10 апреля – 85 лет со дня рождения русского поэта Беллы Ахатовны Ахмадулиной (1937–2010), которого по меткому замечанию Иосифа Бродского мы называем «Сокровищем русской поэзии».

 

О судьбе и творчестве поэта читайте в литературном обзоре главного специалиста Регионального центра чтения Антонины Голубевой «Миг бытия Беллы Ахмадулиной».

«Она родилась через сто лет после Пушкина и ушла после столетия ухода Толстого», - сказал об Ахмадулиной писатель Андрей Битов. Действительно, в судьбе этого поэта было много неслучайных пересечений.

bellaachБелла Ахмадулина пришла в этот мир в трагический 1937-й – мрачнейший год русской истории. Вероятно, чтобы сделать наш несовершенный мир гармоничнее, наполнить его светом, нежностью и любовью. Не случайно Евгений Евтушенко назвал ее «случайно залетевшей к нам райской птицей». Истинно так: эта женщина была какой-то удивительной, нездешней, что особенно заметно на фоне советской реальности 1960-х гг. Царственно талантлива и невероятно привлекательна. За ее обласканностью скрывалось щемящее одиночество, за высокословием - застенчивость, за столь естественным, лёгким, безудержным звучанием - немота и удушье.

В творческом фокусе образ Беллы Ахмадулиной предстает как связующее звено между поэтическими смыслами Серебряного века и современной художественной образностью, но сквозным мотивом через все ее творчество проходит следование русской поэтической традиции. В своем неистовом творчестве, в стихах на грани исповеди, она продолжила линию классической поэзии, которая шла еще от Пушкина и Лермонтова, и была продолжена в поэзии Анны Ахматовой и Марины И. Цветаевой.

В литературеXIX века Ахмадулина находила этический идеал своей поэзии:

Отбыла, отспешила. К душе

льнет прилив незатейливых истин.

Способ совести избран уже

и теперь от меня не зависит.

 Потому и обращалась она к судьбам великих поэтов, где находила свою меру любви и добра и одновременно сознавала трагическую ношу творческого дара.

«Сама выкованная культурой, Ахмадулина ценила культуру как род ловчей сети, которая сковывает в человеке зло и принуждает к стыду, который она считала краеугольным камнем цивилизации. Казалась нежной и хрупкой, она показала завидную работоспособность. Количество написанного Ахмадулиной удивляет: сотни стихов, множество поэм, десятки книг, которым сама потеряла счёт. А ещё завидное число наград, премий, званий и прочих триумфов. Редкий случай для нашей страны – Ахмадулина при жизни была признана классиком», - так отзывается о поэте писатель Анатолий Королёв.

В 1962 году в издательстве «Советский писатель» вышел первый поэтический сборник Беллы Ахмадулиной «Струна», редактором которого стал Павел Антокольский, человек, сыгравший значительную роль в ее судьбе. Позднее о нем она расскажет в книге «Миг бытия». Появились многочисленные персонально адресованные отклики и рецензии, большинство из которых было положительным. Тогда же, после выхода первого сборника, Ахмадулину приняли в Союз писателей.

Второй отечественный сборник Ахмадулиной «Уроки музыки» появился в 1969 году и получил гораздо меньше откликов в прессе, чем первый, хотя явился значительным событием в ее творческой жизни и свидетельствовал о развитии поэтического дара.

В 1970-е годы вышло еще несколько книг Ахмадулиной: «Стихи» (1975), «Свеча» (1977) и «Метель» (1977). Это были годы окончательного становления, когда произошло то, что позволяет говорить об эволюции лирического «я» Ахмадулиной, о совершенствовании ее индивидуального стиля. Единственный большой однотомник ее стихов (до 1988 года, когда, наконец, вышло «Избранное») был издан в Грузии («Сны о Грузии», 1977, 2-е издание – 1979), горячо любимом ею крае, где у нее было много друзей и знакомых, поддерживавших ее в трудные годы (Источник).

А затем были 1980-е. Тяжелое для Ахмадулиной время. Сборники «Тайна» (1983) и «Сад» (1987) воплотили сложные переживания, во многом изменившие ее творчество. Причины разные - жесткая цензура, уменьшение тиражей её книг, а в некоторые годы и вообще отсутствие ее произведений в печати, потеря друзей, оказавшихся в эмиграции – все это налагало печать на творчество и обращало сердце к осмыслению прожитого.

Так, в уже в годы перестройки, появились книги: «Созерцание стеклянного шарика» (1997), «Друзей моих прекрасные черты» (1999), «Нечаяние. Стихи. Дневник» (2000), «Пуговица в китайской чашке» (2001), «С любовью и печалью» (2003).

Пробегая глазами по названиям книг, мы можем воссоздать некую метафору творческого пути Беллы Ахмадулиной – это была жизнь, как натянутая струна. Не случайно Евгений Евтушенко сказал: «Она была воплощением артистизма в каждом жесте и движении – так выглядел лишь Борис Пастернак. Только он гудел, а Белла звенела…».

