Его первая встреча с псковскими читателями с аншлагом прошла в библиотеке в апреле 2017 года. За последние семь лет интерес к творчеству и общественной деятельности писателя Полякова не только не угас, но стал еще более пристальным.
Юрий Поляков возглавляет Национальную ассоциацию драматургов. Его офис находится в самом сердце Москвы, на Арбате. Эта, казалось бы, малозначительная деталь на самом деле весьма символична. Писатель, общественный деятель и журналист, Юрий Поляков был и остается в центре: событий, настроений, духовной борьбы. Не в курсе – а именно в центре. Некрасовское «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан» он трансофрмировал по-своему, доказав, что творчество и активная позиция друг без друга существовать не могут. Не должны!
Доказательством тому служит общественная деятельность писателя. Более десяти лет он входил в Совет при Президенте РФ по культуре и искусству, являлся членом Общественной палаты, возглавлял Общественный совет Министерства культуры РФ, был заместителем председателя Общественного совета при Министерстве обороны. В настоящее время он входит в попечительский совет Патриаршей литературной премии, в совет по культуре Госдумы, в Общественные советы Министерства культуры и Министерства обороны РФ, является членом президиума Общества русской словесности.
И все это – без отрыва от производства. Точнее, творчества, на которое он всегда находит время и силы. За сорок пять лет работы писатель выпустил около 150 книг. Его основные бестселлеры находятся в фонде библиотеки имени Курбатова и востребованы среди читателей не меньше романов Достоевского.
Художник не должен оставаться над схваткой, а в основе свободы слова лежат правда и принципиальность. Об этом – все творчество Юрия Полякова.
Коренной москвич, выпускник факультета русского языка и литературы Московского педагогического института, он дебютировал как поэт в начале 80-х годов прошлого века. Его диссертация была посвящена фронтовой поэзии. Но известность и признание он получил благодаря прозаическим произведениям. Повести Юрия Полякова «ЧП районного масштаба» и «Сто дней до приказа», опубликованные в журнале «Юность», имели, как бы сейчас сказали, эффект разорвавшейся бомбы. Их обсуждали везде – в общественном транспорте, в Домах культуры и университетских кабинетах, на кухнях обычных советских граждан. Никто до Юрия Полякова не отваживался говорить правду, которую знали все – о перерождении, обюрокрачивании комсомола и власти, о «дедовщине» в армии. Язвы общества писатель вскрывал в свойственной только ему манере - изящно, тонко и вместе с тем просто, с юмором и бескомпромиссной социальной остротой.
Дебют Полякова оказался успешным и в писательской среде. Сергей Михалков даже назвал своего молодого собрата по перу «последним советским классиком». А критики охарактеризовали его метод, как «гротескный реализм».
Следующие повести Юрия Полякова только закрепили успех, сделав из подающего надежды новичка уверенного профессионала. В свет вышли «Работа над ошибками», «Апофегей», «Парижская любовь Кости Гуманкова», антиутопия «Демгородок» (1993). Интересно, что в отличие от многих других писателей, с наслаждением высмеивающих советские реалии, Поляков вспоминал о них с ностальгией и со свойственной ему честностью не отрицал очевидных плюсов эпохи.
В первые годы жизни новой России в печать выходят самые популярные произведения Юрия Полякова - роман-эпиграмма «Козленок в молоке» и семейный роман «Замыслил я побег...», ставший по мнению критиков одной из вершин отечественной реалистической прозы конца века.
В первые два десятилетия нового века Юрий Поляков плодотворно работал как прозаик, создав цикл «Плотские повести», роман «Грибной царь», ироническую эпопею «Гипсовый трубач», роман «Любовь в эпоху перемен», ретро-роман «Веселая жизнь, или Секс в СССР».
Почти вся проза Полякова экранизирована, снято более 10 полнометражных и телевизионных фильмов. Его произведения переведены на многие языки и включены в школьные и вузовские курсы современной российской литературы. Всего за сорок пять лет работы писатель выпустил около 150 книг.
Юрий Поляков – ведущий современный драматург, его пьесы с успехом идут в Москве, театрах страны от Владикавказа до Владивостока, в СНГ и дальнем зарубежье, собирая полные залы. Недавно он завершил двухактную пьесу «Ангел влияния. Потусторонняя комедия», которую сразу взяли в работу Академический театр Российской армии и Новосибирский драмтеатр. Большой интерес режиссеров вызывает еще одна его новая пьеса «В ожидании сердца». Театр на Малой Ордынке под руководством Евгения Герасимова планирует инсценировку «Козленка в молоке», столь любимого читателями и зрителями. Национальная ассоциация драматургов, которую возглавляет писатель, планирует возобновить конкурс современных пьес «Автора – на сцену!».
Еще она грань таланта Юрия Полякова – публицистика. В своих статьях и эссе он осмысливает происходящие в России духовные и социально-политические процессы. Многие его оценки, формулы, а также неологизмы стали широко популярны и вошли в национальный интеллектуальный обиход.
Свои стихи, прозу, публицистику Поляков на протяжении трех десятилетий печатал в «Литературной газете», с которой сотрудничает с 1979 года. Став в 2001 году главным редактором «Литературной газеты», 33-м по счету, он способствовал превращению «детища Пушкина» в острое полифоническое издание, открытое всем направлениям мысли. Под его руководством некогда любимая советской интеллигенцией «литературка» снова стала ведущим культурологическим еженедельником страны.
Пост главного редактора газеты Юрий Поляков покинул в 2017 году, продолжая сотрудничество с изданием.
Напомним, XIX Межрегиональный книжный форум «Русский Запад» пройдет в Псковской областной универсальной научной библиотеке имени Курбатова с 16 по 18 апреля 2024 года.
Пресс-служба библиотеки
(1 этаж, 115 кабинет, 72-45-62)
по материалам открытых источников