Руководитель художественной студии на Профсоюзной Александр Елисеев уверен, что в таком тонком деле, как изобразительное искусство, наличие таланта – желательно, но совсем не обязательно

.Тяга к творчеству, помноженная на трудолюбие, сильнее природной предрасположенности. А присутствие рядом опытного наставника, который и мягко поправит, и направит созидательную Рандеву на Профсоюзнойэнергию в нужное русло, добавит уверенности в собственных силах. Приходите сегодня в 18.30 на Профсоюзную, 2 - и убедитесь в этом сами.

Федеральный проект «Творческие люди» национального проекта «Культура» как раз «заточен» под таких профессионалов, как Александр Елисеев: помогает им развиваться, соврешенствоваться и ни на минуту не сомневаться в своем предназначении.  Елисеев знает, как сделать библиотеку центром притяжения псковичей - читающих, рисующих, пишущих. Всех, кто не ограничивает себя рамками обыденности и среднестатистического бытия. Кто хочет чего-то большего. Он уверен: красота - та самая, что трепетной бабочкой притаилась на кончике кисти - сила вовсе не страшная. Она наполняет жизнь свежестью, яркими красками, новыми силами, а подчас и особенным смыслом. Старый советский лозунг «Культуру - в массы» Елисеев переформатировал под новые реалии. Получилось «Каждый может сделать свою жизнь ярче». Каждый - ключевое слово.    

Хотите попробовать? Тогда знакомьтесь со своими будущим преподавателем Александром Елисеевым. Человеком, чью жизнь перевернул журнал «Огонёк», красная картонная папка с тесемкой и портрет дорогого Владимира Ильича. Ну и, конечно, большое, подчас фанатичное желание заниматься любимым делом.

Между глаголами «рисовать» и «писать» он выбирает третье – «творить». И художник действительно творит. Его Вселенная изящна, уютна и чувственна. В нее хочется нырнуть поглубже и задержаться подольше. Елисеев – ловец ощущений и мастер нюансов. Общая тональность его картин - «здесь и сейчас», а цветовая палитра определяется исключительно настроением.

Кажется, он совсем не напрягается, когда пишет. Легкая джазовая музыка добавляет минутам творчества остроты и пряности. Напротив, вынужденная пауза в создании картин заканчивается сильнейшим психологическим дискомфортом и эйфорией - когда можно, наконец, встать к мольберту. Каждый его мазок вызывает массу ассоциаций не только у зрителей, но и у самого автора. Но простота – это великая иллюзия творчества. Большим художникам она дается приблизительно также, как балеринам – легкость танца…

В какой момент количество затраченных на создание картины усилий перейдет в качество? Что влияет на формирование будущего художника? Почему его путь не может быть гладким, а тернии – это знак движения в правильном направлении? Стоит ли ждать вдохновенья, чтобы начать работать? Об этом и многом другом беседуем с Александром Елисеевым.

- Вы приглашаете в свою студию учеников независимо от их возраста и начального уровня подготовки. С талантливыми людьми все понятно – им здесь самое место. Но если очень хочется рисовать, а, по аналогии с пением, «медведь на руку наступил», есть ли смысл начинать?Рандеву на Профсоюзной

- Конечно есть! Яркий тому пример – художники наивного искусства, прежде всего Анри Руссо и Нико Пиросмани. Наверняка про их работы, не отличавшиеся особой филигранностью исполнения, тоже говорили всякое. Но они доказали, что, имея сильную тягу к творчеству, можно всего добиться. Конечно, неплохо было бы иметь способности, но без упорства, трудолюбия, умения формулировать и ставить задачи, «работать» на результат они не будут. В любой картине прежде всего «читается» личность художника, и чем она более цельная и яркая, тем более сильное воздействие окажет она на зрителя.

- А возраст? Вдруг желание нарисовать что-то стоящее возникает, когда учишь держать карандаш внука или даже правнука!

- Значит ни в чем себе не отказывайте. Потому что творчеству, как настоящей любви, все возрасты покорны. Помню, когда я преподавал в Москве, ко мне на занятия пришла очаровательная женщина «слегка за 80». Она работала оперной певицей в театре Натальи Сац, добилась успеха, объездила полмира. И вот уже на пенсии у нее открылись способности к рисованию и, главное, появилось желание рисовать. Надо отдать должное детям – они настояли на том, чтобы мама стала заниматься в студии. Ее результаты были впечатляющими. Я был поражен, насколько многогранным может быть человек, и как много зависит от его умения наслаждаться жизнью каждой своей клеточкой.

Надеюсь, этот пример вдохновит прийти сюда всех, кто до сих пор сомневается.

- Чем хорош формат студии для обучения рисованию?

- Помимо индивидуального подхода занятия в студии дают возможность окунуться в творческую среду, которая в одинаковой мере важна и для начинающих, и для уже маститых художников. Потому Рандеву на Профсоюзнойчто хуже всего для творческого человека вариться в собственном соку. Оно приводит к неизбежным кризисам и, возможно, даже прекращению карьеры, тогда как общение в среде единомышленников расширяет профессиональные горизонты, формирует собственное мироощущение. Не случайно все великие импрессионисты занимались в студиях.

- Прежде, чем стать художником, а потом и наставником, вы прошли непростой творческий путь. Кто Вас поддерживал?

- Прежде всего, мой любимый учитель Николай Добрицин. Познакомил нас его величество случай. Просто увидел объявление о том, что он набирает учеников в студию на Горбушке (Дом культуры имени Горбунова) и пришел. Мы там с удовольствием общались и учились – не только у Николая Ивановича, но и друг у друга. Происходил постоянный человеческий и профессиональный энергообмен. Одним словом, студия изобразительного искусства стала настоящей творческой семьей.

Николая Ивановича я запомнил человеком большой души, тонко и ненавязчиво помогавшим ученикам – в том числе и мне – выбрать свое творческое направление. Для него было важно, чтобы художник имел свою манеру, именно это он пытался это культивировать. До сих пор вспоминаю его слова «Школа ломает творца» и убеждаюсь в их правоте. Николай Добрицын был преподавателем, растившим индивидуальность. Именно это буду стараться делать и я.

- Как родители отнеслись к вашему желанию выбрать творческую профессию? Многие отговаривают…

- Мои очень меня любили и во всем поддерживали. Отец - Анатолий Ильич - был творческим человеком. Думаю, именно от него я унаследовал отношение к жизни. Он не рисовал, но делал великолепную мебель. Я часто приходил в гараж, где были станки и его инструменты. Наблюдая за тем, как работает мой отец, я понял, что никогда не буду заниматься простецкими делами, а захочу сделать что-то великое, следуя творческому началу.Рандеву на Профсоюзной

Мамочка…Ее звали Зоя Николаевна. Она была женщиной, которая просто умела любить. Ради нас, детей, она была готова пожертвовать собой. Я всегда это знал и ценил. Ее безусловная любовь и безграничная вера в меня возвращала силы в трудные времена.

- Когда вы увлеклись рисованием?

- Началось все в глубоком детстве. Папа выписывал много периодики (в советское время это было не дорого), в том числе и журнал «Огонёк», внутри которого была вкладка с репродукциями картин великих художников. Помню свое первое ощущение от увиденного. Это был космос. Он меня захватывал и притягивал с невероятной силой. Я попросил у папы разрешение забирать репродукции себе. Он не просто разрешил, но и подарил папку, в которую я складывал свои нехитрые сокровища – рассматривать их стало моим любимым занятием.

- Могу предположить, что в башкирском селе, где Вы выросли, не было ни художественных школ, ни студий. Кто вас учил рисовать?

- Делал это самостоятельно, по дефицитным учебникам, которые доставали родители. Для начала этого было достаточно. На первом этапе много срисовывал. Тренировался на плакатах и портретах, даже на картину Владимира Ильича Ленина замахнулся и понял, что получилось. Когда исполнилось 15 лет, поставил цель поступить в профильный вуз стал усиленно готовиться. Я этого очень хотел, до фанатизма. Потому и мог пожертвовать прогулками с друзьями ради нескольких часов работы за мольбертом. После школы я успешно поступил на «худграф» Рандеву на ПрофсоюзнойМагнитогорского педагогического института. Скажу честно, педагогика меня не привлекла, но этот факультет был единственным местом, где можно было рисовать…

- В жизни каждого творческого человека рано или поздно происходит «Запятая, и Но». Некий переломный момент, заставляющий выйти из зоны собственного комфорта. У вас такое было?

- К счастью, у меня это сложилось рано, а не поздно. Сдав экзамены в пединститут, я вдруг понял, что если буду там учиться, то опоздаю на целую жизнь. Забрал документы, уехал в Москву и стал учиться в разных художественных студиях. И в этом решении родители меня поддержали.

- Вы художник уже зрелый, сформировавшийся. Что можете пожелать своим начинающим коллегам?

- Не просто заниматься изобразительным искусством, а ЖИТЬ им. Растить в себе эстета, как губка впитывая все, что происходит в сфере ваших интересов. Ходить на выставки, сравнивать их, изучать творческий почерк разных мастеров. И, конечно, посещать картинные галереи. Могу поделиться своим опытом. Я часто посещаю Пушкинский музей. Прихожу туда в будни, когда никого нет. Люблю постоять перед шедеврами, впитать их особую энергетику, кое-что для себя прояснить. И попытаться хотя бы постичь ту истину, которую знали великие мастера.

Чтение – обязательно. Это развивает кругозор и чувство вкуса, дает определенную свободу в творчестве. Речь идет не только о биографиях великих художников и книг по искусствоведению, но и всей литературе в целом. Изобразительное искусство и слово гораздо ближе друг к другу, чем кажется, хоть  у них и разные источники художественного воздействия.

Ну и, конечно, у художника должен быть внутренний стержень. Нужно уметь действовать вопреки неблагоприятным обстоятельствам. Наивно полагать, что под ногами всегда будет красная дорожка, а вокруг – восторженные отзывы поклонников. Скажу больше, шипов на вашем пути встретится значительно больше, чем роз. И только нацеленность на результат, упорство и осознание своей миссии помогут пройти через тернии к звездам. Желаю всем удачи на этом пути!

Пресс-служба библиотеки

(72-20-02)

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель, редакция При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество