В фойе 1 этажа открылась художественная выставка «В кадре и за кадром», а в актовом зале писатель и журналист Артемий Аграфенин представил свою книгу «Легенды Ленфильма».
Оба события были посвящены творческой кухне и тайнам знаменитой киностудии. Тому, что для многих зрителей остается за кадром – в буквальном смысле этого слова.
Художница Татьяна Стрежбецкая в кинематографическом закулисье «Ленфильма» давно свой человек. А точнее – с 2007 года. С тех самых пор, когда режиссер Сергей Овчаров снимая фильм «Сад» по пьесе Чехова, попросил художницу написать семь живописных портретов рода Раневских в стилистике мастеров XVIII-XIX веков.
Татьяна, как это часто бывает с людьми творческими, увидела в работе над проектом безграничные творческие возможности. Одновременно появились новые идеи и поступило предложение о сотрудничестве. То самое предложение, от которого не возможно отказаться.
- Картинка на экране - это лишь верхушка айсберга, но есть вещи, которые можно увидеть только на съемочной площадке. За кадром кипит насыщенная жизнь. Кино делают легендарные личности, чьи фамилии мелькают в титрах и хорошо, если на них задержится взгляд. Именно их мне захотелось сделать своими героями, - рассказала художница.
Галерея образов, созданных Татьяной Стрежбецкой – это живописная летопись «Ленфильма», которую художница ведет уже шестнадцать лет. Первыми увидели свет портреты режиссера Сергея Овчарова и оператора Ивана Багаева. Сейчас работ более ста, сорок из которых представлены на выставке в библиотеке имени Курбатова. Среди них – портреты актеров, режиссеров, сценаристов, операторов, звукорежиссеров, костюмеров, гримеров, композиторов. Некоторые, к сожалению, ушли из жизни. Запечатлев их для истории, художница оставила об этих людях лучшую память.
Бесценным подарком для зрителей стала экскурсия по выставке в эксклюзивном авторском исполнении. Татьяна рассказала, как создавались портреты режиссеров Виталия Мельникова и Виктора Бутурлина, операторов-постановщиков Сергея Астахова и Игоря Зайцева, актеров Павла Кадочникова, Сергея Шакурова и Дмитрия Баркова, актрисы Зои Буряк, композитора Олега Каравайчука, и многих других. На портреты, по словам Татьяны, могло уходить от трех часов до трех лет – в зависимости о ситуации, обстоятельств, контакта с человеком и необходимого каждому художнику вдохновения. Художница призналась, что для нее важно находиться в гуще событий, а любимое место ее работы - съемочная площадка.
- Для меня важен эмоциональный контакт. Важно, как человек глядит, как говорит, как думает. Какие у него глаза, улыбка, линия носа…Ведь в портрете главное – не фотографическое сходство, а скрытый психологизм, раскрывающий суть человеческой души, - говорит Татьяна. - Хочется раскрыть внутренний мир, саму суть, подчеркнуть и черты, связывающие тебя с прошлым. С твоими предками. Поиски этих связей, черт – вечных, не преходящих – и составляют тайну творчества.
Рассказ Татьяны Стрежбецкой о каждой своей картине достоин отдельной главы в энциклопедии ленинградского кинематографа. Наблюдая за тем, что происходит за кадром глазами художницы, зрители узнали:
- что общего между кино и «сковородкой»;
- почему камера-паук – лучший друг актеров;
- почему картина Игоря Зайцева писалась с риском для жизни;
- что не так с портретом композитора Олега Каравайчука и на какую хитрость пошла художница, чтобы его написать;
- кого напоминала режиссеру Эрнесту Ясану его скульптура «Мыслителя»;
- как сложилась судьба легендарного Петрова из культового детского фильма 80-х годов;
- почему портрет Сергея Шакурова не живописный, а графический;
- сколько часов без перерыва может разговаривать поэт-песенник Юрий Энтин;
- за что оператора Сергея Астахова называли Кулибиным
- почему среди художников-постановщиков в советские годы было мало женщин.
Разговор о мире кино продолжился в актовом зале библиотеки, где состоялась презентация книги Артемия Аграфенина «Легенды Ленфильма». Молодой писатель и журналист, который за кадром бывает гораздо чаще, чем в кадре, рассказал о том, создавались известные фильмы, и прочитал несколько глав.
Речь шла о киноэпопее Игоря Масленникова «Шерлок Холмс», картине «Мой друг Иван Лапишин» и других кинолентах.
В основу книг Артемия Аграфенина легли архивы киностудии «Ленфильм», статьи журналов «Советский экран» и «Кадр», а также цитаты самих авторов фильмов. Издание прекрасно иллюстрировано фотографиями, язык легкий и лаконичный, а изложенные факты интригуют с первых страниц.
Участвуя в розыгрыше книги Артемия Аграфенина «Легенды Ленфильма», зрители узнали, сколько лет было Янине Жеймо, когда она снималась в фильме «Золушка» и какого размера была ее хрустальная туфелька. А также «разгадали» ошибку художника по реквизиту в фильме «Старик Хоттабыч» - волшебный дедушка пытался накормить пионера Вольку недозревшими бананами. Впрочем, других в СССР не было…
Победители получили книги с автографами автора, еще несколько экземпляров Артемий переда в дар библиотеке имени Курбатова.
Добавим, выставка Татьяны Стрежбецкой будет работать до 7 августа. Ждем вас на Профсоюзной, 2, в фойе 1 этажа библиотеки по графику работы библиотеки.
фотоальбом с мероприятий смотрите на странице библиотеки в социальной сети Вконтакте >>>>
Пресс-служба библиотеки
(72-20-02)