10 декабря 2021 года исполняется 200 лет со дня рождения поэта, издателя, публициста Николая Алексеевича Некрасова. Региональный центр чтения поддерживает библиотечную акцию «Единый день писателя/поэта – юбиляра» и говорит о судьбе одного из самых спорных и противоречивых фигур в русской литературе.
«Не принижая ни на минуту ни великих алтарей Пушкина и Лермонтова, ни более скромных, но прекрасных памятников Алексея Толстого, Тютчева, Фета и других, мы все же говорим: нет в русской литературе, во всей литературе нашей такого человека, перед которым мы с любовью и благоговением склонились бы ниже, чем перед памятью Некрасова»
А. В. Луначарский
В 1838 году, с бедным багажом, он отправился в Петербург, чтобы посвятить себя литературному труду, призванию художника.
Однако, велениям сердца суждено было исполниться не сразу. Отношения с Петербургским университетом не сложились, обстоятельства толкнули его на дно петербургской жизни, и он стал бродягой.
Впоследствии, когда пришла известность, Николай Алексеевич Некрасов вспоминал эти годы как главное испытание своей жизни, а мы понимаем, что так формировался художник – художник слова.
Первый сборник был поэта назван символично «Мечты и звуки»: он был подготовлен в 1848 году и отдан на оценку Василию Жуковскому. Жуковский одобрил, и книга вышла под псевдонимом Н.Н.
Читателям не понравилась, да и сам Некрасов потом очень стыдился этой, во многом подражательной (Пушкину, Лермонтову), книги. Но она была важной, потому как обозначила главные моменты творчества Некрасова: лиризм, в основе которого – страстность и эмоциональная напряженность, а также глубокое знание высокой русской поэзии.
В осуществлении мечты стать писателем Некрасову помогла, как ни парадоксально, именно литература. Спасаясь от бедности, он устраивается в газеты, журналы, и знакомится с Виссарионом Белинским. Эта знаменательная встреча стала главным поворотом жизни Некрасова: именно Белинский увидел новаторство его лирики, а, когда услышал стихотворение «В дороге», воскликнул:
- Да знаете ли вы, что вы – поэт. И поэт истинный?
Чувствуя поддержку, Некрасов выпускает в 1856 году поэтический сборник «Сборник 1856», который имеет абсолютный успех. Сборник открывает стихотворение «Поэт и гражданин», которое впоследствии критики назовут эстетической декларацией Некрасова, где отражаются его внутренние, драматические раздумья о соотношении высокой гражданственности и поэтического искусства.
Так начался творческий путь большого поэта. Путь длиною в долгую и плодотворную жизнь.
То, что это был совершенно самобытный поэт, сомнений не было – резонанс в литературных кругах давал о себе знать. Иван Тургенев отмечал, что в его стихах «поэзия и не ночевала», а вот Федор Достоевский, наоборот, ставил Некрасова третьим по величине, кроме Пушкина и Лермонтова.
Проблема гражданственности в поэзии всегда волновала Некрасова, и нашла воплощение в главной потребности его времени – потребности в народном поэте.
«...Чтобы быть поэтом истинно народным, - писал H.A. Добролюбов в 1858 г., - надо проникнуться народным духом, прожить его жизнью, стать вровень с ним, отбросить все предрассудки сословий, книжного учения и пр., прочувствовать все тем простым чувством, каким обладает народ...». И именно таким «выражением народной жизни, народных стремлений» стала поэзия Николая Алексеевича Некрасова.
Человек и шире - народ стали главными персонажами его поэзии, а чувство социальности, страстной заинтересованности и глубокого сострадания – содержанием всего его литературного наследия, среди которого самыми выдающимися произведениями можно считать поэмы - «Внимая ужасам войны», «На Волге», «Мужичок с ноготок» и «Крестьянские дети», «Зеленый шум», «Мороз, Красный Нос», «Дед Мазай и зайцы», «Русские женщины».
Сам Некрасов говорил о себе: «Да, я увеличил материал, обрабатывавшийся поэзией, личностями крестьян... Передо мной никогда не изображенными стояли миллионы живых существ! Они просили любящего взгляда! И что ни человек, то мученик, что ни жизнь, то трагедия!».
Ему тяжелый жребий пал,
Но доли лучшей он не просит:
Он, как свои, на теле носит
Все язвы родины своей.
НИКОЛАЙ НЕКРАСОВ
Путь Николая Некрасова – путь поэта своего времени, потому он сложен, многоголосен, многолик.
В последние годы поэт тяжело болел, спешил закончить работу над книгой «Последние песни» книгой итогов, чертой, отделяющей жизнь и смерть, глубокой исповедью человека, великого художника русской души.
Когда зима нам кудри убелит,
Приходит к нам нежданная забота
Свести итог... О юноши! Грозит
Она и вам, судьба не пощадит:
Наступит час рассчитываться строго
За каждый шаг, за целой жизни труд.
Интересна история создания портрета Николая Алексеевича Некрасова в исполнении художника Ивана Николаевича Крамского «Н. А. Некрасов в период «Последних песен».
Николай Алексеевич уже не вставал с постели. Он понимал, что болезнь его смертельна, торопился завершить начатое, писал свои «Последние песни».
Работать художник Иван Крамской мог только урывками по десять-пятнадцать минут в день. Сначала он решил писать Некрасова в постели, но через неделю сообщил Третьякову: «Когда я начал портрет, то убедился сейчас же, что так сделать его, как я полагал, на подушках, нельзя, да и все окружающие восстали, говорят - это немыслимо, к нему нейдет, что Некрасова даже в халате себе представить нельзя, и поэтому я ограничился одною головой, даже без рук...».
Месяца через полтора портрет был готов, и, как всегда у Крамского, написан он был с поразительным сходством. Но в глубине души Крамской был разочарован: не таким увидел он Некрасова, когда в первый раз вошел в его комнату. Он чувствовал, что не удалось ему уловить ту высокую человечность, ту духовную силу и красоту поэта, которые так его поразили.
Он решил писать второй портрет так, как сложился он у него в первые минуты встречи. Некрасов сидит на постели, слегка откинувшись на подушки. Лицо измученное, строгое, скорбное. В руке листок бумаги, листы бумаги и на полу; рядом столик с лекарствами, на стене портрет Добролюбова...
На портрете Некрасова авторская дата: 3 марта 1877 года - день, в который поэт продиктовал сестре стихотворение «Баюшки-баю»:
Борюсь с мучительным недугом,
Борюсь - до скрежета зубов...
О муза! ты была мне другом,
Приди на мой последний зов!
Могучей силой вдохновенья
Страданья тела победи,
Любви, негодованья, мщенья
Зажги огонь в моей груди!
Николай Некрасов умирал тяжело. А его читатели, узнав о том, что их любимый поэт болен, слали у нему к нему письма, телеграммы, у дверей его квартиры ежедневно скапливались десятки человек, чтобы только услышать несколько слов о его здоровье.
И даже Тургенев, узнав о страшной болезни народного поэта, примирился с ним. О чем написал уже после его смерти, в апреле 1978 года, в одном из свои стихотворений в прозе «Последнее свидание»:
«Мы были когда-то короткими, близкими друзьями... Но настал недобрый миг - и мы расстались, как враги.
Прошло много лет... И вот, заехав в город, где он жил, я узнал, что он безнадежно болен - и желает видеться со мною.
Я отправился к нему, вошел в его комнату... Взоры наши встретились.
Я едва узнал его. Боже! что с ним сделал недуг!
Желтый, высохший, с лысиной во всю голову, с узкой седой бородой, он сидел в одной, нарочно изрезанной рубахе... Он не мог сносить давление самого легкого платья. Порывисто протянул он мне страшно худую, словно обглоданную руку, усиленно прошептал несколько невнятных слов - привет ли то был, упрек ли, кто знает? Изможденная грудь заколыхалась - и на съёженные зрачки загоревшихся глаз скатились две скупые, страдальческие слезинки.
Сердце во мне упало... Я сел на стул возле него - и, опустив невольно взоры перед тем ужасом и безобразием, также протянул руку.
Но мне почудилось, что не его рука взялась за мою.
Мне почудилось, что между нами сидит высокая, тихая, белая женщина. Длинный покров облекает ее с ног до головы. Никуда не смотрят ее глубокие бледные глаза; ничего не говорят ее бледные строгие губы...
Эта женщина соединила наши руки... Она навсегда примирила нас.
Да... Смерть нас примирила».
Вечером 27 декабря 1877 года (по новому стилю - 8 января 1878 года) Николай Некрасов покинул земной мир. И с этого дня началась история памяти о нем – не менее яркая, глубокая, чем и его жизнь.
Трудно найти в русской литературе еще одного такого писателя, такого сердца, которое, по меткому определению литературного критика В. Боткина, «также умеет любить».
Книги писателя Николая Некрасова есть на абонементе нашей библиотеки. Пожалуйста, приходите!
В заключение, представляем вам фрагменты прочтения главной книги Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Читают специалисты Регионального центра чтения Нина Яковлева и Антонина Голубева.
Советуем:
- Скатов Николай Николаевич «Некрасов» (М.: «Молодая гвардия», 1994. - 411 с., 16 л. Ил. - (Жизнь замечательных людей: ЖЗЛ).
- Открытый урок с Дмитрием Быковым: «Непонятый Некрасов»
(5 частей, см. на youtube)
- Выпуск программы «Третьяковская галерея. История одного шедевра»: Иван Крамской – «Н.А. Некрасов в период «Последних песен».
- Малые музеи Санкт-Петербурга. (ТК «Культура») Музей-квартира Н. А. Некрасова. Выпуск программы
Материал подготовила Антонина Голубева, главный специалист Регионального центра чтения