. Главного героя романа - Якопо Фронтони - в Венеции считают наемным убийцей, на самом деле он вынужден служить сенату, поскольку от этого зависит судьба его отца, посаженного в тюрьму. Отчаявшийся Якопо спасает прекрасную Виолетту, но сам погибает на эшафоте. Тема книги - природа неограниченной власти, описанию принципов и способов действия которой посвящены ряд блестящих авторских отступлений, звучащих так же злободневно, как и без малого полтора столетия тому назад.

Моран, П. Венеции : роман / пер. с фр., коммент. А. Смирновой ; [ред. Н. Кононов ; худож. М. Покшишевская]. - СПб. : Инапресс, 2002. - 220, [3] с. - (Бестселлер). - ISBN 5-87135-135-2

hjlyf«...В венецианских домах, двери которых выходят прямо на воду, а не на тротуар, твоя жизнь оказывается на виду, стоит лишь поставить ногу на порог. «Скользящий город», как сказал о нем Лоуренс.» Венеции - именно так, во множественном числе! Роман вышел в свет за несколько лет до смерти автора. Это прощание с жизнью в Венеции, которую Поль Моран узнал и полюбил в детстве, а потом снова и снова возвращался туда в поисках гармонии и покоя. Роман «Венеции» - это воспоминания о разных Венециях, каждая из которых связана с определенным периодом жизни Морана. Это ещё и галерея портретов: Роден, часто бывший гостем отца писателя, драматурга и художника, друг Морана Марсель Пруст, посвятивший Венеции столько замечательных страниц, любимый им Дягилев, именно в Венеции окончивший свои дни, музыканты «Группы шести», Жан Кокто, искренне восхищавшийся неповторимым «барочным стилем» Морана. Читая книгу, интересно видеть, как меняется страна и впечатления о ней и о ее людях.

Бродский, И. А. Набережная неисцелимых : эссе / [пер. с англ. Г. Дашевского]. - СПб. : Азбука-классика, 2006. - 190, [1] с., [4] л. фот. - ISBN 5-352-01834

Иосиф Бродский очень любил Венецию. Настолько, что захотел быть похороненным в этом городе. «Набережная неисцелимых» - это   автобиографическое эссе, своего рода поэзия вejrtjcnfy прозе, посвящённое Венеции. Книга была написана к ноябрю 1989 года по заказу «Консорциума Новая Венеция», который регулярно заказывал к Рождеству произведение искусства, воспевающее город: картину, скульптуру или эссе. Короткая книга о взаимоотношениях писателя с Венецией. К моменту написания книги Бродский побывал в Венеции 17 раз. Когда Бродский приезжал в город зимой, Венеция нравилась поэту потому, что здесь тихо, холодно и пустынно. Еще ему нравился запах водорослей и красивая венецианка, встречавшая поэта в его первый приезд сюда. Завораживало ощущение бесконечности, которое возникает, если плыть ночью на катере по Большому каналу. Ощущение, что архитектурные красоты города множатся, отражаясь в воде. Легкость, с которой можно заблудиться в узких улочках города. Неподвижные венецианские туманы. Проходя сквозь них, человек оставляет за собой своеобразный тоннель, который существует примерно 30 минут и позволяет найти обратную дорогу в гостиницу. Обо всем этом в книге написано поэтично и убедительно. Эта набережная – не точка на призрачной карте поэтической фантазии, а реально существующая улица в городе, в который был без памяти влюблен Бродский и которому остался верен даже после того, как покинул наш мир.

Уокер, К. Остановка в Венеции : [роман] / Кэтрин Уокер ; [пер. с англ. М. Десятовой]. - Москва : Эксмо ; Санкт-Петербург : Домино, 2011. - 380, [2] с. - (Мона Лиза = Mona Lisa / сост.: Александр Жикаренцев) (Женский клуб). - ISBN 978-5-699-47823-1

htvbycytuОригинальный и интригующий роман, в котором переплетаются тайны прошлого и открытия настоящего, история Венеции в эпоху Возрождения и современная трогательная история любви. Молодая американка Нел Эверетт едет в поезде вместе со своим мужем, известным музыкантом, совершающем концертное турне по Италии. Ее чувства пребывают в смятении. Ей кажется, что ее отношения с мужем подошли к той черте, где уже нет ни надежды, ни сожалений - одна лишь тоска и непонимание. Нел остро ощущает необходимость что-то изменить в своей жизни. Под влиянием внезапного порыва она сходит с поезда в Венеции и снимает номер в отеле. Впервые за восемь лет предоставленная самой себе, Нел отправляется бродить по городу, переполненная восхитительным ощущением свободы. Здесь, в этом городе, похожем на сказку, ей суждено встретиться с людьми, которые перевернут ее жизнь. И она воспользуется этой возможностью. Старинная фреска послужит ключом к новым раскопкам, новым находкам. Мы вместе с женщиной окунаемся в Венецию 16 века и наших дней. И это параллельное путешествие доставляет массу удовольствия и различных находок.

Ремин, Н. Снег в Венеции : роман / [пер. с нем. Е.П. Факторовича]. - Москва : Книжный клуб 36,6, 2007. - 380,[1] с. ; 20. - (Романтический детектив). - ISBN 978-5-98697-065-3

Действие этого детективного романа происходит в Венеции в 1862 году. Знаменитый город предстает перед читателем в облике, далеком от канонического: февраль, плохая погода, море штормит, периодически идет снег. Ко всем прочим неприятностям в каюте парохода, пришедшего в Венецианскую гавань из Триеста, обнаруживается два мертвых тела: молодой девушки и крупного государственного чиновника из Вены.

Вести расследование поручают комиссару Трону - обедневшему венецианскому аристократу, вынужденному служить в полиции ради пополнения семейного бюджета. Очень скоро выясняется, что комиссару досталось совсем нерядовое преступление. Тем более, что к нему начинают проявлять интерес весьма влиятельные люди: руководство австрийской военной полиции, венецианская аристократка - княгиня Монтельчино и даже сама австрийская императрица Елизавета, решившая провести зиму в своем венецианском дворце.

Автору вполне удалось передать немного мрачноватое, предгрозовое настроение, окутавшее Венецию в те февральские дни 1862 года. Перед нами предстает город прекрасный, ноctlaeyzp оставивший пору величия позади, и ожидающий перемен. Симпатичный главный герой, венецианские интриги, яркие персонажи и напряженный детективный сюжет – всё это есть в романе. Несмотря на отдаленность описываемых событий, строится сюжет вполне современно: атмосфера тайны.

Бине, Л. Седьмая функция языка : роман : [18+] / Лоран Бине ; перевод с французского Анастасии Захаревич ; [Независимый альянс]. - [Изд. 2-е, испр.]. - Санкт-Петербург : Изд-во Ивана Лимбаха, 2019. - 531, [2] с. ; 21. - (Programme A. Pouchkine). - ISBN 978-5-89059-367-2

«Венеция, перекресток вселенной! Венеция, слияние Моря и Земли, земля на море, прямые линии и изгибы, рай и ад, лев и крокодил, святой Марк и Казанова, солнце и туман, движение и вечность!» Действие романа Лорана Бине «Седьмая функция языка» тоже происходит в Венеции. 1980 год. Париж. Философ и литературовед Ролан Барт умирает в больничной палате - его сбила машина: трагическая случайность или убийство? В романе описывается альтернативная история смерти Ролана Барта, в которой замешана вся интеллектуальная и политическая элита Франции, Америки и Италии 1980-х годов. Возможная цель убийц - рукопись гуру лингвистики Романа Якобсона о седьмой, магической, функции языка. Обладатель секрета получит возможность воздействовать на сознание человека, а значит - стать властелином мира: быть избранным, провоцировать революции, соблазнять.

dscdjlheРасследование ведёт Жак Байяр, комиссар управления безопасности, с презрением относящийся к любым философским изысканиям, и его напарник Симон Херцог, лектор из Парижа. Стеснительный молодой человек является волшебным помощником — проводником комиссара в мир лингвистики и семиотики. В ходе расследования главные герои погружаются в мир парижской богемы и политических интриг. «Седьмая функция языка» возвещает нам о том, что в мире слово по-прежнему является силой. Этот интеллектуальный роман понравится любителям «необычных» детективов, где ищут не убийцу, а мотив, где погружение в среду важнее итогового ответа.

Рубина, Д. И. Чужие подъезды : повести, рассказы / Дина Рубина. - Москва : Эксмо, 2008. - 414 с. - ISBN 978-5-699-27359-1– Из содерж. : Высокая вода Венецианцев.

«Высокая вода венецианцев» - одна из лучших повестей Дины Рубиной. Молодая женщина узнает о том, что смертельно больна, и втайне от всех близких уезжает в Венецию - город, который так часто становится декорацией для красивого ухода из жизни.

В этой небольшой повести великолепно рассказывается о самой Венеции, город становится отдельным персонажем. «Вид божественной красоты открывался отсюда. Далеко в море уходил фарватер, меченный скрещенными сваями, вбитыми в дно лагуны. Островки и острова, сама светлейшая Венеция – все лежало как на ладони: великолепие сверкающей синевы, голубизны, бирюзы и лазури, крапчатые коврики черепичных крыш, остро заточенные карандашики колоколен, темная клубистая зелень садов на красноватом фоне окрестных домов…».

Венеция – город гондольеров. «За работающими гондольерами забавно наблюдать с мостиков. Они вращают весло в воде замысловатыми круговыми движениями и, еслиblbifjt близко притираются к стенам домов, отталкиваются от них ногой. Обычно они в униформе: соломенная шляпа с красной или черной лентой, тельняшка и черные брюки. Стоят на корме, на коврике, и эквилибрируют как канатоходцы. Проплывая под мостиками, наклоняются.» Так переданы образы гондольеров главной героиней повести, которая все бросив, как будто начинает жить заново, бросается навстречу этому городу и любви, которую уже считала несуществующей и грешной. Высокие воды Венеции, высокие чувства и приземленные, роман этот удивителен и не может не заставить думать. И ощущение, что сам побывал в этом городе на воде остается.

Бидиша. Боже, храни Италию! : наблюдая за венецианцами / Бидиша ; [пер. с англ. Е. Я. Мигуновой]. - Москва : РИПОЛ классик, 2011. - 445, [2] с. : ил. ; 21 см. - (Боже, спаси...). - ISBN 978-5-386-02643-1

Книга представляет собой дневник английской путешественницы. Молодая писательница, уроженка Лондона с индийскими корнями по имени Бидиша, приезжает в Венецию. В течение четырех месяцев главная героиня проживает в городе и записывает все свои впечатления от города – прогулки, улочки, храмы, кафе, люди… Это своего рода путеводитель по городу, словно постоянно захлебывающемуся набегающей волной, городу, превращенному в миф.

Бидиша знакомит нас с Венецией реальной. Вместе с ней по широким каналам и узеньким змеящимся улочкам, по заполненным многоликой толпой площадям и таинственным залам старинных палаццо, по ступеням древних лестниц и пролетам мостов вы отправитесь на поиск тайн, секретов и загадок города Любви. Остроумно и изящно описывает Бидиша свое знакомство со сливками венецианского общества на светских вечеринках, делится удовольствием от поедания крошечных местных пирожных в маленьких венецианских кофейнях, берет вас с собой на ежедневные утренние пробежки. Венеция, как и Париж, город-мечта для романтиков. Замечательное место для творческих натур – источник вдохновения.

«Сотни лет назад, проплывая по этому пути, путешественники видели то же и испытывали, должно быть, примерно те же чувства. Венеция не меняется, именно в этом и ее тяжкий грех, и ее величайшая притягательность.» Этими словами заканчивается книга. С таким утверждением трудно не согласиться.

Все представленные в обзоре книги можно найти в фонде Псковской областной научной библиотеки.

Ольга Крупская, 

главный библиотекарь отдела абонемента

 

Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель, редакция При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна.
Контакты Адрес
Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Государственный Интернет-Сайт правовой информации Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Россия начинается здесь! Псковская область Российское военно-историческое общество Псковский областной центр народного творчества Год памяти и славы 2020