С материалами об уникальных текстах электронной коллекции знакомят специалисты Регионального центра Президентской библиотеки.
Труд педагога почитали во все времена. В Российской империи активно развивалось народное образование — неравнодушные активисты по доброй воле обучали детей рабочих и крестьян, у которых не было денег на получение официального образования.
После Октябрьской революции, в 1920 году, Совет народных комиссаров принял декрет об учреждении Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности, а с 1930-х годов все дети должны получать среднее образование.
История Международного дня учителей начинается в 1966 году. В тот год 5 октября ЮНЕСКО приняло рекомендации о статусе учителей. В документе отмечалось, что успехи в образовании во многом зависят от квалификации и способностей педагогического коллектива в целом и от личных и профессиональных качеств отдельных учителей.
В 1994 году, в годовщину принятия рекомендаций о статусе учителей, ЮНЕСКО учредило Международный день учителей.
В СССР День учителя официально появился в 1965 году. Тогда Указ Президиума Верховного Совета постановил отмечать праздник в первое воскресенье октября, так отмечали День учителя до 1994 года. После учреждения Международного дня учителей Россия изменила дату профессионального праздника на 5 октября.
День учителя особо значим и в настоящее время. Более того, 2023 год в России был объявлен Годом педагога и наставника — соответствующий указ подписал президент РФ Владимир Путин.
На портале Президентской библиотеки вы сможете познакомиться с подборкой раритетных учебников по русскому языку, истории и географии.
В их числе первый русский учебник, книжный памятник конца XVII века – иллюстрированный «Букварь Кариона Истомина».
История Букваря Кариона Истомина, его также называют Лицевой букварь, началась в 1692–1693 годах, когда иеромонах московского Чудова монастыря, писатель и придворный поэт Карион Истомин создал два рукописных букваря для обучения царских детей, в частности, сына Петра I – царевича Алексея. В 1694 году гравёр Оружейной палаты Леонтий Бунин вырезал Букварь на медных листах, и издание было выпущено небольшим тиражом.
Букварь Кариона Истомина в то время не имел аналогов: он стал первым русским иллюстрированным изданием для детей, где текст и рисунок органично сочетаются, при этом рисунок несёт познавательную нагрузку.
В этой уникальной книге каждой букве отведена отдельная страница. Вверху даётся изображение буквы, составленное в виде людей. Затем идёт ряд воспроизведений этой буквы – гравированных инициалов, печатных прописных и строчных, а также рукописных. Причем это не только русские буквы, но и латинские и греческие. Ниже награвированы изображения самых разных предметов и животных, названия которых начинаются с данной буквы или содержат её.
Другое раритетное издание, предназначенное для обучения - цифровая копия «Азбуки гражданской с нравоучениями» с правками Петра Великого. Для создания в России нового образованного слоя, царь-реформатор внёс изменения в алфавит: сократил количество букв и утвердил новый «гражданский» шрифт.
Итогом петровской реформы стало сокращение числа букв в русском алфавите до 38, их начертание упростилось и округлилось. Были отменены силы (сложная система диакритических знаков ударения) и титла – надстрочный знак, позволявший пропускать в слове буквы. Также было упорядочено применение прописных букв и знаков препинания, вместо буквенной цифири стали употребляться арабские цифры. Стоит отметить, что изменения, проводимые Петром I, коснулись только светского мира.
Введение гражданского алфавита и гражданского шрифта можно по праву считать одним из ключевых событий в истории не только государства в целом, но и русского языка.
«Краткие правила российской грамматики», изданные в 1773 году, не содержат имени автора, но обычно приписываются Антону Алексеевичу Барсову. Ученый-лингвист, общественный деятель, ученик и последователь М. В. Ломоносова Барсов стремился поставить изучение родного языка на научную основу, упростить русскую орфографию, заменить букво-слагательный метод слоговым. Тексты в его учебных книгах были подобраны таким образом, что выполняли не только обучающую, но и нравственную роль. Содержание способствовало воспитанию у учащихся трудолюбия, скромности, интереса к знаниям, любви к родному языку. А. А. Барсов считал, что иностранные языки изучать необходимо, но они не должны мешать усвоению родного языка.
В коллекции «Учебные издания по истории» можно познакомиться в том числе с учебниками времен Российской империи. Одно из таких пособий, предназначенное для начальной школы – «История России в рассказах для детей» Александры Осиповны Ишимовой.
Александра Ишимова – русская детская писательница, переводчица, педагог.
За основу труда была взята «История Карамзина». Известно, что над своей книгой писательница работала шесть лет. Написанная для детей, «История» Александры Ишимовой интересна и взрослому читателю: в ней собрана обширная информация о тысячелетней истории Отечества. О творчестве Адександры Осиповны высоко отзывались Васлиий Андреевич Жуковский, Александр Сергеевич Пушкин, Николай Васильевич Гоголь и другие великие писатели.
В 1760 году типографией Московского университета был выпущен «Краткий российский летописец с родословием» – первый учебник по отечественной истории, подготовленный М.В. Ломоносовым в качестве учебной книги для наследника престола, будущего императора, Павла Петровича.
«Краткий российский летописец» содержит хронологическое перечисление правителей Руси и России. Текст этой части разбит на вертикальные колонки, из которых в двух первых дается последовательность поколений от Рюрика и «порядковый номер» правления.
В 3-й, наиболее важной и информативной колонке, помещен перечень основных событий каждого правления, а в 4-й колонке указывается год начала правления, в 5-й – годы правления.
Учебник для 4 класса под редакцией профессора А.В. Шестакова «Краткий курс истории СССР» - победитель конкурса, проводившегося в 30-е годы. Пособие построено на идее преемственности: великие исторические персоны, такие как Александр Невский, Иван Грозный, Петр I, с древних времён строят мощное государство, борясь с иноземными захватчиками. Хронология этого учебника и методы изложения информации были впоследствии заимствованы другими учебными изданиями.
Пособие второй половины 19 века по географии России «География для детей» составлено в форме путешествий по разным городам Российской империи. «По моему мнению, — говорит автор Федор Дмитриевич Студитский в предисловии, — надобно начинать преподавание географии с того места, где живут дети, т.е. с предметов известных им». Первый выпуск «Географии для детей» посвящен Пскову: городам, озерам и рекам. Попутно автор объясняет детям общие географические понятия и обозначения, названия и смысл различных явлений и процессов, встречающихся в пути.
Достойна внимания «Экономическая география России» 1918 года издания. Полное название учебника – «Экономическая география России с рисунками и статистическими таблицами о транспорте, промышленности и торговле».
Это пособие - исторический и экономический обзор Российской империи, многолетний труд составленный по первоисточникам и многочисленным материалам.
Автором широко представлены: горнозаводская промышленность, добыча нефти и развитие нефтяной промышленности, добыча чугуна, также добыча и переработка золота, платины и др. Отдельно описана внутренняя торговля в России, а также внешняя торговля с иностранными государствами и ее перспективы. Представлены средства связи в России (почта, телефонные и телеграфные сообщения).
Описаны многие достижения научно-технического прогресса, а также дано сравнение с общим мировым развитием ведущих держав мира. Описаны и в сравнении рассмотрены многочисленные виды промышленности (горная, нефтяная и пр.), пути сообщений (морской, ж/д, речной транспорт), сельское хозяйство, полеводство, земледелие и др. Особо выделены и даны характеристики сравнения с Англией, Германией, Францией и США, описана сельскохозяйственная промышленность в разных регионах России
С полными коллекциями учебников на портале Президентской библиотеки можно познакомиться по ссылкам ниже:
Учебная литература по русскому языку>>>
Анна Жиляева,
ведущий специалист Регионального центра Президентской библиотеки
(2 этаж, 204 кабинет, 72-83-98)