Лучшим новогодним подарком общегородского масштаба стало техническое открытие после ремонта Троицкого моста. Для водителей и пешеходов – радость, а для специалистов библиотеки имени Курбатова – прекрасный повод раскрыть фонд отдела краеведческой литературы и электронной библиотеки «Псковиана».
Отремонтированный мост гармонично и органически вписывается в архитектурный ансамбль исторического центра Пскова. Однако когда-то горожане смотрели на него совсем другими глазами. В приоритете у них была практическая польза инженерных сооружений, и только потом их эстетика.
То же можно сказать и о реке Великой – кормилице и защитнице, и лишь в последнюю очередь красавице. На берег как городское пространство обратили внимание только в начале XIX века. Заботу о приспособлении и благоустройстве набережных проявил тогдашний губернатор Валериан Николаевич Муравьев, через два года после вступления в должность.
О том, сколько длилось строительство набережных, какими были их первоначальные очертания и почему они назывались Арестанскими, читайте в материале электронной библиотеки «Псковиана». Из этой же статьи вы узнаете об «изюминках» городских общественных пространств в советские годы и в наши дни.
Но вернемся к Троицкому мосту. Пока псковичи тестирует новое покрытие и оценивают дизайн ограждений, самое время вспомнить его историю. Точных данных о времени появлении моста нет. Но судя по тому, что уже в 14 веке территорию за Псковой называли Примостьем, стратегически важному инженерному сооружению не менее шестисот лет.
В 1849 году деревянный мост был модернизирован по проекту американского инженера Тауна, одобренному императором Николаем I. В 1899-м году, когда в Пскове появились трамваи, он стал арочным металлическим, а в 1950 году – железобетонным.
В разное время мост назывался Запсковским, Великим, Высоким, Рыбницким, Американским. Теперь он Троицкий.
Следующий в очереди на реконструкцию – Ольгинский мост, который Троицкому приходится «младшим братом»: ему чуть больше века. Мост был построен по проекту инженера Соколова строительной фирмой из Санкт-Петербурга и торжественно открыт в конце октября 1911 года. За столь юный по меркам инженерных сооружений возраст Ольгинский мост пережил немало потрясений – четырежды был взорван, один раз разобран и дважды менял название.
Необходимость строительства нового моста в Пскове обсуждалась на страницах «Псковского городского листка» в декабре 1887 года. В Региональном центре по работе с редкими и ценными документами Псковской областной универсальной научной библиотеки хранится подшивка номеров с 1887 по 1890 годы. Некоторые выпуски оцифрованы и находятся на сайте полнотекстовой библиотеки «Псковиана» (ссылка), а некоторые статьи, передающие атмосферу того времени, постоянно упоминаются в обзорах рубрики «Сегодня».
Наконец, мост имени 50-летитя Октября, самый юный. Репортаж о его торжественном открытии в ноябре 1967 года был показан не только по местному телевидению, но и в самом рейтинговом СМИ того времени - киножурнале «Наш край».
В отделе краеведческой литературы хранится подшивка газеты «Молодой ленинец» за 1967 года. В одном из номеров корреспондент Владимир Федоров пишет с места события:
- На правом и левом берегах Великой праздник. Через несколько минут будет разрезана алая ленточка. Официально будет открыто движение. Сотни людей ждут этого момента…Первыми ехали по мосту в нарядных автобусах строители, за ними по новой дороге через реку прошли жители города. А уже через 10 минут работники ГАИ приступили к работе…
Кстати, в начале XX векана этом месте при необходимости ставили понтонный мост. По нему в 1903 году Николай II во время посещения Пскова ехал в Мирожский монастырь…
Добавим, оцифрованную подшивку газеты «Молодой ленинец» с 1957 по 1989 год можно найти на сайте электронной библиотеки «Псковиана».
Пресс-служба библиотеки
(72-20-02)