Отдел литературы по культуре и искусству приглашает читателей, работающих с детьми, ознакомиться с подготовленным аннотированным указателем, посвященным одной из наиболее известных систем музыкального воспитания детей во всем мире - «Шульверк».

ШульверкШкола Карла Орфа получила название Шульверк (от нем. «школа» и «работа», «творение», а методика — «Музыка для детей»). Основная идея заключается в том, что все дети, вне зависимости от таланта или предрасположенности к музыке, должны к ней приобщаться, раскрывать свой природный музыкальный потенциал.

Традиционное обучение игре на конкретном инструменте, по его мнению, сильно ограничивает ребенка, его страсть к импровизации. Детей, в противовес классическому подходу, нужно учить играть не на сложных инструментах, на освоение которых уйдут годы, а на простых.

Дети музыкальное дошкольное образование по Карлу Орфу воспринимают легко, потому что музыка через простые инструменты, незатейливые мелодии становится доступной. Дошкольное образование можно начинать уже с трех лет.

«Шульверк» создавался в середине ХХ века и вобрал в себя многие тенденции развития музыкальной культуры своего времени: стремление освободиться от самодовлеющего значения классической гармонии, поиск нового в хорошо забытом старом: фольклоре и музыке доклассического периода; интерес к тембровому колориту; приоритет ритмического начала; поиск утраченной культуры свободного импровизационного музицирования.

В каждой стране «Шульверк» обязательно должен быть существенно обогащен своим словесным  и музыкальным народным достоянием, в частности детским фольклором.  И смысл не в том, чтобы присочинить к моделям «Шульверка» что-то новое, а в том, чтобы найти это новое  в своем народном богатстве и вдохнуть в него современную жизнь.

Идея «делания» и творчества.

«Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать» (Песталоцци), «мы познаем лишь постольку, поскольку сами делаем» (Новалис) – к этим двум оттенкам одной и той же мысли орфовцы часто возвращаются в своих высказываниях.

Орф отмечал, что «В индустриальном мире человек инстинктивно хочет творить, и этому надо помочь. «Шульверк» направлен на то, чтобы пробуждать к созиданию в области музыки. Но привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребенка.»

Собственное детское творчество - пусть самое простое, собственная детская мысль - пусть самая наивная, – вот что создает атмосферу радости, формирует личность, воспитывает человечность, стимулирует развитие созидательных способностей. Такова одна из общих идей, лежащая в основе «Шульверка».

Научить маленького ребенка чему-то можно лишь тогда, когда у него удается вызвать интерес и желание сделать то, что требует от него воспитатель. «Воспитание, понимаемое в самом широком смысле этого слова, должно в сущности быть основным стержнем, вокруг которого строится все развитие личности ребенка», - писал Л. С. Выготский.


В гостях у дедушки Корнея [Ноты] : театрализованные представления по мотивам произведений К. Чуковского : для детей дошкольного и младшего школьного возраста / авт.-сост. М. Погребинская. - Москва : Музыка, cop. 2019. -

В гостях у сказки [Ноты] : музыкально-литературные композиции по мотивам русских народных сказок : для детей младшего возраста. - Москва : Музыка, cop. 2003. - 42, [1] с.

Гогоберидзе, Александра Гививна. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии : учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 050700 «Педагогика» / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. - 428,[2] c. : ил. - (Серия "Высшее образование"). - Библиогр.: с. 338-339 (24 назв.). 

Каплунова, И. Ах, карнавал! [Ноты] : праздники в детском саду : пособие для руководителей детских дошкольных учреждений / И. Каплунова. - Санкт-Петербург : Композитор, 2006. - 46 с. - (Ладушки). 

Каплунова, Ирина Михайловна. Игры, аттракционы, сюрпризы [Ноты] : пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений / Ирина Михайловна Каплунова, Ирина Новосокольцева. - Санкт-Петербург : Композитор. Санкт-Петербург, 1999. - 57 с. - (Ладушки). 

Коренева, Т.Ф. Музыкально-ритмические движения [Ноты] : для детей дошкольного и младшего школьного возраста : в 2-х чч. Ч. 1 / Т. Ф. Коренева. - Москва : Владос, 2001. - 111 с. - (Библиотека музыкального руководителя и педагога музыки).

Леонтьева, Оксана Тимофеевна. Карл Орф / Оксана Тимофеевна Леонтьева. - Москва : Музыка, 1964. - 160 с., 5 л. ил. : нот. ил. 

Львова, Наталья Павловна. Калейдоскоп : пособие педагогам по внеклассной работе, музыкальным работникам детских садов и родителям для гармонического развития детей / Наталья Павловна Львова. - Санкт-Петербург : Гуманистика, 2003. - 516 с., [6] л. цв. ил. : ил., нот. ; 30. - Библиогр.: с. 512.

Погребинская, М. Музыкальные скороговорки [Ноты] / М. Погребинская. – Санкт-Петербург : Композитор, 2007. - 80 с. 

Ремизовская, Елена Романовна. Танцуйте, крошки! [Ноты] : сборник песен и танцев для дошкольников / Елена Романовна Ремизовская. - 2-е изд. - Ростов-на-Дону : Феникс ; Минск : Четыре четверти, 2014. - 125 с. - (Любимые мелодии). - Библиогр.: с. 122. 

Свистунова, Екатерина Владимировна. Играем и развиваемся : комплексная психотерапия искусством детей дошкольного возраста / Екатерина Владимировна Свистунова, С. В. Шумилова, Е. В. Нестерова. - Москва : Форум, 2014. - 493 с. - Библиогр.: с. 473-489 (252 назв.). 

Интересный материал можно найти в журналах :«Музыкальная палитра», «Музыкальная психология и психотерапия», «Читаем, учимся, играем»

Всех, кого заинтересовали наши издания ждем в отделе литературы по культуре и искусству.

Наталья Грищенко, заведующая отделом литературы по культуре и искусству

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель, редакция При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество