2 июля 2022 года исполнилось бы 75 лет русскому писателю Владимиру Курносенко (2 июля 1947 - 17 января 2012). Региональный центр чтения библиотеки вспоминает автора и рассказывает о его жизни и творчестве в обзоре «Писатель должен быть художником» 

Это был человек редкой чистоты и благородства, духовного мужества, свободы мысли и нравственного служения истине. Его тихий проникновенный голос продолжает традиции русской литературы, заложенные еще в золотом XIX веке.Советский и российский писатель, врач.

Родился Владимир Владимирович Курносенко 2 июля 1947 г. в Челябинске, там же окончил Челябинский медицинский институт. kurnosenko1 Затем заочно окончил Литературный институт им. А.М. Горького. Публиковался с 1978 года в «Вечернем Челябинске», «Сибирских огнях», «Новом мире», «Юности», «Дружбе народов» и др. Вышедшие сборники: «Справедливые дни» (1983), «Милый дедушка» (1988), «Лента Мёбиуса» (1989), «Жена Монаха» (2008), романы «Евпатий» (1996), «Совлечение бытия» (2012).

За роман «Евпатий» получил премию Псковской областной администрации в области литературы и искусств; был номинирован на премию «Русский Букер» (1997), а повесть «Прекрасны лица спящих» вошла в шорт-лист премии имени Ивана Петровича Белкина (2004).

* * * * *

В данной публикации мы предлагаем читателям фрагменты из воспоминаний Валерия Мухина, псковского поэта и художника, члена Союза писателей России.

Валерий Михайлович Мухин был лично знаком с Владимиром Владимировичем Курносенко, поэтому сумел воссоздать не только основные факты его биографического и творческого пути, но и рассказать читателю, каким человеком был Владимир Курносенко, что составляло суть и предназначение его жизни.

Воспоминания Валерия Мухина

Владимир Курносенко до приезда в 1994 году, вместе с матерью, на место жительства в Псков прожил довольно бурную и интересную жизнь. Они стали жить в большой квартире в центре города. В Пскове у него были друзья - супруги Михаил Устинов и Светлана Молева, жившие неподалёку. Он - прозаик, она известная поэтесса и большая умница, кстати, редактировавшая стихи Саши Гусева, издававшиеся в Лениздате, где она тогда работала. Она же давала мне рекомендацию для поступления в Союз писателей России.

Владимир Курносенко родился 2 июля 1947 года в Челябинске. После окончания Челябинского медицинского института работал хирургом в областной больнице. Жил в Новосибирске, опять вернулся в Челябинск. Работал редактором в Южно-Уральском книжном издательстве. Был дважды женат. От первого брака у него была дочь, и от второго – дочь.

Первый свой рассказ Володя опубликовал в 1978 году. В 1983 году в издательстве «Современник» вышла первая его книга рассказов«Справедливые дни». Вот что сказал о ней Виктор Астафьев: «Сперва, как врач-хирург, затем – как литератор он понял очень простую, но многим и многим людям недоступную истину: прежде чем сделать операцию больному, надо самому почувствовать боль человеческую. А задача врача и вместе с ним литератора – помочь убавить боль и уменьшить страдания человека». Виктор Астафьев даёт ему рекомендацию для приёма в Союз Писателей.

Дальше у Курносенко выходят сборники рассказов «Милый дедушка» (1988) и «Лента Мебиуса» (1989).

kurnosenko2 В Пскове Курносенко издаёт свой роман «Евпатий» (1996), материал к которому он собирал 12 лет, и для этого ему пришлось съездить даже в Монголию. За роман был удостоен звания лауреата премии Администрации Псковской области. А в 1997 году роман был номинирован на премию «Русский Букер».

Рассказы «Этюды в жанре хайбун» были удостоены премии журнала «Дружба народов» (1999). Повесть «Прекрасные лица спящих» вошла в шорт-лист премии имени Ивана Петровича Белкина (2004).

<…>

Сразу же, по приезде в Псков он устраивается на работу, - врачом на скорую помощь и работает там до 2000 года. После смерти матери он продаёт квартиру и покупает частный дом на окраине Пскова в Шабанах.

И десять последних лет он живёт в одиночестве в окружении двух собак, кота, кур или, иногда, гусей…

Он становится искренне верующим человеком. При этом с головой уходит в писательскую работу, пишет, как он любил говорить, тяжёлую прозу.

<…>

Володя увлекался восточной поэзией, в частности очень любил японского поэта Басё, который жил в середине 17 века и был основоположником поэзии «хайку», (трёхстишья) и основателем одного из интереснейших прозаических жанров - «хайбун».

Это стихотворения в прозе: небольшие, лаконичные и простые по языку.

По мысли Басё, если поэт стремится душой к высокому, всё, на что обращает он свой взор, всё, что делает он предметом своей поэзии, даже самое ничтожное, становится исполненным высокого смысла.

 У Курносенко есть целый цикл небольших рассказов, объединённых общим названием «Этюды в жанре хайбун». Володя часто использовал выражения Басё в своих текстах и в качестве эпиграфов, очень ценил его тонкий поэтический вкус.

Однажды я ему заметил, что он много уделяет внимания Басё и что наши народные пословицы и поговорки – этот кладезь народной мудрости - ничуть не хуже его трёхстиший, порой надуманных. Я, как-то не стеснялся спорить с Курносенко и задавать ему каверзные вопросы.

- Вот возьми своего «Евпатия». Разве проиграло описание эпохи старой Рязани от того, что ты использовал там массу русских пословиц и поговорок? А описание монгольского ига оттого, что использована масса монгольского фольклора?

- Ну, вот  видишь, сам же говоришь – использовал. Там, где это было нужно, и использовал. А Басё – моя слабость.

- Или вот ты пишешь «слёзы текли по подглазьям его». Так ведь не говорят. Нужно: «слёзы текли из глаз», или «слёзы текли по щекам».

- Ты не прав. В Пскове так не говорят, а в Челябинске говорят. И потом писатель не должен стоять на месте, он должен шевелить слова, находить новое звучание, быть художником. За что я и люблю Ван Гога, что он, почти отойдя от импрессионистов, создал свой язык живописи близкий к народному, почти реалистичному – но всё-таки свой.

 - Могу тебя успокоить: я читал в интернете одного критика, который сказал, что ты пишешь почти не на русском языке.

- Отлично. Он понял, что Курносенко не такой, как все. Ха….

Но не только за поэзию Курносенко любил Басё. Сама отшельническая жизнь Басё была предметом подражания и смыслом существования Владимира, когда всё было поставлено в угоду творчеству: фактический отказ от внешнего мира, уход в мир тяжёлой прозы, отказ от всех материальных благ, отвлекающих от главного – творчества. В нём, в творчестве он находил и успокоение, и лекарство, и незамутнённость бытия и ответы на все волнующие его самого вопросы.

<…>

Свои воспоминания о Владимире Курносенко я хочу закончить словами замечательного литературного критика Льва Аннинского, взятыми из послесловия к книге «Жена монаха», вышедшей в 2008 году:

«У Курносенко медицина – не просто профессия рассказчика.  Это и концептуальный базис, и исход. Скальпельная жёсткость взгляда плюс безжалостная логика диагноста. При фатальной, от «худо-бедно-интеллигенции» унаследованной жажды: за правдой факта найти глобальный смысл. Правда проста. На стол хирурга попадает покалеченный бандит, который в школьные годы сам калечил одноклассников, среди коих был тогда и нынешний врач. Вопрос: мстить? Простить? Спасти насильника?

С этого сюжета, я думаю, начинается Курносенко-писатель. (книга «Справедливые дни»).  И этот мотив - невменяемой, невыносимой, не знающей морали «правды» - проходит через все его тексты.

