В эти дни в городе Усинске республики Коми проходит Первый Всероссийский форум-фестиваль «Арктика. Лед тронулся», в котором принимают участие и волонтеры Псковской области. Предлагаем мысленно присоединиться к обсуждению проблем Крайнего Севера вместе с книгами из фонда отдела гуманитарной литературы.
Документальная повесть Семена Терентьева «Арктика и Антарктика» привлекает высокой концентрацией фактов – географических, исторических и геополитических. Автор словно рассматривает материк под лупой, не упуская ни одной детали. Рассказывает о первых русских, голландских, английских, шведских и американских экспедициях; об особенностях Северного Ледовитого океана и Арктической суши; о климате в зоне вечной мерзлоты и народах, населяющих приполярные широты. Впервые проблема таяния льдов рассматривается столь глобально. Также в книге содержится информация о возможном разделе пока еще не поделенных территорий Арктики и Антарктики и об их ценности. Одним словом, если вы знали об Арктике только понаслышке и хотели бы расширить кругозор, книга Семена Терентьева станет в этом благородном деле незаменимым помощником.
Несмотря на то, что наука существенно продвинулась в изучении территорий Крайнего Севера, вопросов остается больше, чем ответов. Завесу тайны приоткрыл почетный полярник Зиновий Михайлович Каневский в книге «Загадки и трагедии Арктики». Это последнее прижизненное издание писателя, вышедшее в свет в 1991 году. Речь идет о погибших и исчезнувших экспедициях, о спасении экипажа дирижабля «Италия», о Земле Санникова, островах-миражах в Ледовитом океане, исчезнувшем самолете Сигизмунда Леваневского, уничтожение советских полярников в 1930–50-х гг. и других трагических эпизодах в освоении Арктики.
28 мая 2000 года английский путешественник Дэвид Хемплеман-Адамс отправился со Шпицбергена в полет к Северному полюсу. Он знал, что если выдержит неделю в воздухе, то станет первым в истории человеком, добравшимся до Северного полюса на воздушном шаре.
Дэвид решил лететь в корзине, а не в современной закрытой капсуле…О том, зачем и ради кого он захотел рисковать жизнью и что из этого вышло, читайте в книге Дэвида Хемплемана-Адамса «По воле ветра».
Рассказ о профессии полярника вряд ли кого-то оставит равнодушным. Особенно если речь пойдет о знаменитом Роберте Абраме Бартлетте - моряке-исследователе первой половины 20 века, герое романа «Легенда Карлука». Он стал одним из первых в мире профессиональных спасателей, вызволив из ледяного заточения пассажиров затонувшего в Чукотском море судна «Карлук». Автор книги - канадская писательница Мора Ханрахан – не только досконально изучила биографию Бартлетта, но и рассказала о его богатом внутреннем мире, мечтах, амбициях, победе над собой и любви к Северу. Книга публикуется на русском языке впервые.
Еще одна книга-сенсация об освоении Арктики – «Полуденная ночь, полуночное солнце» Павла Кушакова. Даже в самом ее названии заложено некое противоречие, которое как нельзя лучше передает скромное обаяние северных земель. Да и сама фигура автора неоднозначна, как и отношение к нему современников.
Павел Кушаков был доктором в экспедиции Георгия Седова к Северному полюсу, а после гибели Седова стал фактически его начальником. В большинстве работ, рассказывающих о походе к Северному полюсу, ему отведена роль отрицательного персонажа, а посвященных полярнику биографических исследований практически нет. Многое объясняется в дневнике, который Кушаков вел в экспедиции до декабря 1912 года. Он и составил первую часть книги.
Вторая часть - «Полуденная ночь, полуночное солнце», давшая название всей книге, - ранее никогда не публиковалась на русском языке. Автор, находясь в эмиграции в Швейцарии, издал ее на французском языке в 1946 году, незадолго до кончины. Это сборник новелл, рассказывающих о различных эпизодах жизни и экспедиции Георгия Седова и работы автора на острове Диксон в 1915-1916 годах.
В издании «Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы» (составитель Никита Кузнецов) рассказывается о последнем крупном географическом открытии XX века - обретении Земли Императора Николая II, позже переименованной в архипелаг Северная Земля. Тогда об этом знали только специалисты. Участники же похода либо погибли в Гражданскую войну, либо оказались в эмиграции.
Новая книга – попытка восстановить историческую справедливость и отдать должное героизму русских полярников. Она состоит из воспоминаний и отчетов участников экспедиции. В сборнике подробно рассказывается о судах экспедиции – ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач», сыгравших важную роль в истории Российской Арктики. Кроме того, в книгу включено много дополнительных материалов, помогающих полнее представить картину гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана.
Напомним, автор первого советского романа об освоении Арктики «Два капитана» Вениамин Александрович Каверин родился в Пскове. Его имя носит областная детская библиотека, на базе которой работает музей романа «Два капитана», а рядом установлен памятник его героям Сане Григорьеву и капитану Татаринову.
Прототипами романа являются участники трех экспедиций, пропавших в Арктике в 1912 году.
Псковский самодеятельный художник, бывший летчик-испытатель и инженер-строитель Лев Владимирович Мельников несколько лет работал на острове Диксон в Арктике и написал там много картин, часть которых была представлена на выставке в Псковской областной универсальной научной библиотеке. Подробнее об этом читайте здесь>>>>
Добавим, 17 августа 1977 года, ровно 45 лет назад, советский атомный ледокол «Арктика» достиг географической точки Северного полюса. Он сделал это первым в мире среди надводных кораблей в активном плавании. Поход «Арктики» стал настоящей сенсацией и позволил еще больше расширить период навигации в Северном Ледовитом океане по кратчайшим маршрутам.
Фото главного специалиста пресс-службы Сергея Турова