«Было ощущение какой-то тихой силы и незаурядности, которая исходила от его молчаливого, приветливого облика, такого здорового и такого внешне прекрасного. А. А. был очень красив в ту пору, я бы сказал: лучезарен, но не озарён. Его строки "Я озарён, я жду твоих шагов…" не соответствовали его лику: в нём не было ничего озарённого, "мистического", внешне "таинственного", "романтического"… О, до чего не соответствовал он сентиментальному представлению о рыцаре Прекрасной Дамы, рыцаре в стиле цветных витражей, ­ вот, что всего менее подходило к нему, никакого средневековья, никакого Данте, ­ больше Фауста», – пишет поэт Андрей Белый о первом знакомстве с Александром Блоком в сборнике «А. А. Блок в воспоминаниях современников и его письмах», представленном на портале Президентской библиотеки.

Александр Блок

28 ноября 2020 года исполняется 140 лет со дня рождения Александра Александровича Блока (1880–1921) – классика русской литературы XX столетия, одного из крупнейших представителей русского символизма, поэта, писателя, публициста, драматурга, переводчика и литературного критика. На портале Президентской библиотеки представлена коллекция «А. А. Блок (1880–1921)», приуроченная к 140-летию поэта, в которую вошли цифровые копии книг, периодических изданий, архивных документов, изобразительных средств и видеоматериалов. В коллекции, например, размещены электронные копии редких прижизненных изданий писателя, воспоминаний современников, фотографии Александра  Блока и людей его круга.

Александр БлокВ предисловии к книге «А. А. Блок в воспоминаниях современников и его письмах» критик, литературовед, историк литературы Николай Ашукин сообщает биографические сведения о поэте: «Дед – ректор Петербургского университета "в его лучшие классические годы". Отец Александр Львович – профессор Варшавского университета по кафедре государственного права. Он вскоре разошёлся с женой, и ребёнок воспитывался в семье матери. Детские годы Блока проходили – зимами – в Петербурге, в большой квартире "с массой людей, няней, игрушками и ёлками", а летом – в "благоуханной глуши маленькой усадьбы Шахматово"».

В автобиографии, процитированной в издании «А. А. Блок в воспоминаниях современников и его письмах», поэт пишет, что вся обстановка в семье матери способствовала развитию его любви к слову: «С раннего детства я помню наплывающие на меня лирические волны, тогда ещё еле связанные с чьим-либо именем. Запомнилось разве имя Полонского и первое впечатление от его строф: "Снится мне: я свеж и молод, / Я влюблён. Мечты кипят./ От  зари роскошный холод / Проникает в сад"».

 «Сочинять я стал чуть ли не с пяти лет», – писал Блок. Не удивительно, что к моменту выхода первого сборника поэта «Стихи о Прекрасной Даме» (1904) накопилось около 800 стихотворений – молодой автор издавал их циклами. Значительная часть поэтических произведений посвящена Любови Менделеевой, дочери знаменитого учёного-химика, ставшей в 1903 году женой Александра Александровича.

«Вместе с Любовью Дмитриевной они составляли прекрасную пару и очень подходили друг к другу: оба весёлые, нарядные, изящные, – пишет в главе своих воспоминаний в вышеназванном сборнике поэт Андрей Белый. – Упругость и твёрдая сдержанность всех движений Блока несколько контрастировали с застенчиво улыбающимся лицом и большими, прекрасными голубыми глазами. Это был петербуржец, реалист-скептик, где-то грустно вздохнувший, но на этот вздох натянувший свою улыбку, чтобы <…> скрыть точку своей тоски…».

Сформировавшийся как поэт в атмосфере раннего символизма под сильным влиянием философии Владимира Соловьёва, Блок, однако, умел слышать реальную жизнь. К выходу первой книги «райская чистота первых видений Блока уже столкнулась с миром фабричных перекрёстков под первыми проблесками уже шедшей революции». После 1905 года Блок почувствовал, что «круг лирики для него тесен». В нём уже вызревали глубоко патриотичные произведения: «Родина», «Скифы», «На поле Куликовом»… «Большая сила, не вмещавшаяся в лирику, рвалась наружу. Оставался только эпос», – читаем в издании «А. А. Блок в воспоминаниях современников и его письмах».

