Борис Сергеевич Трояновский : к 125-летию со дня рождения : обзор литературы / ГУК ПОУНБ, отдел искусств; сост. Н.Г. Смелягина. - электрон. версия. - Псков, 2008. - 14 с. - 1 электрон. опт. диск.
Обзор литературы «Борис Сергеевич Трояновский : к 125-летию со дня рождения» посвящен жизни и творчеству выдающегося исполнителя и музыкального деятеля первой половины 20 века.
От соприкосновения с народной музыкой остается удивительное свойство чистоты, душевного покоя, светлой пронзительной радости. Слушая игру на балалайке и домре, гуслях и рожке, мы не задумываемся о судьбе русских народных инструментов, а ведь она была очень нелегкой. Царь Алексей Михайлович в 1648 году издал специальный указ, в котором повелел «бить битогами скоморохов», странствующих народных артистов: певцов, музыкантов, танцоров, акробатов, которые сопровождали свои выступления игрой на дудке, гуслях, волынке. Есть свидетельства о разгроме музыкальных мастерских и лавок, об отбирании у населения музыкальных инструментов и сжигании их.
Скоморохов извели, основной инструментов артистов - домру так рьяно уничтожали, что она совсем исчезла. Однако народ все же сохранил свои инструменты. В деревнях были рапространены гусли, рожки, свирели, бубны, использовались обыкновенные деревянные ложки как ударные инструменты.
Вместо домры появилась балалайка - повсюду играли на самоделках. Вот и возникла неказистая балалайка с трехугольным кузовом, слабозвучная, но по тембру схожая с домрой. Новую жизнь балалайке дал Борис Сергеевич Трояновский. «Балалаечный Паганини» - так писали о нем в газетах и журналах Европы и Америки. Искусство игры на балалайке псковский виртуоз поднял на недосягаемую высоту. В его руках скромный народный инструмент предстал во всей своей самобытной красоте, раскрыл свои неисчерпаемые возможности, явил перед слушателями настоящие откровения совершенно неизвестных тембров и звучаний. Он первый выступил на концертной эстраде с балалайкой как сольным инструментом, создал для нее школу игры, технику и литературу. Выбранные им приемы позволили исполнять на балалайке фортепианную и скрипичную музыку.
Основоположник современной школы виртуозного исполнительства на балалайке родился 3 (15) апреля 1883 года в селе Ругодово Новоржевского уезда Псковской губернии.
Концертный дебют Бориса состоялся в Старой Руссе, когда будущему артисту было 11 лет, а с 1903 года начал заниматься артистической деятельностью как профессиональный музыкант. Вскоре он переехал в Петербург, где стал кумиром публики. Затем - гастроли по городам Англии, Франции, Америки, большая поездка по России. В 20- годы Трояновский совместно с братьями Алексеевыми активно занимался организацией первого профессионального оркестра русских народных инструментов. В годы войны артист выезжал в составе концертных бригад в воинские части, пережил блокаду Ленинграда.
На родине исполнителя хранят память о нем - в области регулярно проходят фестивали музыка памяти Б.С. Трояновского, собирающие большое число участников. В Новоржеве открыт барельеф в честь виртуоза-балалаечника.
Отбор материалов завершен в марте 2008 года, содержит книги, статьи, нотные издания, дискографию.
Издание предназначено для широкого круга читателей и для всех интересующихся музыкальным искусством.
По вопросам приобретения электронной версии данного издания просьба обращаться в отдел искусств Псковской областной универсальной научной библиотеки (тел.: (8112) 72-84-06). Стоимость 1 диска с записью - 50 руб.