Отдел литературы по культуре и искусству представляет новую рубрику. В ней специалисты отдела будут делиться своими мыслями о разных видах искусства, произведениях и их создателях.

iskustvoo76Не искусствоведческие, основанные на опыте личного восприятия, эти статьи будут также предлагать к ознакомлению литературу по теме из фонда библиотеки. Название рубрики «Поиск красоты» предполагает, что это действие будет продолжающимся и направленным. Показать множественные отражения прошлой и настоящей жизни в искусстве – главная цель данной рубрики. Не бывает бессмысленных картин, музыки, фильмов или скульптур. Всюду фундаментом закладывается мысль или чувство автора. А увидим мы перед собой чистый холст, нагромождение красок или шедевр – зависит только от нашего интереса.

Авторы рубрики надеются, что ключевым для читателей станет слово «поиск», и не только красоты, а «своего». Того искусства, которое отзывается в душе.

Еще не рассвело во мгле экрана.
Как чистый холст, он ждет поры своей.
Пустой экран увидеть так же странно,
как услыхать безмолвную свирель.

Но в честь того, что есть луга с росою,
экран зажжется, расцветут холсты.
Вся наша жизнь — свиданье с красотою
и бесконечный поиск красоты.

                                                                                           Белла Ахмадулина

 

Выпуск 1. «Религия и любовь в живописи Стэнли Спенсера»

Если попросить неискушенного зрителя назвать самые громкие имена из мировой живописи 1-й половины XX века, в списке однозначно будут присутствовать Пикассо, Матисс, Дали, Кандинский, Малевич. Один словом, модернисты. Ухватившись за академический холст, они тянули его во всевозможных направлениях: в формообразующий кубизм, яркий фовизм, подсознательный сюрреализм, плоскостно-геометрический супрематизм.

Нетрудно заметить, что революционные мысли по части живописи рождались на территории континентальной Европы – Франции, России, еще, быть может, Германии. Про Англию, где в предыдущий период набрала силу пейзажная живопись во главе с Констеблем и Тёрнером, а затем реформировать искусство стали отчаянные романтики прерафаэлиты, в XX веке, кажется, и сказать нечего. Поразмыслив, воскресишь в памяти две фигуры: Фрэнсиса Бэкона и Люсьена Фрейда. Оба от души шокировали зрителя искорёженными человеческими фигурами на своих полотнах.

Британия преобладающую часть своей истории занималась войнами, революциями и колонизаторством. Разве до живописи было? Хватало времени и сил только на замки и соборы, чтобы помолиться и скрыться. А написать портрет мог приглашённый из Германии Ганс Гольбейн Младший, или фламандец Антонис Ван Дейк. Вот и получалось, что в живописном отношении Англия сама была колонией то одной, то другой страны. И только в XVIII столетии сама начала взращивать таланты, советуясь с учителями: французскими классицистами, итальянскими возрожденцами, и снова французскими – импрессионистами.  Лишь изредка появлялись алмазы «в серебряной оправе океана», подобные Уильяму Блейку или Уильяму Тёрнеру. Ничего аналогичного на момент их жизни искусство не знало. И говоря об этих художниках, представляешь Британию каким-то островом Пасхи, где грандиозное возникло неведомым образом. 

В начале XX века окончательно угасло движение прерафаэлитов, которое сейчас мы считаем одним из важнейших периодов английской культуры. Гимн национальному средневековью был спет, педагогическая роль живописи определена, и перед художниками встал вопрос, в каком направлении двигаться дальше. Франция с ее модернистскими течениями снова задавала тон всему миру, и Англия опять стала зависимой.

Но среди всех английских художников первой половины XX века особняком стоит Стэнли Спенсер – живописец, который сумел остаться индивидуальностью.

spenser

автопортрет 1914 г

Чтобы понять картины Спенсера, советуем обратить внимание на издание из фонда отдела литературы по культуре и искусству - книгу искусствоведа Марии Токаревой «Стэнли Спенсер. Модернизм по-английски: быть или не быть» (изд-во «БуксМАрт», 2016 г).

spenser21 

Религия и любовь были главными темами искусства Спенсера..Они переплетались и соединялись, подводя к главной мысли: все человеческие желания, проявления характера, все события, наполняющие жизнь, -  есть божественная воля.>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель, редакция При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество