Календарь библиотечной акции «Единый день писателя/поэта – юбиляра 2022» представляет имена юбиляров, в том числе и наших современников. 1 июня 2022 года исполняется 45 лет со дня рождения современного русского прозаика Гузель Яхиной.

 

Региональный центр чтения рассказывает о творчестве автора.

guzeljacyina 45 3Все мы помним, как ярко молодая писательница из Казани вошла в литературу со своим романом «Зулейха открывает глаза». Он стал бестселлером, собрав самые крупные литературные премии – «Большую книгу», «Книгу года», «Ясную поляну». Затем появилась книга «Дети мои» и совсем недавно еще одна новинка «Эшелон на Самарканд».

Три романа и автор – уже один из любимых у современного читателя. Хотя начинала Гузель писательскую карьеру просто – для удовольствия. Публиковала свои рассказы в прессе. Ее первыми произведениями, попавшими в печать, были рассказы «Мотылек» и «Винтовка». Большой же текст появился не сразу. Но, когда вышел, сделал ее имя знаменитым.

В чем же секрет этого автора? Главный редактор проекта «Сноб» Сергей Николаевич, говорит об этом так:

«Герои Яхиной ни с кем специально не борются, они просто живут, отвоевывая у небытия каждый божий день. По горстке, по спичке, по кусочку непропеченного хлеба со жмыхом. Ее романы - это, кроме всего прочего, всегда инструкция по выживанию для нормальных, совсем не «железных» и не героических людей. И, может быть, поэтому, когда сегодня мы вчитываемся в их судьбы, то невольно ловим себя на каком-то необъяснимом тайном сходстве с ними».

Гузель Шамилевна Яхина родилась и выросла в Казани, окончила факультет иностранных языков Казанского государственного педагогического института, а также сценарный факультет Московской школы кино. Публиковалась в журналах «Нева», «Сибирские огни», «Октябрь». И на сегодняшний день, пожалуй, она - одна из самых ярких дебютанток в истории российской литературы новейшего времени.

Ее первая серьезная работа и достаточно сильное произведение – «Зулейха открывает глаза» - это история о раскулачивании татар в 30-е годы книга оguzeljacyina 5 женщине, мусульманстве, христианстве и язычестве, деревне и городе, Казани и Сибири, взрослых и детях. Но прежде всего о женщине.

Автор так говорит о своей книге: «Это книга о том, каким горьким может быть счастье. Попадая в Сибирь, Зулейха обретает любовь, друзей, сына, обретает себя как мать. Поездка на край света оборачивается для нее счастьем. Название «Зулейха открывает глаза» - это как раз о том, что она пробуждается, открывает глаза на мир».

Книга написана четким, красивым, хорошим литературным языком, благодаря чему создается ощущение, будто смотришь фильм, кадр за кадром. Очень точно переданы ощущения героев романа. И главная мысль романа «Как можно было выжить в таком аду, не сломаться, не сойти с ума?» звучит пронзительным эхом еще долгое время после прочтения.

«Этот роман попадает прямо в сердце. Гузель Яхина возвращает нас к словесности точного наблюдения и тонкой психологии. О женской силе и женской слабости, о священном материнстве в трудовом лагере, адском заповеднике, придуманном одним из величайших злодеев человечества» – так отозвалась об этом романе Людмила Улицкая.

В 2018 году Гузель стала автором текста «Тотального диктанта». В него вошли три отрывка из второго романа писательницы, «Дети мои» - «Утро», «День» и «Вечер», в которых Яхина рассказывает о жизни учителя деревенской школы.

Этот роман продолжил любимую автором тему удивительного сплетения этносов, культур, народов, человеческих судеб. Если в книге «Зулейха открывает глаза», как метко подметила писатель и переводчик Елена Костюкович, «автор швырнула нас в Сибирь и при этом показала татарщину в себе, и в России, и, можно сказать, во всех нас», то в новом романе пришло время другого исследования - трагических судеб, причудливого фольклора и жизненного уклада поволжских немцев, впоследствии разрушенного депортацией 1941 года».

guzeljacyina 45 1«Дети мои» - жизнеописание Якоба Ивановича Баха, неприметного и скромного школьного учителя из поволжской немецкой колонии Гнаденталь. Накануне революции с Якобом Ивановичем, уверившимся уже, что жизнь его навечно останется жизнью архетипического «маленького человека», происходит важное событие: он без памяти влюбляется в юную Клару - дочку богатого хуторянина с противоположного берега Волги. Вопреки воле отца, желавшего увезти дочь в Германию, девушка сбегает с учителем, а после, отвергнутые прочими колонистами, влюбленные уединяются на зачарованном хуторе - как выясняется, навсегда.

Там Клара родит дочь и умрет, а онемевший Якоб, оставшись в одиночестве с младенцем на руках, вынужденно начнет совершать вылазки во внешний мир, над которым за время его отшельничества пронеслось немало бурь. Там, в Советской республике немцев Поволжья, он найдет свое подлинное призвание, встретит достойного ученика, станет свидетелем великих свершений и великих бед, а в самом конце, выпустив в большой мир выросших детей, смиренно и благостно отправится в последнее странствие навстречу смерти.

И, казалось бы, простой, незамысловатый сюжет. Но автор не была бы собой, если бы не вложила в эту книгу определенного рода философию, которую следует читать между строк: «Я хотела рассказать о мире немецкого Поволжья – ярком, самобытном, живом – о мире, когда-то созданном пришлыми людьми в чужой стране, а сегодня затерянном в прошлом. Но это еще и история о том, как большая любовь порождает страхи в нашем сердце и одновременно помогает их превозмочь».