В 1918 в печати появляется поэма «Двенадцать». «Давно не писал он ничего подобного поэме своей "Двенадцать", – отмечает  литературовед, социолог, писатель Иванов-Разумник в эссе «Александр Блок. Андрей Белый». – Лицом к революции, лицом к России стоит здесь поэт – и принимает, и понимает, и любит, и скорбит, и видит мировое значение свершающегося. <…> Чёрный вечер – кровь, грязь, преступление; белый снег – новая правда».

Чёрный вечер.

Белый снег.

Вся поэма – в этом».

Многие были тогда шокированы поэмой Блока, звучащей в революционном ритме. Произведение поэта вызывало самые противоречивые мнения.

«Помню, как-то в июне, два года назад, Гумилёв в присутствии Блока читал в Зубовском институте лекцию о его поэзии и, между прочим, сказал, что конец поэмы «Двенадцать» кажется ему искусственно приклеенным, что внезапное появление Христа есть чисто литературный эффект, ­ пишет в своих воспоминаниях в сборнике «А. А. Блок в воспоминаниях современников и его письмах» Корней Чуковский. – Блок слушал, как всегда, не меняя лица, по окончании лекции сказал задумчиво и осторожно, словно к чему-то прислушиваясь:

- ­ Мне тоже не нравится конец «Двенадцати». Я хотел бы, чтобы этот конец был иной... Но чем ближе я вглядывался, тем явственнее я видел Христа.

Блок

Гумилёв смотрел на него со своей обычной надменностью: сам он был хозяином и даже командиром своих вдохновений и не любил, когда поэты ощущали себя безвольными жертвами собственной лирики. Но мне признание Блока казалось бесценным: поэт до такой степени был не властен в своём даровании, что сам удивлялся тому, что у него написалось, но чувствовал, что написанное им есть высшая правда, не зависящая от желаний, и уважал эту правду больше, чем свои личные вкусы и верования».

Порой «…в минуты духовного уныния казалось ему, что Россия – только "сонное марево". Но это бывало у поэта лишь минутным настроением». И в цикле стихов «На поле Куликовом» мы слышим иные размышления о значимости России. «Ещё раз и вплотную становится перед поэтическим сознанием вопрос о России и Европе»,– читаем в эссе Иванова-Разумника «Александр Блок. Андрей Белый». Не менее мощно тема противопоставления Запада и Востока прозвучала в «Скифах». Будучи сконцентрированным на проблемах России, поэт продолжал верить в её исключительную роль в истории человечества. Сравнивая своё Отечество с европейскими странами, Блок поражался преобладанию в них материального и прагматичного над духовным началом. И предрекал возможные столкновения двух столь разных систем в новых войнах и противостояниях. Оттого и выдохнул с горечью: «О, Русь моя! Жена моя! До боли / Нам ясен долгий путь!»

«То, к чему мировая история придёт в грядущем, мировая поэзия даёт нам в настоящем», – замечает автор издания «Александр Блок. Андрей Белый». И добавляет: «Двенадцать» и «Скифы» – <…> в области русской поэзии давно не было ничего, что могло бы по силе и глубине сравняться с этими произведениями».

Встретив с оптимизмом Октябрьскую революцию, Блок поначалу возлагал большие надежды на большевиков и даже пытался быть им полезным. Однако на практике принять новую власть оказалось выше сил поэта, физических и моральных. Очень скоро он осознал, что восторженное принятие революции 1917 года было не чем иным, как самообманом…

С 1919 года Александр Александрович занимал должность председателя режиссёрского управления Большого драматического театра, став, по сути, его художественным руководителем, приверженцем классики на сцене. И всё-таки укрыться в театре от бурь и потрясений времени не удалось. «Нет исхода из вьюг – и погибнуть мне весело», усмехался когда-то поэт...

Александр Блок скончался 7 августа 1921 года в своей последней петроградской квартире, на набережной реки Пряжки, по официальной версии от болезни сердца.

По материалам Президентской библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель, редакция При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество