Известного псковского музыканта, члена Союза композиторов России, преподавателя псковского областного колледжа искусств Татьяну Лаптеву тянет в библиотеку как магнитом. А нас – на ее концерты. И это не удивительно: хорошая музыка и литература не отделимы друг друга. Особенно, если созданы талантливыми людьми.

 «Каждый пишет, как он дышит»,  - эта универсальная формула творчества, выведенная Булатом Окуджавой, имеет к нашей собеседнице самое прямое отношение. Музыка – это ее естественное состояние.  Она не рождается в муках: льется легко и свободно, как чайка, парящая над водным простором. Песни, романсы, арии, фуги, музыка для гуслей, фортепиано, гитары, хора и театра – без всего этого Татьяна Лаптева уже не представляет своей жизни. Это и есть ее жизнь. Ее личное море.            

Рандеву на Профсоюзной. Море ЛаптевойТем более удивительно, что, будучи  музыкальным теоретиком по образованию и педагогом по призванию, долгое время Татьяна Александровна  не мыслила себя композитором. Пока не поняла, что у нее достаточно знаний, чтобы сочинять. 14 марта 1999 года она была принята в Союз композиторов, и творчество стало не только потребностью, но и частью профессии. В основе ее таланта – особая художественная чуткость, способность улавливать высшие вибрации и видеть гармонию во всем, что  окружает.  И, конечно, колоссальная, редкая для творческого человека самоорганизация.

А духовной пищей талантливого композитора  всегда были книги.  В детстве Татьяна Александровна зачитывалась «Волшебником Изумрудного города» Александра Волкова,  «Динкой» Валентины Осеевой и «Джейн Эйр» Шарлоты Бронте.   

О любимых писателях и музыкантах, о людях, близких по крови и по духу и о неслучайных случайностях в свой жизни рассказывает Татьяна Лаптева.

- Среди ваших коллег профессионалов много, но музыку пишут далеко не все, а хорошую -   единицы. Можно ли этому научить и научиться?            

-  Многое зависит от образования.  Большинство музыковедов, к которым отношусь и я, по сути являются композиторами. Образовательная программа предполагает создание учебных произведений. В общем хочешь ты того, или нет, а сочинять приходится. Те, кто к этому особенно расположен, входят во вкус. Так случилось и со мной.  Сочинять музыку я стала поздно, а потом уже не останавливалась.

 - Знаю, что люди творческие радеют за точность формулировок. У вас как правильно – музыку писать или сочинять?   

- Композитор в переводе с латыни -  означает «изобретатель». Создавая новое, он комбинирует то, что хорошо знает: стили, элементы жанра и другие важные составляющие музыкального произведения. Поэтому я бы сказала, что музыку не пишут и не сочиняют,  но, при этом -  изобретают.       

  • Ученые говорят, что практически все способности человека зашифрованы в его генах и рано или поздно проявляются. Ваш музыкальный дар тоже достался «по наследству»?

-  Папа и  мама были очень музыкальными людьми. Мама, врач по образованию, любила устраивать  песенные застолья с гостями, а папа, офицер,  возил меня за сорок километров из военного городка на оперные спектакли в Самару (Куйбышев).Они сделали все, чтобы мы с сестрой и братом сами выбрали свой путь и занимались любимым делом и всегда поддерживали.

- Золотые слова! Расскажите о своих родителях.

- Мои родители родом -  из Халтуринского района Кировской области, они выросли в деревне Большие Зоновы. Мамина девичья фамилия — Зонова. Папа в 17 лет попал на фронт, воевал, а после войны стал профессиональным военным. Мама в 17 лет уехала из вятской деревни в уральский город Пермь, получила образование и стала врачом-эпидемиологом. Первые детские годы мы с родителями и старшей сестрой провели в живописном городке Вятские поляны, где дощатые тротуары на улицах укладывали после войны пленные немцы. Потом отца перевели в степной военный гарнизон  Куйбышевской области, затем, в мои 15 лет,  в Куйбышеве, отец ушёл в отставку. Так что пришлось поездить.

- Рискну предположить, что нотную грамоту вы освоили раньше азбуки…

- Не совсем  так. Хотя музыку, конечно, полюбила еще до того, как научилась читать. Вот мои  приятные детские впечатления: польская песня «Кукушечка»  или «Марш трёх королей» из «Арлезианки» Бизе...  Мне очень нравился голос  Клавдии Шульженко. Пластинки с ее эстрадными песнями ставила мне моя деревенская бабушка, на патефоне.  Когда родители подарили мне набор «Мойдодыр» с крохотным мыльцем, одеколоном и зубной щеткой, я  всё оттуда вытащила, и воображала, что это - патефон,  ставила туда бумажные «пластинки» - и за него же и пела. А еще у меня вызывала восхищение сестра,  которая ходила в музыкальную школу, у нее была красивая папка для нот, настоящая балетная юбочка-пачка, в которой она танцевала балет «Репка» и папа купил для неё фортепиано «Волга-Горький».  Теперь он стоит у меня дома.

 - У каждого в жизни случается переломный момент, меняющий всю дальнейшую жизнь.  Когда это случилось с вами? 

- Наверное, когда познакомилась с преподавателем музыки Галиной Михайловной Никитиной. Она жила и работала в нашем военном городке, куда перевели моего отца из Вятских полян. Галина Михайловна занималась музыкой в местном клубе с офицерскими детьми, в том числе и моей сестрой. О том, что у меня абсолютный слух, я впервые услышала именно от нее. Под ее руководством я экстерном окончила музыкальную школу за 4 года. А еще она хлопотала за меня, написав письмо   самому Дмитрию Кабалевскому – известному советскому композитору и музыкальному педагогу, который собирал и учил одаренных детей по всему Советскому Союзу. Он ответил, но попасть на обучение в Москву не получилось. Сам факт, что меня заметили и оценили, был очень важен и для меня, и моих родителей. Признаюсь честно, в себя я никогда не верила – в меня внушали веру другие люди. И первой была Галина Михайловна.

- Это она убедила вас получить музыкальное образование?Рандеву на Профсоюзной. Море Лаптевой

- Я сама этого очень хотела. На тот момент, всем казалось, шансов было не очень много, но я очень хотела оправдать надежды любимой наставницы. Как раз тогда папу перевели в Куйбышев. До поступления в музыкальное училище оставалось несколько месяцев, решение о поступлении казалось спонтанным, но во мне проснулась решимость!

- Это все равно что выучить китайский язык за одну ночь!

-  И в этой ситуации Галина Михайловна мне помогла. Она дала мне рекомендательное письмо к авторитетному самарскому преподавателю - пианисту  Александру Наумовичу Шхинеку. Сначала он не хотел меня брать: слишком фантастичной была идея подготовить программу к поступлению за столь короткое время. Но моё упорство в желании заниматься его убедило,  он согласился и, смею надеяться, не пожалел об этом.  В итоге я уверенно отыграла программу, поступая на два отделения, и меня взяли на теоретическое отделение. Все годы я  поддерживаю отношения со своей альма-матер. Самарское музыкальное училище имеет богатую историю (в прошлом году ему исполнилось сто двадцать лет) и сильный преподавательский состав. То же самое могу сказать и Ленинградской консерватории. которую окончила в 1977 году. На педагогов мне везло везде, а их опыт я использую в своей преподавательской деятельности.      

- Наверное, легко было учиться, имея абсолютный музыкальный слух?  

- У меня слух не абсолютный, а относительный. Зато чему я научилась, имея не идеальный слух, так это внутренней системе  самоорганизации. Я старалась совершенствоваться, чего бы мне это ни стоило, зная свои слабые стороны и максимально используя сильные.

-  Вам везет не только на хороших педагогов и благодарных учеников. Вы были знакомы с самим Борисом Степановичем Скобельциным, которого называют «последним рыцарем земли Псковской»!

-  Да, мы дружили с ним, до самой его смерти. Я  была первой, кто откликнулся скорбным некрологом на его уход. Он был замечательным человеком – искренним, добрым, щедрым на внимание и заботу.  Благодаря ему я поняла, что такое красота Псковщины. Борис Степанович — архитектор-реставратор, фотограф-художник, в отношении к жизни — поэт и деятель! И всё это я узнала в общении с ним. Наша дружба началась, когда однажды, во время одной из его многочисленных экскурсий по городу,  я спела для Бориса Степановича и друзей в пустом храме Николы со Усохи старинный знаменный распев, и  он назвал меня самородком...

- Неоднократно бывала на ваших концертах. Голос и правда завораживает… 

- Сказались долгие годы практики. Я всю жизнь пою и мечтаю петь. Когда училась, пела в хорах и  профессиональных коллективах. В конце 90 - х ученики предложили  мне стать музыкальным руководителем хора Свято-Никольского храма. Призвали, как варяга -  на царство...И мы, что называется, совпали – и творчески, и чисто по-человечески. Они были согласны меня слушать, а я знала, что с ними делать.  Любятовский хор с концертами  объездил многие страны Европы. Я заметила, как трепетно жители западных стран относятся музыке, в том числе и к русской, и какую значительную часть общей культуры она для них представляет. В 2009 году после наступления мирового финансового кризиса от гастролей пришлось отказаться. Но хор существует о сих пор. Я и сейчас там пою, пропустив только два года пандемии.             

- Вы говорите, что писать музыку стали довольно поздно. Почему вдруг возникала такая потребность?  

- Не вдруг!  Это произошло абсолютно естественно. В принципе я занималась эти всю жизнь, но не отдавала себе в этом отчета. Изучая любое музыкальное произведение – хоть симфонию, хоть сонату – мы обязательно составляем план. Все структурировано, можно запланировать и написать. А оригинальные идеи и озарения приходят уже в процессе. Вдохновенье – это и есть способность к сочинению.            

- О создании текстов я знаю много и не понаслышке, но музыка – это совсем другая, тонкая, почти космическая материя. Раскройте, пожалуйста, тайны ее рождения!      

- Сочинение – это совершенно особый процесс. Включаешься в него, и многое  идет само собой. Все начинается с идеи, на которой я максимально концентрируюсь. Только нотный лист, отточенный карандаш и клавиатура. А потом планируешь развитие и, в это время,  словно отключаешься от внешнего мира, ведь должна сложиться форма. И знаете, что я заметила? Время словно останавливается, замедляется и «расширяется», - и возникает другое состояние сознания. Кажется, что ты «нырнул» в вечность, а на самом деле  - прошло от нескольких минут — до полутора часов. Так отмечено на одном из моих первых сочинений.

Рандеву на Профсоюзной. Море Лаптевой- Вы пишете музыку, когда появляется вдохновенье, или по заказу?  

- Первое не исключает второе, а второе — первое.  После  вступления в Союз композиторов и ряда моих выступлений с музыкой, мне предложили написать  – концерт для гуслей, в другое время - романс для голоса и ансамбля гитар, в 2012 году — музыку для театральной постановки. И с тем, и с другим, и с третьим — работала с вдохновением. Главное хорошо изучить материал, поставить перед собой задачу и максимально сосредоточиться на ее выполнении.      

 - Хоть музыка и литература это и разные виды искусства, но одинаково украшают мир и вызывают сильные эмоции. Что вдохновляет композитора Татьяну Лаптеву?    

-  В колледже я преподаю уже давно, в том числе, ряд последних лет, -  и композицию. Благодаря этому предмету, мы осуществляем многие интересные  проекты, которые  посвящаем памятным датам писателей. Чтение — одно из моих любимых занятий и мне есть, что предложить студентам в качестве творческих заданий.  Например, в 2022 году отмечался юбилей Самуила Маршака – автора не только любимых детских стихов, но блистательных переводов шекспировских сонетов и сказки «12 месяцев». Эта знаменитая сказка существует и в формате телеспектакля, и  мультфильма, с музыкой. Но нам с поэтом Натальей Шолик пришла мысль создать ряд музыкально-поэтических портретов героев этой сказки. Ведь, например, у падчерицы-героини даже имени нет. И началась интересная изыскательская и аналитическая работа. Я же все-таки теоретик, по профессии и по призванию, очевидно...

- Откуда вы  брали материал?

- У меня  много книг, которые я собираю всю жизнь. Как сказал Пушкин, «книги – мои лучшие друзья». Дома я сажусь в кресло, и в нужный момент протягиваю руку и достаю нужную книгу.

- Но вернемся к Маршаку и его «Двенадцати месяцам». Это же классика, изученная вдоль и поперек.  Любопытно, что нового можно отыскать в хорошо известном и не забытом старом?

- Я нашла первоисточник, с которым работал Маршак. Это чешская литературная сказка Божены Немцовой– там немного  другие герои, и характеры у них отличаются от персонажей пьесы Маршака. Но  юная королева и там, и там, - такая злая и жестокая, что захотелось запечатлеть ее поэтический образ с некоторой иронией. В создании портретов и во многих других проектах мы сотрудничали с  талантливой псковской поэтессой Натальей Шолик-Алексеевой.  

    - Ваша музыка у меня ассоциируется с поэзией Серебряного века…

- Меня неизменно вдохновляет этот совершенно особый период в русской культуре, отмеченный блистательными литературными экспериментами и трагизмом судеб их авторов. Мой любимый поэт – Игорь Северянин. У многих он ассоциируется исключительно со стихотворением «Ананасы в шампанском», но это только верхушка его поэтического айсберга. Манерность – лишь внешняя сторона его стихов - поэз. (медали). Находясь в эмиграции, Северянин сохранил   отношение к русской культуре,  как величайшему сокровищу. Он создал жанр «медальонов» - сонетов   о поэтах, писателях и композиторах. На его слова я уже написала целый ряд разнохарактерных романсов. Два последних  посвящены  Николаю Андреевичу Римскому- Корсакову. Они написаны, как раз, по заказу, к его юбилею, который отмечается в этом году. 

- Ваши концерты в библиотеке – это всегда праздник и для читателей, и для сотрудников. Надеюсь, они продолжатся?

  - Конечно, у вас прекрасная атмосфера, её создают  организаторы, отзывчивая публика и хороший музыкальный инструмент, благодаря которому можно исполнять и слушать живую музыку. За многие годы, прожитые в Пскове, мне запомнились  поэтические и писательские  вечера и встречи в залах вашей библиотеки, которая  не так давно обрела имя В.Я.Курбатова. Для меня очень важны мои встречи и общение с Валентином Яковлевичем. Он подарил мне свои книги с автографами. Я их храню в особом разделе своей библиотеки, где собраны  как драгоценные подарки, книги стихов и прозы псковских писателей. С ними я дружу тоже, уже целую жизнь и давно пересказываю многие их стихи языком своей музыки. Будем дружить!

Ульяна Михайлова,

пресс-служба библиотеки

(1 этаж, 115  кабинет, 72-45-62)   

 

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель, редакция При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество