1 мая отмечается Праздник Весны и Труда. Так стали именовать Первомай, начиная с 1992 года, раньше он назывался Международным днем солидарности трудящихся. Президентская библиотека предлагает познакомиться с историей праздника.
Новое название возникло не просто так, оно связано с фразой, произнесённой еще в 1905 году революционером Феликсом Волховским в стихотворении: «Первое мая! Первое мая! Праздник труда и весны!».
Один из фундаментальных материалов, представленных на портале Президентской библиотеки по истории празднования 1 Мая, – «Первомайская хрестоматия» 1924 года выпуска, которая даёт полное представление о праздновании Первомая в нашей стране и за рубежом. Хрестоматия предназначена для празднования Первого Мая в школах, кружках и клубах. В книге можно найти стихотворения и рассказы, отражающие разные моменты истории, а также воспоминания участников маевок, речи, партийные воззвания, описания демонстраций, статьи.
1 мая 1886 года в Чикаго рабочие организовали забастовку с требованием 8-часового рабочего дня, которая закончились тогда кровопролитным столкновением с полицией. В июле 1889 года Парижский конгресс II Интернационала в память об этом выступлении принял решение установить День международной солидарности трудящихся. На конгрессе в Париже решено было требовать во всех странах образованного мира, чтобы рабочий день был сокращён до восьми часов. В фонде Президентской библиотеки хранятся агитационные открытки с заголовком «Восемь часов – для труда, восемь – для сна, восемь – свободных!».
В Российской империи праздник впервые отметили в 1890 году в Варшаве стачкой, собравшей 10 тысяч рабочих. С 1897 года маёвки стали носить политический характер и сопровождались массовыми демонстрациями. После Февральской революции 1917 года Первомай праздновали открыто: миллионы рабочих выходили на улицы с лозунгами: «Вся власть Советам!», «Долой империалистическую войну!».
В 1917 году Российская империя первый раз легально отпраздновала Первомай. Временное правительство объявило этот день «свободным от занятий», и на один день во всей стране полностью остановились заводы, торговые предприятия, газеты и даже телеграфы. В Петрограде, Москве и других городах прошли многотысячные демонстрации.
11 ноября (29 октября по старому стилю) 1917 года декретом Совета народных комиссаров 8-часовой рабочий день был установлен. Процесс строительства нового государства был пущен. Постепенно празднование утратило свой политический характер, что отразилось в его последнем названии Праздник Весны и Труда.
На портале Президентской библиотеки представлены многочисленные изобразительные материалы – фотографии, плакаты и открытки, иллюстрирующие проведение праздника в разные годы. В коллекции «1917» есть раздел, посвященный празднованию Первого мая, где представлены открытки, выпущенные в 1917 году. Преимущественно запечатлены демонстрации и митинги, проходившие в различных частях Петрограда.
Это снимки, сделанные разными фотографами в центре города: «1 мая 1917 года на Дворцовой площади», «Празднование 1 мая. Марсово поле», «1-го мая (18-го апреля) 1917 г. На Исаакиевской площади. Петроград», «Мариинская площадь. Народный праздник 1 мая 1917 г.», и на заводских окраинах – «1-го мая (18-го апр.) 1917 г. Инструментальная м. П. З. Петроград» и т. д.
Работы поражают, прежде всего, массовостью рабочей манифестации и решимостью людей в борьбе за правое дело: восьмичасовой рабочий день, повышение зарплаты; на транспарантах часто мелькает требование «земли и воли».
Послереволюционное время – это время небывалых народных торжеств на улицах городов, пышных костюмированных представлений на площадях и открытых парковых площадках Петрограда. Создавались любительские коллективы, выступавшие с концертами-митингами, небольшими театральными представлениями, агитбригадами, сводками свежих новостей и другими «формами малого театра». Постепенно складывалась революционная эстрада, которая агитировала, объясняла политические задачи, поднимала злободневные проблемы и высмеивала царский режим.
Интересны карикатуры художницы, выдающегося скульптора-портретиста Сарры Лебедевой: «Эскизы плакатов для выступлений передвижных театральных коллективов в празднование 1 мая 1920 года» и «Эскизы плакатов для выступлений передвижных театральных коллективов в празднование 1 мая 1920 г. Фош. Клемансо». Рисунки возвращают нас во времена, предшествующие заключению Брестского мира. Маршал Франции и верховный руководитель войск Антанты на Западном фронте Фердинанд Фош вёл последовательную антироссийскую политику и после первых побед советской власти на экономическом фронте он был изображён художницей Лебедевой сидящим в калоше с воинственно поднятой саблей в одной руке и револьвером в другой. На эскизе «Клемансо (Тигр)» изображён французский политический и государственный деятель Жорж Клемансо. За жёсткий характер и непримиримость к политическим противникам получил прозвище «Тигр». Французский «тигр» изображен карикатурно исторгающим угрозы России.
Во время Великой Отечественной войны художники объединили праздник 1 Мая с фронтовой тематикой. В фонде Президентской библиотеки в разделе «Плакаты» электронной коллекции «Память о Великой Победе» можно ознакомиться с работами Александра Чечнева «Первомайский подарок: от автоматчицы и автоматчика – смерть немецкому захватчику!», Виктора Говорова «Да здравствует 1 Мая! Всё для фронта, всё для победы над врагом!», которые передают атмосферу праздника 1 Мая периода Великой Отечественной войны. Открытки служили небольшим, но очень важным предметом поднятия духа армии, борющейся с немецкими захватчиками.
С этими и многими другими библиотечными и архивными материалами, содержащими интересные исторические факты о праздновании 1 Мая, можно ознакомиться в фонде Президентской библиотеки.
Анна Жиляева,
ведущий специалист Регионального центра Президентской библиотеки
(2 этаж, 204 кабинет, тел: 72-83-98)