В этом году исполняется 320 лет Летнему саду - одному из самых известных парков России. Основанный по прямому указанию Петра I, он на протяжении своей трёхвековой истории служил образцом садово-паркового искусства и неоднократно вдохновлял поэтов, художников и режиссеров.
На портале Президентской библиотеки можно познакомиться с коллекцией «Летний сад», основная часть которой состоит из открыток и картин с изображением Летнего сада в разные периоды истории.
320 лет назад, 5 апреля 1704 года, царь Пётр I дает распоряжение главе Разрядного приказа Тихону Стрешневу: «Как вы моё письмо получите, изволь, не пропустя времени, всяких цветов из Измайлова не помалу, а больше тех, кои пахнут, прислать с садовником в Петербург». Поэтому именно 5 апреля мы отмечаем день рождения Летнего сада.
Царь сам нарисовал план парка, в который сначала высаживали только однолетние цветы – «летники» (по одной из версий от них и пошло название сада). Первый проект будущего сада имел запланированное деление на ровные аллеи и четкую организацию посадок из деревьев и кустарников.
Летом 1704 года по повелению царя в Санкт-Петербург потянулись из Европы подводы с цветами и саженцами. Это был пробный и вполне удачный опыт создания подобного ландшафтного пространства в России.
В Летнем саду петровского периода было посажено множество дубов, вязов, кленов, рябин, елей и других видов деревьев. В хозяйственной части находились фруктовые деревья и кустарники, а также пряные травы, пригодные для приготовления еды.
В «Путеводителе по Петербургу» 1886 года первоначальный вид Летнего сада описывается так: «…прежде он был несравненно обширнее, потому что соединялся с нынешним Михайловским садом и обнимал пространство, занятое теперь Инженерным замком. Он разведен в голландском вкусе, т.к. дорожки его представляют соединение прямых линий…При Петре I сад был наполнен оловянными статуями, изображавшими сюжеты из Эзоповых басен…Екатерина II украсила сад фонтанами, каскадами, горками, павильонами, множеством мраморных статуй и бюстов.»
В издании «Картины по русской истории» (№34) приводится подробное описание сада иностранцем, современником Петра I: «С северной стороны, у воды, стоят три длинные открытые галереи…В средней галерее находится мраморная статуя Венеры…Против этой галереи аллея – самая широкая во всем саду; в ней устроены красивые фонтаны, бьющие довольно высоко. Вода для них проводится в бассейны из канала с помощью большой колесной машины.»
Все садовые зоны сада были обустроены фонтанами. Вода в них качалась паровой французской машиной из Фонтанки, которая именно из-за фонтанов Летнего сада и стала так называться, ведь до этого она была просто Безымянным Ериком. Всего территорию Летнего сада украшало более пятидесяти фонтанов.
Кроме фонтанов в обустройстве сада вторым обязательным элементом паркового дизайна являлись скульптуры. Для оформления парка Петр посылает в Италию специальных людей, разбирающихся в искусстве, обязанности которых заключались в поиске и покупке подходящих скульптурных изваяний. К концу жизни Петра Летний сад имел около 100 скульптур, а к концу 18 века их было уже около двухсот. Все сохранившиеся произведения искусства отреставрированы и перевезены в Михайловский замок, а сделанные с них копии украшают теперь аллеи Летнего сада.
В середине 19 века в Летнем саду устанавливается еще один памятник – Ивану Андреевичу Крылову (автор Петр Клодт). Известный русский баснописец с книгой в руке сидит на постаменте, украшенном сюжетными горельефами по мотивам наиболее известных его басен.
По проекту Доменико Трезини на территории сада был сооружен Летний дворец Петра. Резиденция имела тонкие стены и одинарные рамы, поэтому использовалась только в тёплое время года — с мая по октябрь. Дворец, чудом дошедший до нашего времени, очень интересно посетить, ведь это одно из немногих сохранившихся почти в неприкосновенности петровских мест.
Автор книги «Летний дворец Петра Первого» 1929 года свидетельствует об уникальности сооружения: «Тем более ценным надо считать этот домик, что он, хотя и лишенный первоначальной обстановки, сохранил часть внутренней отделки, а с наружной стороны дошел до нас почти, можно сказать, в неизмененном облике.»
Во времена Петра Первого вход в Летний сад был разрешен только по особым пригласительным билетам, позже сад открыт только для знатной публики. К 19 веку Летний сад становится излюбленным местом прогулок горожан за исключением низших слоев общества. Здесь любил гулять и Александр Пушкин, а в произведении «Евгений Онегин» поэт описывает как маленького Евгения водил гулять в Летний сад француз-гувернер.
А еще здесь проводились негласные смотрины невест купеческого сословия. «Путеводитель по Петербургу» рассказывает: «В Летнем саду ежегодно в Духов день бывает народное гулянье, где купцы, еще по старому обычаю, высматривают себе невест.»
В начале 21 столетия прошла крупная реконструкция Летнего сада. Для поддержания территории в надлежащем виде идут постоянные работы по реставрации, восстановлению и сохранению архитектурных и прочих достопримечательностей.
Анна Жиляева,
ведущий специалист Регионального центра Президентской библиотеки,
(2 этаж, 204 кабинет, тел.72-83-98)