Растерянность душ и бессилие разума при смертельном всесилии ножа в руке – хирургического или бандитского – любого. В ряд замечательных писателей-медиков (Чехов, Вересаев, Булгаков… теперь, кажется, и Горин) я без колебаний ставлю Владимира Курносенко».

Володя умер в конце января 2012 года, тихо, так же, как и жил.Умер скоропостижно, ни с кем не попрощавшись, никого не предупредив, скорей всего от сердечного приступа.

Стоял сильный мороз, завыли голодные собаки. Сосед, выйдя из своего дома, увидел, что из трубы дома соседа не идёт дымок. Пошёл и стал стучаться в дверь. Но никто не открывал. Тогда он и забил тревогу.

Похоронили Владимира Курносенко 23 января 2012 года на Дмитровском кладбище в Пскове. 

                                                                    Валерий Мухин, поэт, член Союза писателей России

*****

С тех пор, как писатель покинул земной мир, прошло десять лет – и за это время как много сделано во имя сохранения памяти об этом kurnosenko3 талантливом подвижнике! Проводятся памятные вечера, воссоздаются воспоминания о писателе и его интервью, критики и литераторы анализируют, осмысляют его творчество, разработан и пополняется ресурсами сайт в память о писателе – «Писатель Владимир Курносенко», его книга «Совлечение бытия. Избранное» удостоена Национальной премии «Лучшие книги и лучшие издательства - 2016».

А как может быть иначе? Если в его книгах каждый из нас находит отголоски своей боли, памяти, любви. Если он является для многих из нас примером благородства и чистоты в жизни и литературе.

Книгу «Совлечение бытия. Избранное», открывает которую своеобразная дилогия, объединяющая, по замыслу самого автора, цикл рассказов «о праведниках с нашего курса» - «Неостающееся время» и роман «Совлечение бытия» - последнее произведение писателя, которое можно считать его исповедью и завещанием.

Далее - роман «И друг, и враг, и пир», впервые опубликованный в издательстве «Отчина» в 1998 году под названием «Евпатий». Автор подверг роман существенной переработке, и, по его признанию, «дело оказалось чудовищно трудным совмещать себя того и сегодняшнего. Впрочем, чего ж… Никто не обещал нам легкой жизни. Будем терпеть. „В терпении стяжаете души ваши…“».

В завершающий раздел книги вошли «выбранные» в своё время автором повести и рассказы, а также некоторые ранние произведения, издававшиеся очень давно («Римлянин», «У нас на НФС», «Микроба») или до сегодняшнего дня печатавшиеся только в периодике («Стыд», «Разлучение в Эдеме»).

Интересна книга «Жена  монаха». Она вышла в 2008 году. Сюда вошли повести и рассказы писателя. В повести «Свете тихий», «рисуя четыре судьбы, четыре характера, четыре опыта приобщения к вере, Курносенко смог рассказать о том, что такое глубинная Россия. С её тоскливым прошлым, с её «перестроечными» надеждами, с её туманным будущим. Растерянность, боль, надежда, обездоленность деревенских старух, в воздухе развеянное безволие. И в финале, когда уже так грустно, что дальше вроде и некуда, - история чуда. Странного и простого, как все чудеса».

   Александра Литварь:

- Абсолютное большинство людей, никогда его не встречавших, запомнят Владимира Курносенко как писателя сложного, писавшего на каком-то своем, почти нерусском языке, откровенного и ищущего. Искал он Бога...

Материал подготовила Антонина Голубева, главный специалист Регионального центра чтения библиотеки


«В литературу он пришёл из медицины, которую, в сущности, никогда не оставлял: уже будучи автором книг, работал на скорой помощи… Главная тема его творчества - мучительный, бескомпромиссный поиск смысла жизни человека, поиск Бога - с особой пронзительностью звучит  в завершённом писателем незадолго до ухода романе…»

                                                                                                                                                                                                    (Андрей Немзер)

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель, редакция При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество