Автор научно-фантастических сказок и рассказов, написавший продолжение повести Александра Волкова «Тайна заброшенного замка», расскажет псковичам о том, почему нужно беречь в себе ребенка и как это сделать.
Вся его жизнь – это увлекательная, как фабула приключенческого романа, борьба между внутренним физиком и лириком. И закономерный вывод: одно другому не мешает, а совсем наоборот.
Юрий Кузнецов родился в первые послевоенные годы маленьком шахтёрском городке Анжеро-Судженске Кемеровской области и в пятилетнем возрасте вместе с матерью и старшей сестрой переехал в деревню Никифорово Тутаевского района Ярославской области. О писательской карьере деревенский мальчишка даже не помышлял, но читателем был страстным, как и многие дети пятидесятых, которым книги заменяли все сокровища мира.
Героя своих первых историй Юра не искал – он жил у него дома, любил спать на коленях и звался Мурзиком. Обычный кот даже не подозревал, какие небылицы рассказывает о нем за спиной хозяин. Одна история была невероятнее другой. Правда, автор их не записывал, предпочитая формат устного народного творчества. Юрины друзья были в восторге, требуя продолжения…
Кроме смешных историй мальчик сочинял стихи и даже отправлял их в «Пионерскую правду» - самую популярную детскую газету того времени. Опубликованы они не были, но получили высокую оценку редколлегии. Среди его литературных подвигов значилось даже сочинение в стихах о Юрии Гагарине…Но все испортила недостаточная укомплектованность школьной библиотеки и неуемный читательский аппетит. В один прекрасный день Юра перешел на подшивки журнала «Юный техник».
- Пожалуй, это оказалось стратегической ошибкой. Физик победил во мне лирика, - признается Юрий Кузнецов в автобиографии. - Карманный радиоприёмник в мыльнице, с диском настройки от динамо фонарика-«жучка», дистанционный приём сигнала от радиоприёмника “Стрела” прямо на наушники. И в 1967 году я оказался в Горьком, поступив туда на радиотехнический факультет политехнического института.
Наука накрыла будущего писателя с головой. Вместо приключений Мурзика и оды о Гагарине свет увидела дипломная работа «Исследование системы фазовой автоподстройки частоты с автоматической регулировкой усиления в петле обратной связи». Далее следовали работа во Всесоюзном научно-исследовательском институте экспериментальной физики (Арзамас-16), продолжение карьеры в Ярославском конструкторском бюро радиоприборов и в Проектно-технологическом научно-исследовательском институте, тридцать научных работ, двадцать изобретений и подготовка диссертации о вторичных источниках питания с опорным элементом-негатроном.
Впрочем, физик Юрий Кузнецов ни в коей мере не мешал лирику Юрию Кузнецову знать наизусть почти все песни Высоцкого и перечитать всю научную фантастику, которая издавалась и была доступна советским гражданам на тот момент. Слушателю Университета марксизма-ленинизма, материалисту по долгу службы, ему всегда было тесно в рамках существующих представлений о пространстве и времени и хотелось вырваться за пределы основного вопроса о первичности материи и вторичности сознания. Его первое научно-фантастическое произведение «Зачем белке хвост, а мужчине борода» было напечатано на страницах стенгазеты «Радист».
На рубеже девяностых с нашим героем случилось то, что сам он называет «звоночком». Во время поездки в Кишинёв на научно-практическую конференцию самолёт застрял в аэропорту. Из головы физика не выходила последняя сказка Александра Волкова «Тайна заброшенного замка». Да и дочь его настойчиво интересовалась, что же будет дальше с полюбившимися героями. На оборотной стороне стопки чистых телеграфных бланков Юрий Кузнецов набросал текст будущей сказки «Изумрудный дождь». Дочка одобрила. И тогда автор впервые задумался об издании своего сочинения, заручившись поддержкой создателя «Волшебника изумрудного города». Получить профессиональное благословение Александра Волкова его продолжателю не удалось: он ушел из жизни в 1977 году. Но выход был найден.
Из автобиографии Юрия Кузнецова:
«Удалось найти Леонида Викторовича Владимирского, иллюстрирующего все сказки Волкова. Созвонился, договорился о встрече и выехал в Москву. Встретились в его мастерской. Пока Леонид Викторович читал рукопись, я рассматривал огромный стенд с книгами, которые были иллюстрированы этим удивительным, всемирно известным художником. Слышу, хохочет! От сердца отлегло, значит, понравилась сказка!
— Нужно печатать! — решительно высказался он. — Меня ребята давно просят рассказать, что же стало с героями волковских сказок…
Пока удалось найти издательство, которое взялось бы напечатать рукопись, накопилось четыре повести. Наконец, ярославское издательство “Нюанс” в 1992 году выпустило мою первую книжку “Изумрудный дождь и другие повести”, да ещё и с предисловием Леонида Владимирского»
Как говорили критики, недостатки первых сказок Волкова стали продолжением его достоинств. Как инженеру, ему хотелось не только рассказать, но ещё и объяснить сказку. Привычный физику язык, богатый терминами и техницизмами, некоторых читателей смущал, а другим и вовсе казался иностранным. Поэтому второе, переработанное издание оказалось более легким для восприятия. Иллюстратором книги стала художница из Вологды Ольга Бороздина, работавшая в стиле, схожем с манерой Владимирского.
Действие в книгах Кузнецова происходит в системе параллельных миров. Волшебная страна Волкова и Земля являются всего лишь одними из них, наряду с оригинальными мирами автора, среди которых планета параллельного мира Рамерия, планета антимира Ирэна, населённая разумными динозаврами планета «встречного мира» Биармия. Герои Кузнецова путешествуют по этим мирам через порталы-лабиринты.
Несколько лет книги Кузнецова активно издавались в России и за рубежом. Затем писатель взял творческую паузу, вкладывая основные силы и финансы в развитие собственной фирмы. В 2000—2001 годах все то же ярославское издательство «Нюанс» выпустило переиздание первых четырёх повестей и первое издание «Возвращения Арахны».
После переезда в Реутов в 2011 году Кузнецов вернулся к творчеству. В 2014—2016 годах вышли переиздания старых и ряд новых повестей-сказок, составивших цикл «Лабиринты Волшебного мира». Цикл в 2016 году стал лауреатом Премии имени Леонида Панасенко «Планета Крым».
Произведения Юрия Кузнецова:
Цикл «Лабиринты Волшебного мира» (повести-сказки)
- «Изумрудный дождь» (1992)
- «Жемчужина Халиотиса» (1992)
- «Привидения из Элминга» (1992)
- «Пленники кораллового рифа» (1992)
- «Карена — повелительница гномов» (1996)
- «Возвращение Арахны» (1996)
- «Лох-несская красавица» (2015)
- «Жёлтый Дру и его кусаки» (2015)
- «Там, где встречаются миры» (2015)
- «Змеиный курган» (2015)
- «Страна Ква» (2015)
- «Страна Семи пещер» (2015)
- «Колдуньи и волшебницы» (2015)
- «Дух по имени Мос Ква» (2016)
- «Странные страны» (2016)
Цикл «Лабиринты Биармии»
- «Аты, баты, гравилаты» (2015)
- «Те, кто живут у солёной воды» (2015)
- «О чём молчали амфибии» (2015)
- «Два кольца и медвежья лапа» (2015)
- «Живая радуга» (2015)
- «Лабиринты Биармии» (2015)
Прочее
- «Не сказки» (автобиографические и фантастические рассказы, стихи, 2016)
Пресс-служба библиотеки
(1 этаж, 115 кабинет, 72-45-62)
(по материалам открытых источников)