При более глубоком прочтении, читатель начинает видеть в истории Якоба историю самой страны – время репрессий, невиданных урожаев и вместе с тем голодных будней, когда главенствующими эмоциями были отчаяние и страх.

«В некоторых отзывах встречала мнение, что главный герой - человек без внутреннего стержня. Как могло сложиться такое мнение о человеке, чья жизнь - это один сплошной подвиг любви, труда, творчества и самопожертвования? О человеке, чья жизнь принесла столько чудесных плодов? Гузель Яхина раскрывает для нас тему немцев Поволжья, о которой мало кто осведомлён, параллельно повествуя о многом-многом другом: любви, дружбе, нашей истории, о страхе за своих близких и смысле жизни вообще» (Из отзывов читателей).

Так сложилось, что роман в критике вызвал массу споров. Во многом потому, что литературоведы сравнивают его с первой книгой, будто проверяя автора на прочность. Что все же –guzeljacyina 45 неправильно. Книга «Дети мои» - это отдельная история талантливого автора, воспринимать которую стоит не как продолжение первого романа, а как самостоятельный текст, возможно, даже - некий миф, в котором человек – лишь «крохотная часть Вселенной». И тогда и понимание этого романа, и любовь читателя к нему будут иного рода.

«Яхина нашла свою тему - это очевидно. Эта тема пусть и не новая, но вечная. Маленький человек в Большой Истории. [и эту тему] - самостояние маленького человека в споре с Большой Историей - автор развивает убедительно и заставляет сопереживать герою даже самого осторожного читателя. В конце прочтения понимаешь главное. Сила романа - в любви автора к своему скромному герою, иррациональной и потому пронзительной. И эта пронзительная любовь в новом романе не слабее любви Яхиной к Зулейхе. А читатели любят за любовь... Так что очень может быть, что мы имеем дело с новым бестселлером».

(Писатель, литературовед Павел Басинский «Российская газета»)

Поэтому – если вы еще не знакомы с этим автором, то, возможно, стоит сначала прочитать «Дети мои» и лишь потом – «Зулейха открывает глаза», чтобы избежать стереотипного сравнения двух совершенно разных текстов одного действительно талантливого писателя.

И, наконец, третий роман писателя – «Эшелон на Самарканд». Издатели обозначили его жанр как «красный истерн», критики отреагировали диаметрально противоположно, обвинив автора в «очернении» и «обелении» русской истории, читатели с нетерпением ждут своей очереди на книгу в библиотеках. Но определенно ясно – эта книга – очередное громкое событие в современной прозе.

guzeljacyina 4Из аннотации: «1923 год. Начальник эшелона Деев и комиссар Белая эвакуируют пять сотен беспризорных детей из Казани в Самарканд. Череда захватывающих и страшных приключений в пути, обширная география - от лесов Поволжья и казахских степей к пустыням Кызыл-Кума и горам Туркестана, палитра судеб и характеров: крестьяне-беженцы, чекисты, казаки, эксцентричный мир маленьких бродяг с их языком, психологией, суеверием и надеждами…».

И между строк - вопросы простые, но вечные, а потому сложные и для героев, и для читателя: «Что такое добро? И может ли быть добрым зло? А любовь - какая она? Где та граница, перейдя которую возврата не жди, и молодой парень становится стариком, поцелованным Смертью?».

Это книга о Человеке. Сама автор обозначает эту идею так: «Смысл этого романа был не в том, чтобы создать «текстовую фотографию» какого-то конкретного эшелона, который идет по конкретному маршруту. Фотографией времени можно считать исторический документ, этим занимаются историки в научных работах. Я литератор, автор художественного текста, и даю в книге художественную правду, как понимаю ее. Для меня она заключается в том, что в людях больше человеческого, чем звериного. Что в людях, даже самых суровых, в критический момент может проснуться человеческое - и именно это происходит с героями книги» (Гузель Яхина, интервью).

Так ли это? – каждый читатель определит для себя. Скажем лишь только, что к творчеству Гузель Яхиной можно относиться по - разному, но истина будет едина – ее книги обладают магической силой терапевтического осмысления русской истории и травм прошлого, трудных, тяжелых вещей.

«Именно такую задачу в каком-то смысле ставили перед собой Ахматова («а это вы можете описать?») и Солженицын в России, и зарубежные авторы, работавшие с темами американского рабства или Холокоста, вроде Тони Моррисон и Уильяма Стайрона. Не просто прокричать, чтобы немного полегчало, но «описать», чтобы невместимое оказалось вмещено. Описать, чтобы выйти из отношений зависимости и превратиться, как говорит сама Яхина в своем авторском манифесте, из объекта истории своей страны в ее субъекта, из слепо прилепившегося к своему «брату-хозяину» больного и напуганного ребенка в свободную личность» (Николай Эппле, автор книги «Неудобное прошлое: память о государственных преступлениях в России и других странах»).

Желаем читателям гармоничного знакомства с творчеством Гузель Яхиной и глубокого постижения идейного содержания всех ее книг. Они есть в фонде Псковской областной универсальной научной библиотеки им. В. Я. Курбатова.

Антонина Голубева, главный специалист Регионального центра чтения


«Если честно, я совсем не думаю, что книга может что-то сегодня изменить в жизни общества или страны. Я лишь смею надеяться на маленькие изменения в душе моего читателя. Даже не знаю, что это может быть. Желание чуть больше узнать о прошлом своей семьи, например? Или потребность поговорить со старшими о времени их детства и юности? Но если такое движение в душе вдруг возникнет, я буду счастлива»

(Гузель Яхина)

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель, редакция При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество