150-летию знаменитой Тэффи было посвящено очередное заседание литературной гостиной «У Великой», которое провела заведующая отделом абонемента Псковской областной универсальной научной библиотеки имени В.Я. Курбатова Светлана Галактионова.
Надежда Лохвицкая, публиковавшаяся под псевдонимом Тэффи, подтвердила три простые истины: иронизировать можно даже в той ситуации, когда нет повода для улыбок; простота и ясность изложения – это высший пилотаж для любого писателя; от грустного до смешного один шаг и наоборот.
- Я родилась в Петербурге весной, а, как известно, наша петербургская весна весьма переменчива: то сияет солнце, то идет дождь. Поэтому и у меня, как на фронтоне древнего греческого театра, два лица: смеющееся и плачущее, - рассказывала о себе Надежда Лохвицкая.
Светлана Галактионова рассказала о детстве писательницы, о первых литературных экспериментах и школе остроумия, которую она прошла благодаря своим братьям о сестрам, о личной жизни и непростом выборе, изменившем судьбу. Между семьей и литературным творчеством она предпочла второе, оставив троих детей на воспитание бывшему мужу…
Наградой за независимость и решение пойти своим путем стала необыкновенная популярность. Сборники пьес, рассказов и фельетонов Тэффи неоднократно переиздавались, а ее невыдуманными историями зачитывались сам Николай II и его антипод Ленин. Многие фразы Тэффи читатели разобрали на цитаты. Некоторые, кстати, актуальны и по сей день: «Если в России кто-то обратил на себя внимание, так уж я этого кого-то не поздравляю»…
Тэффи во многом была первооткрывателем. Именно она ввела в России моду на женский юмор. Ее излюбленный жанр – миниатюра, построенная на описании незначительного комического происшествия.
Но ироничность Тэффи совсем не означала ее чёрствости. За пышными нарядами, изысканными духами и красными туфельками скрывалась по-детски ранимая душа. Ее могла тронуть даже судьба выдуманных литературных героев. Однажды она отправилась домой к самому графу Толстому – умолять его, чтобы он «спас» Андрея Болконского. А во время первой мировой войны Надежда Лохвицкая освоила сестринское дело и работала в госпитале в Царском селе.
Еще одно непростое решение Тэффи пришлось принять после революции. Россию она любила истово, но обстоятельства вынудили ее эмигрировать. В Париже Надежду Александровну ждали нужда, болезни и тоска по родине. Спасало только творчество.
- В эмиграции у нее вышло больше десятка книг прозы и только 2 стихотворных сборника, - отметила Светлана Галактионова, говоря о заграничном периоде жизни писательницы. – В Париже она быстро стала такой же популярной, как на родине. Ее фразы, шуточки и остроты повторяли все соотечественники.
Слушатели литературной гостиной узнали о знакомстве Тэффи с писателями-эмигрантами, о счастливом втором браке с Павлом Тикстоном и дружбе с Иваном Буниным, о том, как приходилось выживать в годы оккупации Парижа немецкими войсками, о разлуке с близкими, болезни и смерти.
Последняя книга Тэффи «Земная радуга» вышла в 1952 году и стала ее пронзительной исповедью.
Она оставалась женщиной до самых последних своих минут: попросила перед смертью зеркало, пудру и маленький кипарисовый крестик, привезенный из Соловецкого монастыря. А последние слова Тэффи можно назвать главным смысловым кодом ее творчества и литературным заветом для современных писателей: «Анекдоты смешны, когда их рассказывают. А когда их переживают, это трагедия. И моя жизнь это сплошной анекдот, то есть трагедия».