Она сверяла себя по Пушкину, «равнялась» по Цветаевой, при этом признавая ее величие. В докладе, прочитанном в 1974 году в Литературном институте, отмечала: «Марина Ивановна, исходя из Пушкина, вела нас к иному слову». Ахмадулина понимала, что платой за талант поэта является его нелегкое бремя: «Тот, кто готов подставить лоб под осененность высшей милостью, должен быть готов к немилости всего остального».

Но путь совести был выбран задолго до этого, еще в далеком 1958-м, когда было объявлено о присуждении Борису Пастернаку Нобелевской премии за опубликованный на Западе роман «Доктор Живаго». Тогда это сообщение послужило началом беспрецедентной по масштабам травли поэта. И Белла сразу определила свою позицию – тот «голос совести», который звучал в ней всю оставшуюся жизнь.

Она была исключена из Литературного института. Восстановиться помог главный редактор «Литературной газеты» писатель Сергей Смирнов. И уже в октябре 1959 г. Ахмадулина была восстановлена в Литературном институте, а 14 апреля 1960 г. комиссия под председательством писателя Всеволода Иванова рассмотрела её дипломную работу «Стихи и переводы». Вердикт комиссии - оценка «отлично».

Это был не единственный случай, когда Белла Ахатовна выражала свою позицию, были и другие имена, события. Обо многих из них мы сегодня узнаем из книг и самой Беллы, и тех, кто воссоздает воспоминания о ней.

Одна из таких книг «Миг бытия» - воспоминания и эссе Ахмадулиной о тех, кто составил содержание её жизни и стал лирическим героем ее поэзии: Борис Пастернак, Анна Ахматова, Марина Цветаева, Владимир Набоков, Венедикт Ерофеев, Владимир Высоцкий, Майя Плисецкая и многие другие. И, бесспорно, здесь в напряженно выписанных портретах вырисовывается образ самой Беллы, озирающей «прожитую жизнь, полностью уместившуюся во вторую половину двадцатого века».

Сотни поэтических строк она посвятила Андрею Вознесенскому и Булату Окуджаве, Сергею Довлатову и Фазилю Искандеру. В обязательном списке и ее мужья: Евгений Евтушенко, Юрий Нагибин, Борис Мессерер.

Однако, при наличии огромного числа друзей, Белла Ахмадулина всегда несла в себе ощущение своей отдельности, в чем-то даже одиночества. Об этом (и не только) в сборнике воспоминаний в беседах «Белла: встречи вослед» (авт. Завада Марина) говорят разные люди - Владимир Войнович, Юрий Рост, Азарий Плисецкий, Марина Влади, Михаил Шемякин, Лора Гуэрра, Зоя Богуславская, Евгений Евтушенко, Жанна Андреева, Всеволод и Феликс Россельсы, Мария Банкул, дочери Белыл -  Елизавета и Анна.

Эта книга о Белле в жизни. В ней нет литературоведческих и филологических изысканий, хотя есть никогда не печатавшиеся стихи, проза, письма, а также обнаруженные авторами неопубликованные дневники молодой Ахмадулиной, которые она вела в 1961-1963 годах, живя в Красной Пахре.

Читать такие «живые» книги о знаковых именах всегда интересно. Ведь во времени поэты всегда получают какую-то отдельную судьбу, а нам интересно узнавать, какими они были на самом деле – в жизни, общении с близкими, как происходило рождение и формирование их творческого начала, и какое влияние оно оказало на развитие общества и жизни вокруг.

Имя Беллы Ахмадулиной – это смысл, звук, символ, чувство, эпоха. Ее творчество внесло в нашу жизнь ту важную долю любви, благородства, изящества, добра, которая необходима для души и сердца думающих, чувствующих людей.

Послушаем стихи «райской птицы» в ее собственном исполнении. Воздетый вверх подбородок, вытянутое, словно струна, тело, хрустальный, высокий и встревоженный голос, широко распахнутые, заполненные удивлением и грустью глаза – такой мы запомнили Беллу.

 

И живет ее поэзия до сих пор потому, как полна она бесконечных смыслов, боли, вдохновения, причастности к таинствам жизни. «Миг бытия» Беллы Ахмадулиной продолжается. Вне времени и вне личности поэта.

_________________

Андрей БИТОВ:

«И впрямь, что уж тут такого популярного, в её стихах? Они сложны, неуловимы, чуть ли не запутанны. Не просто сложные стихи, но ещё и для узкого круга… О самой Поэзии чуть ли не больше стихов, чем о природе, и уж безусловно больше, чем о любви. О поэтах… Пушкин, Лермонтов, Блок, Мандельштам, Цветаева, Ахматова - лирические герои поэзии Беллы.

И пока есть человек, через которого так происходит слово, и пока в нас, в каждом и во всех, не пропала способность ему внимать, жива Поэзия, жив и человек, с удивлением обнаруживающий, как легко до сих пор пробивается его броня, кора, защитная окраска, обнажая самое беззащитное, нежное, непобедимое и сильное - душу живу. Как быстро тянется этот росток, как неумолимо, как навстречу…».

 

 

 

 

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель, редакция При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество